Ваше улюблене видання Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как гарантированно получить ИНК по новым правилам?

10 июля 2017 г.

Из этой статьи вы узнаете: как составить обращение в ГФС, чтобы получить индивидуальную налоговую консультацию (далее – ИНК), а не отказ.
Что можно сделать на практике: создать шаблон обращения со всеми нужными реквизитами, чтобы в случае необходимости быстро подать его в ГФС.

Что такое ИНК?
ИНК – это разъяснение контролирующих органов по вопросам практического применения отдельных норм налогового и иного законодательства (п. 52.1 Налогового кодекса, далее – НК).

В каких случаях налогоплательщику лучше обратиться за ИНК?
Обращаться за ИНК стоит во всех случаях, когда вам не понятен смысл законодательной нормы. Особенно если неправильное применение этой нормы может обернуться для вас доначислением налогов и штрафными санкциями.
Все знают, что некоторые формулировки в налоговом законодательстве прописаны нечетко или двояко. Это позволяет контролирующим органам истолковывать их не в пользу налогоплательщика.

Что дает ИНК?
ИНК поможет защититься от различных рисков и получить исчерпывающую информацию по вопросу, который возник у налогоплательщика. А самое главное – наличие ИНК освобождает налогоплательщика от ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции или/и пеня), за неправильное применение налоговых норм на практике.
Однако здесь важно учитывать две особенности:
1. ИНК может применяться только налогоплательщиком, которому она предоставлена (п. 52.2 НК).
2. Применение ИНК не освобождает от обязательства по уплате налогов (п. 53.1 НК). Поясним это положение на примере.
Предприятие действовало на основании ИНК, но во время плановой проверки должностные лица ГФС не согласились с выводами, изложенными в ИНК, и доначислили налоговое обязательство. В этом случае предприятие освобождается от штрафных санкций за неуплату налога, но не от самой уплаты доначисленного налога.

В какой форме предоставляется ИНК?
ИНК может предоставляться в устной или письменной форме. Плата за ИНК не предусмотрена. Устные консультации предоставляются налоговыми инспекциями, письменные – исключительно областными, межрегиональными органами ГФС, органом ГФС в г. Киеве и ГФС Украины (обращаться можно в любой из этих органов на выбор).
Мы рекомендуем получать ИНК только в письменном виде, поскольку, если придется доказывать в административном или судебном порядке правомерность своих действий, устное разъяснение не будет считаться доказательством.
ИНК должна содержать реквизиты, перечисленные в п. 52.3 НК.

Как правильно составить запрос на ИНК?
Согласно п. 52.1 НК письменное обращение за получением ИНК должно содержать:
• название юрлица или Ф. И. О. физлица, адрес, номер телефона и электронной почты заявителя;
• код ЕГРПОУ (для юрлица), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физлица) или серию и номер паспорта (для физлиц, которые по религиозным убеждениям отказались принять ИНН, уведомили об этом контролирующий орган и имеют соответствующую отметку в паспорте);
• обоснование практической необходимости получения ИНК. То есть нужно просить не просто разъяснение той или иной нормы НК, а порядок применения ее на практике, например: «Просим пояснить, правильно ли мы понимаем, что с учетом пп. 14.1.16, 14.1.224 НК наше предприятие имеет право с 01.01.17 г. продавать бензол каменноугольный марки БС без создания акцизного склада и без оборудования резервуаров расходомерами и уровнемерами таких товаров (продукции)?»;
• подпись налогоплательщика;
• дату подписания обращения.
Совет: создайте шаблон обращения, которым вы будете пользоваться на практике. Это ускорит процесс получения ИНК.

Каким нормативным актом установлен порядок предоставления ИНК?
В п. 52.4 НК определено, что Минфин должен утвердить порядок ведения и форму единой базы ИНК, однако на сегодня этот документ еще не принят. Механизм рассмотрения обращения и предоставления ИНК регламентирован Порядком, утвержденным приказом ГФС от 25.04.17 г. № 293 (далее – Порядок № 293, см. на с. 15 этого номера).

В каком порядке рассматриваются обращения налогоплательщиков?
Этап 1. ГФС регистрирует обращение налогоплательщика о получении ИНК (п. 1.1 Порядка № 293).
Этап 2. В ходе предварительного анализа обращения структурное подразделение, которое назначено главным исполнителем, устанавливает наличие таких обстоятельств (п. 1.5 Порядка № 293):
• соблюдается ли налогоплательщиком или его представителем порядок оформления обращения, предусмотренный п. 52.1 НК;
• относится ли обращение к компетенции структурного подразделения – главного исполнителя. Если не относится, обращение направляют в другое структурное подразделение в трехдневный срок;
• соответствует ли обращение требованиям Законов от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» (далее – Закон № 393), от 13.01.13 г. № 2939-VI «О доступе к публичной информации», от 05.07.12 г. № 5076-VI «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и других законов, которые определяют иной порядок подачи обращений, жалоб, запросов и т. д.;
• нужны ли выводы других структурных подразделений для рассмотрения обращения по сути или/и проведения заседания комиссии по спорным вопросам.
Этап 3. Подготовленный проект ИНК утверждается всеми заинтересованными подразделениями и подписывается руководителем ГФС (п. 2.4 Порядка № 293).
Этап 4. Два экземпляра ИНК сканируются и регистрируются в Едином реестре ИНК (п. 2.6 Порядка № 293).
Если обращение о получении ИНК направляется в ГУ ГФС, то процедура регистрации и предварительного анализа осуществляется аналогично. Отличие состоит в том, что отсканированная копия ИНК вместе с копией обращения и другими документами направляется в течение 15 календарных дней (далее – к. д.) со дня получения обращения в ГФС для внесения в Единый реестр ИНК (пп. 3.2.2 Порядка № 293).
О направлении ИНК для регистрации в ГФС заявителю сообщают заказным письмом с уведомлением о вручении или информируют лично (его представителя) либо с использованием электронной связи (пп. 3.2.3 Порядка № 293).
Этап 5. ГФС после получения ИНК может принять такие решения:
• если ИНК отвечает требованиям НК – сведения о ней вносятся в Реестр;
• если ИНК не отвечает требованиям НК или/и не содержит ответа на поставленные налогоплательщиком вопросы – ответственный исполнитель готовит новую консультацию и регистрирует ее.
ИНК регистрируется на протяжении 10 дней со дня ее получения, но не позже 35 дней после дня получения соответствующего обращения (п. 4.3 Порядка № 293).
Обратите внимание! Письменная консультация обязательно обнародуется в Едином реестре на официальном веб-сайте ГФС без указания личных данных: наименования или Ф. И. О. налогоплательщика, ЕГРПОУ или регистрационного номера учетной карточки и адреса. Доступ к базе данных Реестра и официальному веб-сайту ГФС бесплатный и свободный (http://www.sfs.gov.ua). ИНК, не внесенная в Реестр, не освобождает налогоплательщика от ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции или/и пеня) (п. 53.1 НК).

Полный текст консультации см. в "Баланс" № 54-55, который вышел из печати 10.07.17 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!