Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Изменения в законодательство, действующие с января 2015 года (с учетом отдельных законопроектов)

January 3, 2015

Закон о Госбюджете на 2015 год
•           С 1 января будут действовать размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы, установленные Законом о Госбюджете на 2015 год, который Верховная Рада приняла в целом (на момент подписания номера в печать текст Закона на сайте Верховной Рады недоступен). Согласно законопроекту от 12.12.14 г. № 1000 эти размеры предусматривается оставить с 1 января по 30 ноября 2015 года на уровне декабря 2014 года – 1 218 грн., а с 1 декабря 2015 года – повысить до 1 330 грн. (зарплату в почасовом размере повысить от 7,29 до 8,25 грн.).

Общегосударственные налоги и сборы
•           Законопроектом от 22.12.14 г. № 1578, принятым Верховной Радой в целом (далее – Законопроект № 1578), предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс (далее – НК) относительно налоговой реформы. Планируется сокращение количества налогов и сборов, в частности, путем трансформации: в акцизный налог – акцизного налога, эконалога (с топлива), сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора за первую регистрацию транспортного средства; в эконалог – эконалога (кроме топлива); в рентную плату – платы за пользование недрами, сбора при пользовании радиочастотным ресурсом Украины, сбора за специспользование воды, сбора за специспользование лесных ресурсов; в налог на недвижимое имущество – налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, платы за землю; в единый налог – единого налога, фиксированного сельхозналога.

Налог на прибыль
•           В части реформирования налога на прибыль Законопроектом № 1578, в частности, предусматривается единый учет на базе стандартов финансовой отчетности; признание базой налогообложения финансового результата, определенного по стандартам финансовой отчетности, откорректированного на ограниченное количество налоговых разниц (ст. 134 НК); сокращение количества налоговых разниц до трех (амортизация, резервы, финансовые операции) (ст. 138–140 НК); применение налоговых разниц только крупными предприятиями. Налоговые разницы будут определять плательщики налога на прибыль с доходом более 20 000 000 млн грн. в год (ст. 134 НК).

НДС
•           С 1 января должны заработать изменения в администрировании НДС (если не будут отменены или перенесены), внесенные в НК Законом от 31.07.14 г. № 1621-VII (с изменениями, внесенными Законом от 07.10.14 г. № 1690-VII (см. «БАЛАНС», 2014, № 65-66 и № 96-97 соответственно). В частности:
– декларацию по НДС подают в электронной форме все плательщики НДС без исключения (п. 49.4 НК);
– обязательной регистрации плательщиками НДС подлежат только лица, у которых объем поставок в течение последних 12 календарных месяцев совокупно будет превышать 1 000 000 грн. без учета НДС (п. 181.1 НК);
– база налогообложения операций по поставке товаров/услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/услуг, а необоротных активов – не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета, сложившейся на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого происходит такая поставка (исключение – поставка товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию, и газа, который поставляется для нужд населения (п. 188.1 НК). Законопроектом № 1578 предлагается установить, что база налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг не может быть ниже их себестоимости;
– Законопроектом № 1578 предусматривается, что расчет корректировки к налоговой накладной составляется также в случае исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг (п. 192.1 НК);
– право на налоговый кредит при поставке услуг нерезидентом возникает на дату составления налогоплательщиком налоговой накладной (далее – НН) по таким операциям при условии ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) (п. 198.2 НК);
Законопроектом № 1578 предлагается новый механизм учета НДС при осуществлении не облагаемых налогом операций (п. 198.3–198.5, 199.1);
– к налоговому кредиту не относятся суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, которые не подтверждены НН, зарегистрированными в ЕРНН (п. 198.6 НК). Законопроектом № 1578 предусматривается отнесение к налоговому кредиту НН, зарегистрированных в ЕРНН с нарушением установленных сроков, но не позже чем через 180 календарных дней с даты составления НН; а для налогоплательщиков, которые применяют кассовый метод, – не позже чем через 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета;

