Изменения в законодательство, действующие с декабря 2017 года
· С 1 декабря повысился размер прожиточного минимума (далее – ПМ): для трудоспособных лиц – до 1 762 грн.; детей в возрасте до 6 лет – 1 492 грн., от 6 до 18 лет – 1 860 грн.; лиц, утративших трудоспособность, – 1 373 грн. Общий показатель ПМ составляет 1 700 грн. (ст. 7 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VIII). Соответственно изменились показатели, на которые влияет размер ПМ (Таблица — на что влияет новый прожиточный минимум с 01.12.2017).
· С 2 декабря энергетическая маркировка телевизоров должна соответствовать требованиям Технического регламента, утвержденного постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 359. Во время государственного рыночного надзора за соответствием телевизоров требованиям Техрегламента органы государственного рыночного надзора: устанавливают наличие энергетической этикетки и микрофиши и их соответствие требованиям приложений 1 и 2 к Техрегламенту, а также проверяют соответствие фактических технических характеристик телевизоров требованиям приложения 7. Если поставщик или дилер не соблюдает данные требования, телевизоры считаются не соответствующими требованиям.
Документом, в частности, определены: обязанности поставщиков и дилеров; информация, которая должна предоставляться в случае, если конечные потребители не могут увидеть телевизор (приложение 4) и если реализация телевизора для продажи, в прокат или лизинг осуществляется через Интернет (приложение 5) и т. п.
Техрегламент внедряет Госагентство по энергоэффективности и энергосбережению (далее – Госэнергоэффективности). Телевизоры, введенные в оборот до 2 декабря 2017 года, которые не соответствуют всем или отдельным требованиям Техрегламента, могут предоставляться на рынке до 2 июня 2018 года.
· С 7 декабря вступает в силу План мероприятий по введению Техрегламента радиооборудования, утвержденного постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 355.
· С 7 декабря применяются обновленные нормы физиологических потребностей населения Украины в основных пищевых веществах и энергии. В частности, установлена суточная потребность в белках, жирах, углеводах и энергии, в минеральных веществах и витаминах детей, взрослых и лиц преклонного возраста (приказ Минздрава от 03.09.17 г. № 1073).
· До 8 декабря страховщикам, которые осуществляют страхование жизни физических лиц (далее – страховщики), необходимо привести свою деятельность в соответствие с Дополнительными требованиями к договорам страхования жизни, утвержденным распоряжением Нацкомфинуслуг от 01.06.17 г. № 2172 (далее – Требования, договор).
Документом установлены требования к договорам, не определенные Законом от 07.03.96 г. № 85/96-ВР. В частности, договор должен содержать: перечень застрахованных лиц, выгодоприобретателей по каждому страховому риску, предусмотренному договором, в случае определения разных лиц по различным страховым рискам; размер страховой суммы и/или размер регулярных, последовательных страховых выплат в виде аннуитета (далее – аннуитет), страховой тариф и страховой платеж (взнос, премия) по каждому страховому риску и/или группе страховых рисков дожития и смерти и/или по договору страхования жизни в целом; страховую премию (взнос, платеж) по каждому риску, предусмотренному в договоре; периодичность уплаты страховых премий (взносов); исчерпывающий перечень документов для получения выкупной суммы, срок такой выплаты и ответственность за несвоевременное осуществление выплаты выкупной суммы и т. п.
Также в договоре может быть предусмотрено право страховщика в случае неуплаты страхователем очередного страхового платежа (взноса) в размере и в сроки, установленные таким договором, в одностороннем порядке уменьшить размер страховой суммы и/или страховых выплат. Об этом страхователю сообщается в письменной форме с указанием новых размеров страховых сумм и/или аннуитета не позднее чем через 30 календарных дней (далее – к. д.) после такого уменьшения (редуцирования), если иной срок не определен договором.
· С 8 декабря вступает в силу Положение об установлении признаков фиктивности эмитентов ценных бумаг и включении таких эмитентов в список эмитентов, которые имеют признаки фиктивности (далее – Положение, ЦБ). Документ не распространяется, в частности, на эмитентов, которые находятся в состоянии прекращения и обращение ЦБ которых приостановлено.
