Утверждены новые типовые формы для отражения результатов инвентаризации (обзор приказа № 572)
 
                С 1 января 2015 года бюджетные учреждения при проведении  инвентаризации и оформлении ее результатов должны руководствоваться Положением об  инвентаризации активов и обязательств (далее – Положение № 879), которое  заменило Инструкцию по  инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса  бюджетных учреждений (далее – Инструкция № 90). Впрочем, Положение № 879  не содержит типовых форм, которыми оформляются результаты инвентаризации, а  имеет только норму, согласно которой бюджетные учреждения отражают результаты  проведенных инвентаризаций в формах, установленных законодательством. 
 Все это время в  случае необходимости бюджетные учреждения применяли типовые формы, приведенные  в приложениях к Инструкции № 90. Приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572 (далее – Приказ № 572) утверждены типовые формы для отражения результатов  инвентаризации, которые могут применяться юридическими лицами независимо от их  организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами  иностранных субъектов хозяйствования. Отныне  бюджетные учреждения могут использовать:
 ·          Инвентаризационную опись необоротных  активов;
 ·          Инвентаризационную опись запасов;
 ·          Инвентаризационную опись материальных  ценностей, принятых на ответственное хранение;
 ·          Сверочную ведомость результатов  инвентаризации необоротных активов;
 ·          Сверочную ведомость результатов  инвентаризации запасов;
 ·          Акт о результатах инвентаризации  денежных средств;
 ·          Акт инвентаризации наличия денежных документов,  бланков документов строгой отчетности;
 ·          Акт инвентаризации наличия финансовых  инвестиций;
 ·          Акт инвентаризации расчетов с  дебиторами и кредиторами;
 ·          Акт инвентаризации дебиторской или  кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая  планируется к списанию;
 ·          Акт инвентаризации расчетов  относительно возмещения материальных убытков;
 ·          Протокол инвентаризационной комиссии.
 Таким образом,  как и раньше, для документального оформления инвентаризации имеем 12 форм, но они несколько отличаются от форм, утвержденных Инструкцией № 90. 
 Так, для  проверки наличия и состояния необоротных активов в настоящий момент  применяется Инвентаризационная опись необоротных активов (ранее – три разных  документа: Инвентаризационная опись основных средств, Инвентаризационная опись  нематериальных активов, Инвентаризационная опись других необоротных  материальных активов и запасов). Кроме того, новая универсальная форма  значительно расширена, что продиктовано нормами НП(С)БУГС 121 «Основные  средства». Поэтому отныне по данным бухгалтерского учета, кроме привычной  информации о наименовании, номенклатурном номере, инвентарном номере и номере  паспорта, дате ввода в эксплуатацию, количестве и стоимости, для каждой позиции  необоротных активов нужно указывать первоначальную (переоцененную) стоимость,  сумму накопленной амортизации, балансовую стоимость и срок полезного  использования. 
 Конечно,  заполнение такого количества данных будет требовать больше времени, но  Инвентаризационная опись действительно будет тем документом, который обеспечит  достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, в частности выявление  активов, которые не соответствуют критериям признания, и необходимость их  обновления. 
 При  инвентаризации денежных документов и бланков документов строгой  отчетности применяется одноименный акт (по содержанию почти индентичный  знакомой нам Инвентаризационной описи бланков документов строгой отчетности –  приложение 8 к Инструкции № 90), а денежных средств – Акт результатов  инвентаризации денежных средств.
 Заметим, что  для оформления результатов инвентаризации наличности Приказом № 572  форма не предусмотрена, зато п. 3 данного документа рекомендует использовать  для этого Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств по форме  приложения 7 к Положению  о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине. 
 Вместо Акта  инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами введены три формы: 
 ·          Акт инвентаризации расчетов с  дебиторами и кредиторами; 
 ·          Акт инвентаризации дебиторской или  кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая  планируется к списанию; 
 ·          Акт инвентаризации расчетов  относительно возмещения материальных убытков. 
 Такая  детализация поможет разобраться в причинах возникновения задолженностей,  задокументировать их и найти эффективные методы относительно ее устранения и  предотвращения.
Более подробный обзор см. в журнале «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» от 03.08.15 г. № 31.