– в связи с отменой п. 200.6 НК и восстановлением п. 200.10–200.13, 200.18 НК бюджетное возмещение можно заявлять только на расчетный счет и налогоплательщики могут иметь право не только на автоматическое, но и на обычное бюджетное возмещение (п. 2 разд. ІІ Закона № 1690);

– изменились критерии автоматического бюджетного возмещения (п. 200.19 НК);
– исключен п. 200.22 НК (относительно камеральных проверок и критериев определения налогоплательщиков, которые имеют позитивную налоговую историю);
– Законопроектом № 1578 предложено исключить ст. 2001, которая определяет правила электронного администрирования НДС в редакции Закона № 1621, и принять ее в новой редакции (см. «БАЛАНС», 2014, № 107-108, с. 5);
все НН предоставляются только в электронной форме и регистрируются в ЕРНН. Поставщик обязан предоставить покупателю (получателю) НН, составленную в электронной форме и зарегистрированную в ЕРНН (п. 201.1 НК);
– регистрации в ЕРНН подлежат все НН независимо от размера НДС в одной НН и статуса товара (импортный или подакцизный) (п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НК);
– в случае выявления расхождений между данными налоговой декларации и ЕРНН контролирующие органы имеют основание для проведения документальной внеплановой выездной проверки продавца и в определенных случаях – покупателя товаров/услуг. В случае отказа продавца предоставить НН или нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН покупатель имеет право приложить к декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика. Подача этого заявления уже не является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита, а является только поводом для документальной проверки поставщика (п. 201.10 НК).
•           С 1 января действуют изменения в порядок налогообложения по соглашениям о разделе продукции, в частности:

– если многосторонним соглашением о разделе продукции предусмотрена возможность регистрации плательщиками НДС не только оператора, но и инвесторов, регистрационное заявление следует подать в одном отчетном периоде – до 10-го числа следующего месяца после принятия решения о регистрации;
– НН, выписанная оператором инвестору, подлежит регистрации в ЕРНН (п. 337.3–337.4 НК).
•           С 1 января применяется обновленный Порядок определения соответствия плательщика НДС критериям, которые дают право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, утвержденный приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1128 (далее – Порядок № 1128, см. «БАЛАНС», 2014, № 105-106). В частности, установлен новый критерий (пп. 3 п. 4 Порядка № 1128), а именно: плательщики НДС имеют необоротные активы, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета втрое превышает сумму НДС, заявленную к возмещению, а также осуществляют операции, к которым применяется нулевая ставка или осуществляют инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 000 000 грн. в течение последних 12 календарных месяцев. Одновременно отменены критерии, установленные пп. 200.19.4 и 200.19.5 НК, и одно из требований, предусмотренных пп. 200.19.6 НК. Законопроектом № 1578 предлагается предоставить право на получение автоматического бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не имеют необоротные активы в достаточных размерах, однако отвечают другим критериям, при условии, что такие плательщики имеют финансовую гарантию на сумму заявленного бюджетного возмещения, выданную на один год банковским учреждением.
Постановлением № 1128 установлено, что возмещение инвестору (оператору) по соглашению о разделе продукции осуществляется без применения критериев, указанных в Порядке № 1128 (см. «БАЛАНС», 2014, № 105-106).

НДФЛ

Законопроектом № 1578 предлагается через год, то есть с 1 января 2016 года, ввести в действие пп. 169.1.1 НК, согласно которому размер налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) равняется 100 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц) (разд. XIX НК). Следовательно, вероятнее всего, что до 31 декабря 2015 года НСЛ будет предоставляться, как и раньше, в размере 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Акцизный налог

•           С 1 января для алкогольных напитков и табачных изделий отечественного и импортного производства введены марки акцизного налога нового образца стоимостью: для алкогольных напитков – 0,1926 грн., для табачных изделий – 0,091 грн. (постановление КМУ от 19.11.14 г. № 627).

•           С 1 января до 31 декабря 2015 года на спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), применяется ставка акцизного налога – 59,96 грн. за 1 л 100%-ного спирта (п. 1 подразд. 5 разд. XX НК).