Эмитент ЦБ (кроме корпоративных инвестиционных фондов) считается фиктивным в случае:
· неподачи в НКЦБФР регулярной годовой информации или регулярной квартальной информации в течение двух кварталов подряд;
· непроведения акционерным обществом (далее – АО) общего собрания акционеров в течение двух лет подряд и/или несоздания органов управления АО в течение года со дня регистрации НКЦБФР отчета о результатах частного размещения акций среди его учредителей;
· регистрации местонахождения эмитента в помещении жилищного фонда;
· если среднемесячная зарплата за отчетный период меньше минимальной;
· отсутствия чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (для страховщиков – размера чистых заработанных страховых премий) по состоянию на конец финансового года (кроме страховщиков по страхованию жизни);
· если основные средства, незавершенные капитальные инвестиции, инвестиционная недвижимость, долгосрочные биологические активы, запасы, текущие биологические активы, права пользования природными ресурсами, отсроченные налоговые активы, деньги и их эквиваленты, другие оборотные активы составляют менее 25 % активов эмитента по состоянию на конец отчетного периода.
Также признаками фиктивности признаны:
· для ПАО, страховщиков, а также других эмитентов, виды хоздеятельности которых входят в перечень, определенный КМУ, – несоставление финотчетности и консолидированной финотчетности по МСФО;
· ПАО – более чем 3-кратное превышение капитализации эмитента:
· над размером чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (для страховщиков – размера чистых заработанных страховых премий) по состоянию на конец финансового года (кроме страховщиков по страхованию жизни, холдинговых компаний);
· стоимостью его чистых активов по состоянию на конец отчетного периода;
· страховщиков по страхованию иному, нежели страхование жизни: доля активов эмитента на конец отчетного периода, которую составляет:
· дебиторская задолженность (кроме задолженности за товары, работы и услуги) в размере 25 и более процентов;
· полученные векселя в размере 20 и более процентов;
· долгосрочные финансовые инвестиции (которые учитываются по методу участия в капитале других предприятий) и другие фининвестиции в размере 40 и более процентов;
· эмитентов обеспеченных облигаций – отсутствие договора поручительства или страхования рисков непогашения основной суммы долга (непогашения основной суммы долга и невыплаты дохода по облигациям), или договора перестрахования (в случаях, предусмотренных законодательством), или отозвание гарантии выполнения эмитентом обязательства относительно погашения основной суммы долга (погашения основной суммы долга и выплаты дохода по облигациям) в период после даты регистрации НКЦБФР выпуска облигаций и проспекта их эмиссии (в случае незаключения нового договора, неполучения новой гарантии) по информации НКЦБФР.
Положением установлены также признаки фиктивности эмитента ЦБ – корпоративного инвестиционного фонда, перечень оснований для принятия решения о включении эмитента в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности (далее – список).
На основании решения НКЦБФР принимает отдельное решение о приостановке обращения ЦБ эмитента (кроме операций, связанных с выкупом ЦБ, наследованием и правопреемством, сделками, которые совершаются во исполнение решения суда, которое вступило в законную силу).
На 4-й р. д. с даты принятия решения о включении эмитента в список и решения о приостановке обращения ЦБ НКЦБФР вносит соответствующую информацию в список, который обнародуется на веб-сайте НКЦБФР и дополнительно – в одном из официальных печатных изданий НКЦБФР (в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) с даты принятия решения). Эмитент и его ЦБ считаются имеющими признаки фиктивности с даты внесения соответствующей информации в список. Указанные решения могут быть обжалованы в суде.
В случае получения документов, подтверждающих устранение признаков, которые стали основанием для принятия решения, НКЦБФР осуществляет проверку. Если по ее результатам подтверждается устранение таких признаков, эмитент исключается из списка на основании соответствующего решения НКЦБФР.
С даты внесения соответствующей информации в список эмитент и его ЦБ считаются не имеющими признаков фиктивности (решение НКЦБФР от 30.05.17 г. № 393).
С 9 декабря вступают в силу изменения в Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588 (в редакции приказа Минфина от 22.04.14 г. № 462), в частности:
· уточняется, что в случае создания обособленного подразделения юрлица с местонахождением за пределами Украины такое юрлицо подает в контролирующий орган по основному месту своего учета в бумажном виде уведомления по форме № 20-ОПП. Срок представления – в течение 10 р. д. после создания, регистрации подразделения.
