Трансфертное ценообразование: организуем систему контроля на предприятии
Напомним, что трансфертное ценообразование – это система определения обычной цены товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, которые являются контролируемыми. В случае осуществления таких операций предприятие должно применять обычные цены при исчислении налога на прибыль и НДС.
Приведем основные этапы контроля за трансфертным ценообразованием:
1. Подготовка перечня лиц, операции с которыми могут быть признаны контролируемыми.
2. Мониторинг операций с такими лицами.
3. Выявление и инвентаризация контролируемых операций.
4. Поиск сопоставимых операций (критерии для поиска, последовательность применения источников информации, порядок получения информации).
5. Функциональный анализ (включает в себя сведения о функциях, которые выполняются сторонами операции, использованных ими в такой операции активах и учтенных экономических (коммерческих) рисках).
6. Выбор метода ценообразования, экономический анализ.
7. Составление документации с обоснованием цены.
8. Подготовка и представление отчетности.
Первый опыт применения на практике налогового законодательства в сфере трансфертного ценообразования показал, что поиск контролируемых операций и определение по ним обычных цен – это большой объем дополнительной работы для предприятия, особенно для бухгалтера. Во избежание налоговых рисков и для обоснования уровня договорных цен в контролируемых операциях предприятию необходимо организовать эффективную систему контроля за соблюдением законодательных требований.
Первым шагом в организации системы контроля за трансфертным ценообразованием должна быть разработка внутреннего регламента (регламентов), то есть детального пошагового описания всех процессов контроля с распределением обязанностей между соответствующими службами предприятия.
Внутренний регламент должен содержать подробное описание каждого этапа контроля.
Описание такого этапа, как поиск сопоставимых операций, должно содержать последовательность поиска информации в источниках информации: официальные источники, другие доступные источники или собственные операции. Если предприятие применяет специальные правила определения цены, то в регламент необходимо будет включить перечень бирж, которые могут предоставить информацию о биржевых котировках.
Чрезвычайно важным является также вопрос, как подтвердить наличие или отсутствие информации. Поэтому в регламенте должны быть четко прописаны способы получения информации (например, «подать запрос в письменной форме в официальные источники»). Если информация берется из Интернета, можно сделать скрин экрана, если из печатного издания – ксерокопию и т. п. То есть ответственное лицо должно четко понимать алгоритм своих действий по получению и подтверждению необходимой информации.
Более подробную консультацию см. в журнале „БАЛАНС-АГРО” от 24.11.14 г. № 44.