Налог на землю

При исчислении земельного налога с 1 января 2015 года новые ставки этого налога, установленные Законом от 27.03.14 г. № 1166, будут применяться при условии официального обнародования до 15 июля 2014 года соответствующих решений органов местного самоуправления об утверждении ставок налога за земельные участки (п. 271.2 НК).
•           С 1 января введена индексация нормативной денежной оценки земли для определения базы обложения фиксированным сельскохозяйственным налогом (далее – ФСН):
– для сельхозтоваропроизводителей базой обложения ФСН является нормативная денежная оценка 1 га сельхозугодий (пашен, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), с учетом коэффициента индексации, определенного на 1 января базового налогового (отчетного) года согласно разд. XIII НК;
– для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) базой обложения ФСН является нормативная денежная оценка 1 га пашни в АР Крым или в области, с учетом коэффициента индексации, определенного на 1 января базового налогового (отчетного) года согласно разд. XIII НК (п. 303.1 НК).

Проверки
•           С 1 января начинается проведение электронных проверок налогоплательщиков – субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса (п. 17 подразд. 10 разд. ХХ НК).
•           С 1 января действуют изменения в ст. 12 антикоррупционного Закона от 07.04.11 г. № 3206-VI. В случае выявления в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера недостоверных сведений субъект декларирования должен подать декларацию с достоверными данными. Такая декларация обнародуется вместо ранее обнародованной. При представлении заведомо недостоверных сведений в декларации субъект декларирования привлекается к дисциплинарной и административной ответственности (п. 10 ст. 12 Закона от 13.05.14 г. № 1261-VII).
•           С 1 января изменился порядок осуществления госнадзора в сфере предоставления услуг электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). В частности, дополнен перечень законодательных и нормативных документов, соблюдение которых подлежит проверке, и в новой редакции изложена форма акта, который составляется по результатам проведения плановой (внеплановой) проверки субъектов хозяйствования (далее – СХ) в сфере услуг ЭЦП (приказ Администрации Госспецсвязи от 16.09.14 г. № 462).
•           С 1 января устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства об идентификации и регистрации животных, в частности:
– определен размер штрафа, который налагается на граждан, – от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.), на физлиц-предпринимателей, уполномоченных лиц – от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) за неподачу для регистрации данных об идентифицированных животных, о хозяйствах по их разведению и содержанию, перемещении, забое, утилизации, гибели, падеже и т. п.;
– штраф на администраторов за вымогание не предусмотренных законом данных или документов для внесения в Единый государственный реестр животных составляет от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) (ст. 1072 КУоАП) (Закон от 14.08.14 г. № 1648-VII).

Учет (бухгалтерский, статистический)
•           С 1 января действует новое Положение об инвентаризации активов и обязательств, которое применяют юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (кроме банков), а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Положением руководствуются и бюджетные учреждения. Соответственно утратили силу Инструкции, утвержденные приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 и приказом ГУ Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (приказ Минфина от 02.09.14 г. № 879).
•           С 1 января доверенность на получение ТМЦ не применяется, поскольку утратила силу Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина от 16.05.96 г. № 99. Зато Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, дополнено нормой, согласно которой полномочия на осуществление хозяйственной операции лица, которое в интересах юрлица или физлица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие ТМЦ согласно договору, подтверждаются в соответствии с законодательством. В частности, таким подтверждающим документом может быть письменный договор, доверенность, акт органа юрлица и т. п. (приказ Минфина от 30.09.14 г. № 987).
•           С 1 января в связи с отменой приказа Минфина от 30.11.09 г. № 1396 (далее – Приказ № 1396) прекращено действие изменений в П(С)БУ 7–9, внесенные этим приказом. В частности, названные стандарты теперь не определяют особенности бухучета основных средств, нематериальных активов и запасов учреждениями. Отмена Приказа № 1396 связана с вступлением в силу с 1 января изменений в соответствующие НП(С)БУ в госсекторе, внесенных приказом Минфина от 25.11.14 г. № 1163.