При этом в графе 6 разд. 3 уведомления указывается код страны местонахождения такого подразделения, в графе 8 – его полное местонахождение, графа 7 не заполняется (п. 8.4);
· уточняется, что снятие с учета (по основному месту учета) по предыдущему местонахождению (местожительству) осуществляется автоматически одновременно со взятием на учет (по основному месту учета) по новому местонахождению (местожительству) (п. 10.10). При этом одновременно со снятием с учета юрлица (кроме юрлиц, включенных в Реестр неприбыльных учреждений и организаций) или физлица-предпринимателя по основному месту учета осуществляется взятие на учет налогоплательщика по неосновному месту учета согласно разд. VII Порядка без подачи заявления плательщиком и с учетом особенностей, определенных п. 10.14–10.21 Порядка (п. 10.13);
· исключена норма о возможности проведения контролирующим органом документальной проверки физического лица – налогоплательщика после госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности (п. 11.22);
· уточняются полномочия межрегиональных территориальных органов (далее – ГУ) и объединенных ГНИ в части учета плательщиков (п. 13.1) (приказ Минфина от 06.10.17 г. № 839).
· С 9 декабря энергетическая маркировка кондиционеров воздуха должна соответствовать требованиям Техрегламента, утвержденного постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 360. Документ, разработанный в соответствии с требованиями ЕС, распространяется на электрические кондиционеры воздуха отечественного и иностранного производства с номинальной мощностью меньше или равной 12 кВт, которые используются для охлаждения и/или обогрева. Установлены обязанности поставщиков и дилеров.
Государственный рыночный надзор за соответствием кондиционеров воздуха требованиям данного Техрегламента осуществляется путем установления наличия энергетической этикетки и микрофиши, их соответствия определенным требованиям, а также проведения проверки соответствия фактических технических характеристик кондиционера воздуха приложения 7 к Техрегламенту. При этом проверке подлежат фактический класс энергоэффективности кондиционера; годовой или почасовой объем энергопотребления кондиционером; распространение шума во время его работы.
Техрегламент вводится Госэнергоэффективности. Кондиционеры воздуха, которые были введены в оборот до 9 декабря 2017 года и не соответствуют всем или отдельным требованиям данного Техрегламента, могут быть представлены на рынке до 9 июня 2018 года.
· До 10 декабря лицензиаты, которые имеют лицензии Нацкомфинуслуг на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ЦБ), должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями абзаца второго п. 28 Лицензионных условий, утвержденных постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 913.
А именно: помещения для обслуживания клиентов (потребителей) должны быть доступными для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в соответствии с государственными строительными нормами, правилами и стандартами. Указанное должно быть документально подтверждено специалистом по вопросам технического обследования зданий и сооружений, который имеет квалификационный сертификат. Информация об условиях доступности помещения для указанных лиц и групп населения должна размещаться в месте, доступном для визуального восприятия клиентом.
· С 14 декабря применяются разработанные согласно требованиям ЕС в соответствующих сферах Техрегламенты энергетической маркировки:
- бытовых барабанных сушильных машин (далее – сушильные машины). Действие Техрегламента распространяется на сушильные машины отечественного и иностранного производства, включая предназначенные для профессионального использования, введенные в оборот на территории Украины до 14.12.17 г.
Органы государственного рыночного надзора проверяют наличие энергетической этикетки и микрофиши, их соответствие требованиям приложений 1 и 2, а также фактических технических характеристик сушильных машин приложению 6 (класс энергоэффективности; объем энергопотребления в течение цикла; класс эффективности конденсации; номинальная загруженность; потребительская мощность в режимах «выключено» и «ожидание»; время режима «ожидание» и время, в течение которого выполняется программа; уровень звуковой мощности);
- пылесосов (в частности тех, которые работают от электросети, в т. ч. гибридных и пылесосов с водным фильтром отечественного и иностранного производства). Органы государственного рыночного надзора проверяют наличие энергетической этикетки и микрофиши, их соответствие требованиям приложений 2 и 3 к данному Техрегламенту, а также соответствие фактических технических характеристик пылесосов приложению 7 (класс энергоэффективности; класс эффективности очистки; класс повторного выброса пыли; годовой объем энергопотребления; распространение шума в воздухе).
Вводит указанные Техрегламенты Госэнергоэффективности. Пылесосы и сушильные машины, введенные в оборот до 14 декабря 2017 года, которые не соответствуют всем или отдельным требованиям соответствующего Техрегламента, могут представляться на рынке до 14 июня 2018 года (постановления КМУ от 31.05.17 г. № 380 и № 381 соответственно).
