В каких случаях денежное обязательство налогоплательщика считается согласованным в соответствии с нормами НК?
Денежное обязательство плательщика налогов – сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно вычисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, который подается контролирующему органу в сроки, установленные НКУ. Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной.
Денежное обязательство относительно суммы налоговых обязательств из налога, подлежащая удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу налогоплательщика – физического лица, считается согласованным налоговым агентом или налогоплательщиком, который получает доходы не от налогового агента, в момент возникновения налогового обязательства, который определяется по календарной дате, установленной разд. IV «Налог на доходы физических лиц» НК для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет.
Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшение (увеличение) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение (увеличение) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика, предусмотренных НКУ или другим законодательством, если:
- плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию, а при осуществлении мероприятий налогового контроля установлены факты осуществления налогоплательщиком деятельности, которая привела к возникновению объектов налогообложения, наличия показателей, которые подлежат декларированию, согласно требованиям НКУ и наличия действующих (в том числе приостановленных) лицензий на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию согласно законодательству;
- данные проверок результатов деятельности налогоплательщика, кроме электронной проверки, свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах;
- согласно налоговым и другим законодательством лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган;
- данные проверок относительно удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных НКУ, в том числе налога на доходы физических лиц таким налоговым агентом;
- результаты таможенного контроля, полученные после окончания процедуры таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях.
В случае поступления от уполномоченных органов иностранных государств документально подтвержденных сведений относительно страны происхождения, стоимостных, количественных или качественных характеристик, имеющих значение для налогообложения товаров и предметов при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны, которые отличаются от задекларированных во время таможенного оформления, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить базу налогообложения и налоговые обязательства налогоплательщика путем проведения действий, определенных п. 54.3 ст. 53 НК, на основании сведений, указанных в таких документах.
Если согласно нормам настоящей статьи сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном НК.
В случае определения денежного обязательства контролирующим органом по основаниями, указанными в подпунктах 54.3.1 - 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 НК, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, наступающих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой плательщик налогов начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.
Следует отметить, что налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, транспортный налог и плата за землю физическими лицами уплачивается в течение 60 дней с дня вручения налогового уведомления-решения.
Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных п. 56.3 ст. 56 НК, останавливает выполнение плательщиком налогов денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок от дня подачи такой жалобы контролирующему органу до дня окончания процедуры административного обжалования.
В течение указанного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которая обжалуется, считается несогласованной.
День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.
При обращении плательщика налогов в суд с иском о признании противоправным и/или отмены решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.