•           С 1 января вступает в силу Статистический классификатор организационных форм субъектов экономики (СКОФ) (приказ Госстата от 29.09.14 г. № 271).
•           С 1 января вводится в действие Классификация институционных секторов экономики Украины, согласно которой экономика страны состоит из пяти основных секторов: нефинансовых корпораций, финансовых корпораций, общего государственного управления, домашних хозяйств, некоммерческих организаций (приказ Госстата от 03.12.14 г. № 378).

РРО
•           С 1 января разрешается регистрация только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты. В органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи подают:
– информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или операций по купле-продаже инвалюты, которая содержится в фискальной памяти указанных РРО, – СХ, которые используют электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже инвалюты;
– электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены, – СХ, которые используют другие РРО, кроме вышеназванных (изменения в п. 8 разд. ІІ, абзацы второй и третий п. 7 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, внесенные Законом от 06.12.12 г. № 5518-VI).
Согласно разъяснению ГФС от 01.12.14 г., система учета данных от РРО (далее – СУД РРО) дорабатывается для обеспечения передачи и обработки информации с РРО в чековом режиме. А именно: СУД РРО предусматривает возможность:
– получать, хранить и использовать для анализа информацию об объемах продажи, отраженных в каждом чеке (расчетном документе). Это повышает качество аналитических данных, которые используются во время налогового контроля, и, соответственно, уменьшает налоговый контроль добросовестных налогоплательщиков;
– осуществлять общественный контроль за бизнесом (покупатель, который получил чек, сможет получить информацию об отражении такого чека в СУД РРО).
ТЭК. Строительство. Транспорт. Недра
•           1 января закончилось действие моратория на возбуждение дел о банкротстве горных предприятий (горнодобывающих предприятий, шахт, рудников, карьеров, разрезов, обогатительных фабрик, шахтоуглестроительных предприятий), в уставных капиталах которых государственная доля составляет не менее 25 %, кроме тех, которые ликвидируются по решению собственника (Закон от 22.03.13 г. № 155-VII).
•           С 1 января все категории потребителей электрической энергии приобретают статус квалифицированных потребителей (Закон от 24.10.13 г. № 663-VII).
•           С 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года установлен «зеленый» тариф в размере 350,41 коп/кВт•ч (без НДС) для частных домохозяйств, которые производят электроэнергию из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики, вмонтированными (установленными) на крышах и/или фасадах домов, зданий и сооружений, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, и введенными в эксплуатацию (постановление НКРЭ от 16.01.14 г. № 28).
•           С 1 января применяются прогнозные среднегодовые показатели опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины на 2015 год, рекомендованные к применению приказом Минрегионстроя от 11.11.14 г. № 307.
•           С 1 января (с 00 часов) перевозка транзитных грузов железнодорожным транспортом Украины осуществляется в соответствии с Тарифной политикой железных дорог государств – участниц СНГ на перевозку грузов в международном сообщении на 2015 фрахтовый год, принятой XXIII Тарифной конференцией железнодорожных администраций – участниц Тарифного соглашения (28–31 октября 2014 года, г. Тбилиси) (приказ Мининфраструктуры от 26.11.14 г. № 607).
 •           С 1 января арендная плата за водные объекты (их части), которые предоставляются в пользование на условиях аренды Советом министров АР Крым, областными, районными, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациями, местными советами, засчитывается в бюджеты арендодателей (Закон от 04.07.14 г. № 1592-VII).
Торговля лекарственными средствами
•           С 1 января вводится лицензирование хозяйственной деятельности по импорту активного фармацевтического ингредиента (любые вещества или смеси веществ, которые используются в производстве лекарственного средства и во время такого использования становятся его активным ингредиентом) (Закон от 04.07.12 г. № 5038-VI).
•           С 1 января оборот препаратов инсулина, в частности их закупка за средства местных бюджетов, осуществляется после декларирования изменения оптово-отпускной цены на такие препараты, которая не может превышать рассчитанный и установленный предельный уровень оптово-отпускных цен на них, и внесения ее в реестр оптово-отпускных цен. Предельные снабженческо-сбытовые и предельные торговые (розничные) надбавки на препараты инсулина устанавливаются в соответствии с постановлением КМУ от 12.11.14 г. № 639 (постановление КМУ от 05.03.14 г. № 73).
Социальные вопросы
•           С 1 января по 31 декабря 2015 года размер пособия по безработице остался на уровне сентября – декабря 2014 года. То есть помощь, которая предоставляется застрахованному лицу, страховой стаж которого в течение 12 месяцев до его регистрации как безработного составляет не менее 6 месяцев, не может быть менее 80 % от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Застрахованные лица, которые в течение 12 месяцев до их регистрации безработными имели страховой стаж менее 6 месяцев или были уволены с последнего места работы по основаниям, предусмотренным п. 3, 4, 7 и 8 ст. 40, ст. 41 и 45 КЗоТ, получают 544 грн. (постановление правления ФСС на случай безработицы от 02.12.14 г. № 36).