· С 18 декабря вводится в действие Закон от 23.05.17 г. № 2059-VIII (далее – Закон № 2059), которым устанавливаются правовые и организационные принципы оценки воздействия на окружающую среду в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде, обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования и воссоздания природных ресурсов в процессе принятия решений об осуществлении хоздеятельности (реконструкция, техническое переоснащение, расширение, перепрофилирование, ликвидация (демонтаж) объектов, другое вмешательство в природную среду), которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду.
Административная ответственность в сфере оценки воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду предусматривает: подготовку субъектом хозяйствования (далее – СХ) соответствующего отчета; проведение общественного обсуждения; анализ уполномоченным органом информации, предоставленной в таком отчете, любой дополнительной информации, которую предоставляет СХ, а также информации, полученной от общественности во время общественного обсуждения, осуществления процедуры оценки трансграничного влияния, другой информации; предоставление уполномоченным органом мотивированного заключения по оценке воздействия на окружающую среду (далее – заключение), которое учитывается в решении об осуществлении планируемой деятельности СХ.
Планируемая деятельность и объекты, которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду и подлежат оценке такого воздействия, подразделяются на две категории:
· І категория, в частности, включает: нефте- и газоперерабатывающие заводы; ТЭС, ТЭЦ с определенными характеристиками; установки для производства обогащения/переработки ядерного топлива и т. п.; черную и цветную металлургию; химическое производство; строительство определенных Законом объектов; обращение с отходами и т. п.;
· ІІ категория, в частности, включает: сельское хозяйство, лесоводство и водное хозяйство; добывающую, энергетическую, химическую, пищевую промышленность; предприятия текстильной, кожной, деревообрабатывающей и бумажной промышленности производительностью более 1 т в сутки; туризм и рекреацию и т. п.
Статьей 3 Закона № 2059, в частности, запрещается:
· начинать планируемую деятельность этих категорий без оценки воздействия на окружающую среду и получения решения об осуществлении деятельности;
· осуществлять хоздеятельность, эксплуатацию объектов, другие вмешательства в природную среду и ландшафты в случае несоблюдения экологических условий, предусмотренных в заключении, решении об осуществлении планируемой деятельности и проектах строительства, расширения, перепрофилирования, ликвидации (демонтажа) объектов, других вмешательств в природную среду и ландшафты, а также изменений в этой деятельности или продления сроков ее осуществления.
Законом установлен механизм обеспечения своевременного и эффективного информирования общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду и проведения общественного обсуждения; представление уведомления о планируемой деятельности, которая подлежит оценке воздействия на окружающую среду, и отчета по оценке воздействия на окружающую среду; предоставление заключения. Кроме того, определен перечень правонарушений в данной сфере и установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности.
Деятельность СХ независимо от формы собственности, которая осуществляется с нарушением законодательства об оценке воздействия на окружающую среду, может быть:
· временно запрещена (приостановлена) – до выполнения установленных в заключении экологических условий приостанавливается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и оборудования;
· прекращена (полностью прекращается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и оборудования) (ст. 16).
Действие Закона не распространяется на СХ, которые получили решение об осуществлении планируемой деятельности до 18 июня 2017 года, за исключением частных случаев. Заключения государственной экологической экспертизы, полученные до 18 декабря этого года, сохраняют силу и имеют статус заключения.
· С 18 декабря в ряд законов вносятся изменения, связанные с оценкой воздействия на окружающую среду, предусмотренной Законом № 2059, в частности:
1. В Закон от 17.02.11 г. № 3038-VI:
· к проектной документации на строительство объектов, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду, прилагаются результаты такой оценки. Проекты строительства таких объектов подлежат обязательной экспертизе (ст. 31);
· заказчик имеет право выполнять строительные работы после выдачи ему органом Госархстройконтроля соответствующего разрешения – относительно объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями или подлежат оценке воздействия на окружающую среду (п. 3 ч. 1 ст. 34);
· для получения разрешения на выполнение строительных работ к заявлению прилагаются результаты оценки воздействия на окружающую среду в случаях, определенных Законом № 2059 (ч. 3 ст. 37);
· результаты оценки воздействия на окружающую среду могут быть основанием для отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ (ч. 4 ст. 37).
