Запасы: бухгалтерский учет согласно НП(С)БУГС 123
С 1 января текущего года в соответствии с приказом Минфина от 25.11.14 г. № 1163 (далее – Приказ № 1163) усовершенствован бухгалтерский учет запасов субъектов государственного сектора и отменено действие Положения о бухгалтерском учете запасов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 14.11.13 г. № 947 (далее – Положение № 947). То есть бухучет запасов должен осуществляться по-новому. В чем именно заключаются изменения, рассмотрим в данной консультации.
НП(С)БУГС 123 изменил подход к признанию бюджетными учреждениями в учете активом запасов. Запасы признаются активом, если соблюдаются такие условия, как, в частности: стоимость запасов можно достоверно определить, существует вероятность будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и/или они имеют потенциал полезности. То есть запасы могут зачисляться в состав активов учреждения, в случае если они соответствуют хотя бы двум критериям: можно достоверно определить их стоимость, а также существует вероятность экономических выгод от их использования и/или они являются потенциально полезными. В случае несоответствия этим критериям запасы учитываются на внебалансовых счетах.
Следует отметить, что единицей учета запасов может быть их наименование или вид (группа). Субъекты государственного сектора определяют в приказе об учетной политике единицу учета запасов, которая должна быть унифицирована в определенной отрасли с учетом ее специфики деятельности.
В соответствии с п. 4 разд. ІІ НП(С)БУГС 123 приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс по первоначальной стоимости.
Теперь первоначальная стоимость запасов включает расходы на приобретение, обмен, расходы на переработку и прочие расходы, возникшие во время доставки запасов к месту хранения (использования), и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Однако отдельного счета для накопления первоначальной стоимости запасов нет – для этого используются соответствующие субсчета, предназначенные для учета запасов.
При приобретении запасов особого внимания требует вопрос включения транспортно-заготовительных расходов в первоначальную стоимость запасов. Такие расходы целесообразно включать в конкретные наименования, группы, виды запасов при их оприходовании, в случае если можно достоверно определить суммы таких расходов, которые непосредственно относятся к приобретенным запасам.
Если транспортно-заготовительные расходы связаны с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов, то их сумма может обобщаться по отдельным группам запасов на отдельном субсчете или аналитическом счете.
Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая обобщается на отдельном субсчете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, безвозмездно переданы и т. п.) за отчетный месяц. Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая относится к выбывшим запасам, определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных расходов и стоимости выбывших запасов с отражением ее на тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие этих запасов.
Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных расходов на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц.
Запасы, приобретенные за иностранную валюту, оцениваются в валюте отчетности с применением валютного курса на дату осуществления операций (дату признания активов). Если оплата запасов в иностранной валюте предшествует их поступлению, то оценка запасов на дату их оприходования осуществляется в валюте отчетности с применением валютного курса на дату перечисления иностранной валют.
Более подробно см. консультацию в «Баланс-Бюджет» № 17, который выходит из печати 27.04.15 г.