•           С 1 января вступили в силу нормы Закона от 17.04.14 г. № 1223-VII о восстановлении прав депортированных лиц. В частности, определены основания для лишения статуса депортированного лица (приобретение гражданства другого государства; выбытие на ПМЖ за пределы Украины; предоставление недостоверных сведений, на основании которых был предоставлен статус депортированного) (ст. 5);
•           С 1 января изменились размеры пенсий в случае потери кормильца, которые назначаются согласно п. «а» ст. 36 Закона от 09.04.92 г. № 2262-XII (далее – Закон № 2262). А именно: размер пенсии членам семей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, других лиц, которые погибли (умерли) в результате ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и т. п., – 70 % денежного обеспечения (зарплаты) погибшего (умершего) кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи. Такая же пенсия назначается детям и другим лицам, указанным в абзаце втором ст. 30 Закона № 2262 (в частности, лицам, которые утратили источник средств к существованию), независимо от того, находились они на иждивении погибшего (умершего) кормильца или нет. Пенсия на двух и более членов семьи, которые находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца, составляет 90 % денежного обеспечения. Пенсии, назначенные раньше, могут быть пересчитаны (Закон от 20.05.14 г. № 1274-VII).
•           С 1 января пенсии в случае потери кормильца, которые назначаются членам семей военнослужащих, лиц, которые имеют право на пенсию согласно Закону № 2262, не могут быть ниже двух размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Лица, которым пенсия в случае потери кормильца была назначена раньше, имеют право на перерасчет пенсии (Закон от 20.06.14 г. № 1542-VII).
•           С 1 января в детских заведениях оздоровления и отдыха применяются нормы питания и нормы замены продуктов по энергоценности, утвержденные постановлением КМУ от 22.11.04 г. № 1591 в редакции постановления КМУ от 06.08.14 г. № 353.

•           С 4 января вступил в силу новый Закон от 05.06.14 г. № 1315-VII «О стандартизации» (одновременно утратил силу предыдущий Закон от 17.05.01 г. № 2408-III).
•           С 4 января функции национального органа стандартизации выполняет ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» (распоряжение КМУ от 26.11.14 г. № 1163-р).
•           С 6 января предоставление Госфининспекции и ее территориальным органам электронных данных из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минюста от 16.03.12 г. № 420/5, изложенным в редакции приказа Минюста от 01.07.14 г. № 1043/5. Ежегодно до 25 декабря Госфининспекции предоставляются техническим администратором данные из ЕГР в электронном виде в форме аналитической выборки и расширенной выписки. Госфининспекции и ее территориальным органам запрещается предоставлять сведения из ЕГР другим лицам по их обращению.
•           С 16 января действуют изменения в документы Минтранса, принятые для безопасной перевозки опасных грузов во внутреннем сообщении, а именно: в Правила безопасности и порядок ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом (приказ от 16.10.2000 г. № 567), Правила перевозки наливных грузов (приказ от 18.04.03 г. № 299), Правила перевозки опасных грузов (приказ от 25.11.08 г. № 1430) (приказ Мининфраструктуры от 05.11.14 г. № 565).
•           С 26 января действует Закон от 14.10.14 г. № 1698-VІІ «О Национальном антикоррупционном бюро Украины». 
Подробнее см. в «БАЛАНС», 2015, № 1.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!