2. В Закон от 17.01.17 г. № 1817-VIII:
· к объектам с незначительными последствиями (СС1) не могут быть отнесены объекты, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду (пп. 4 п. 7 разд. І);
· право на выполнение подготовительных и строительных работ на объектах строительства, которые подлежат оценке воздействия на окружающую среду, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику после получения разрешения на выполнение строительных работ (абзац второй пп. 8 п. 7 разд. I).
3. В Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденный Законом от 19.05.11 г. № 3392-VI, который дополнен заключением по оценке воздействия на окружающую среду (п. 4 приложения).
· С 20 декабря обязательное авиационное страхование гражданской авиации (далее – авиационное страхование) будет осуществляться согласно новому Порядку и правилам, утвержденным постановлением КМУ от 06.09.17 г. № 676. В частности, по сравнению с действующим порядком, утвержденным постановлением КМУ от 12.10.02 г. № 1535, расширено содержание авиационного страхования за счет страхования лиц, которые имеют право находиться на борту на законных основаниях без билетов, а также страхования ответственности за вред, причиненный третьим лицам, эксплуатанта гражданского воздушного судна коммерческой авиации; эксплуатанта или владельца воздушных судов авиации общего назначения; разработчиков и производителей гражданской авиационной техники, организаций по техобслуживанию, которые имеют право проводить испытательные полеты; учебного заведения во время выполнения учебно-тренировочных полетов; эксплуатанта аэропорта (аэродрома, вертодрома, постоянной взлетно-посадочной площадки) и сертифицированных субъектов наземного обслуживания; организаций, предоставляющих услуги по аэронавигационному обслуживанию.
Так, страхователем ответственности авиационного перевозчика за вред, причиненный пассажирам, багажу, грузу и почте, является авиационный перевозчик. Минимальная страховая сумма за вред:
· который повлек за собой гибель или телесное повреждение пассажира, эквивалентна 250 000 СПЗ (специальные права заимствования – международные резервные активы на счете НБУ в Казначействе МВФ) по официальному обменному курсу НБУ на каждого пассажира;
· нанесен в результате задержки перевозки пассажиров, эквивалентна 4 694 СПЗ по официальному обменному курсу НБУ относительно каждого пассажира;
· нанесен багажу (как зарегистрированному, так и ручной клади, в т. ч. личным вещам пассажира), или за задержку в перевозке пассажира, эквивалентна 1 131 СПЗ по официальному обменному курсу НБУ относительно каждого пассажира;
· нанесен грузу или почте или нанесен в результате задержки в их перевозке, эквивалентная 19 СПЗ по официальному обменному курсу НБУ за каждый 1 кг веса (п. 21–29 Порядка).
Порядком установлены общие условия авиационного страхования, в частности:
· существенные условия определяются соответствующими договорами;
· документы, которые подаются для получения страхового возмещения (страховой выплаты) в копиях, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и печатью страхователя (при наличии) – для юрлиц или подписью страхователя – для физических лиц;
· срок страховой выплаты должен быть предусмотрен договором страхования и не должен превышать 10 р. д. после подписания страхового акта (аварийного сертификата). Расчет и страховая выплата проводятся страховщиком на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата);
· страховая выплата не может превышать страховую сумму, установленную договором страхования;
· страховщик может отказать в страховой выплате в случае:
- преднамеренных действий страхователя или лица, в интересах которого заключен договор, направленных на наступление страхового случая;
- совершения страхователем – физическим лицом или другим лицом, в интересах которого заключен договор, преднамеренного преступления, которое привело к страховому случаю;
- представления страхователем сознательно недостоверных сведений о предмете договора или о факте наступления страхового случая;
- получения страхователем полного возмещения убытков по имущественному страхованию от лица, виновного в их нанесении;
- несвоевременного уведомления страхователем о наступлении страхового случая без уважительных причин или создания препятствий в определении обстоятельств, характера и размера убытков и т. п. (ст. 26 Закона от 07.03.96 г. № 85/96-ВР).
Срок обоснованного письменного уведомления об отказе в страховой выплате – 15 суток по истечении страхового расследования.
· С 22 декабря установлены новые тарифы на депозитарные услуги (операции), которые предоставляются (осуществляются) Нацбанком, а также на услуги по учету и обращению депозитных сертификатов Нацбанка, установленные постановлением Правления НБУ от 12.08.03 г. № 333 (применяются в редакции постановления Правления НБУ от 09.11.17 г. № 108) (далее – Тарифы), а именно:
- по депозитарному обслуживанию депозитарных учреждений, которые предоставляются (осуществляются) НБУ как депозитарием (таблица 1);
- депозитарному обслуживанию депозитарных учреждений, которые предоставляются (осуществляются) НБУ как депозитарием по операциям с государственными ЦБ, размещенными за пределами Украины (таблица 2);
- депозитарному обслуживанию эмитентов, которые предоставляются (осуществляются) НБУ как депозитарием (таблица 3);
- обслуживанию операций с депозитными сертификатами НБУ (таблица 5).
Тарифы на услуги (операции), которые предоставляются (осуществляются) НБУ во время выполнения функции депозитарного учреждения для депонентов НБУ (таблица 4) будут применяться с 22 июня 2018 года.
· До 23 декабря СХ, которые осуществляют производство электроэнергии на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередях строительства электростанций (пусковых комплексах) и/или установках, которые используют альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксового газов, а с использованием гидроэнергии – произведенной только микро-, мини- и малыми ГЭС), совместно с ГП «Энергорынок», смежными лицензиатами и/или поставщиками электроэнергии для собственных нужд объектов электроэнергетики, должны привести в соответствие с требованиями Порядка, утвержденного постановлением НКРЭ от 04.04.17 г. № 472, соответствующие договоры и собственные положения о порядке взаимодействия при сборе и обмене данными коммерческого учета электроэнергии.
Только до этой даты коммерческий учет электроэнергии на указанных объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии осуществляется по существующей схеме. По окончании переходного периода в 00.00 первых суток следующего календарного месяца осуществляется фактический переход на систему коммерческого учета, предусмотренную Порядком.
· До 25 декабря на веб-сайте ГФС должны обнародовать годовой план-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Напомним, в план-график отбираются плательщики, которые имеют риск неуплаты налогов и сборов, невыполнения норм другого законодательства (ст. 77 Налогового кодекса, далее – НК; приказ Минфина от 27.02.17 г. № 294).
· По 24 декабря действует постановление Правления НБУ от 17.11.17 г. № 117, которым внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета банков Украины и в Инструкцию о его применении, утвержденные постановлением Правления НБУ от 17.06.04 г. № 280. Постановление № 117, разработанное для отражения в бухучете операций, которые осуществляются коммерческими агентами банков в Украине по приему средств для последующего их перевода по назначению, действует с 21 ноября этого года.
· С 25 декабря банки применяют План счетов бухгалтерского учета банков Украины и Инструкцию о его применении, утвержденные постановлением Правления НБУ от 11.09.17 г. № 89. Также утрачивают силу нормативно-правовые акты НБУ, прилагаемые постановлению.
· 31 декабря прекращаются погашения казначейских обязательств «Военные» и выплата дохода по ним ПАО «Сбербанк». После указанной даты казначейские обязательства, которые не были предъявлены физическим лицом к погашению, считаются погашенными (постановление КМУ от 04.07.17 г. № 552).
· До 31 декабря не применяются штрафы, предусмотренные п. 1201.3 НК, за ошибки, допущенные в налоговой накладной в коде товара согласно УКТВЭД и/или коде услуги согласно ГКПУ (п. 351 подразд. 2 разд. ХХ НК).
· До 31 декабря могут проводиться проверки налогоплательщиков, которые потеряли и/или повредили информацию (в т. ч. в базах данных учета) в результате несанкционированного вмешательства в работу их компьютерных сетей и которые имеют подтверждающие документы об этих событиях и до 5 августа 2017 года уведомили контролирующий орган по месту учета в случае, если проверку невозможно было провести раньше (п. 45 подразд. 10 разд. ХХ НК) (Закон от 13.07.17 г. № 2143-VIII).
· До 31 декабря сумма, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки (далее – НН/РК) в ЕРНН, определенная согласно п. 2001.3 НК, увеличивается на сумму средств, которые были перечислены с 1 по 30 января 2017 года с текущих на специальные счета, открытые сельхозпредприятиям, которые до 01.01.17 г. применяли спецрежим налогообложения, в учреждениях банков, но не более сумм, которые должны были направляться на спецсчет субъекта спецрежима согласно налоговой отчетности за декабрь 2016 года, кроме уточняющих расчетов (п. 60 подразд. 2 разд. ХХ НК).
· До 31 декабря (включительно) на спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), применяется ставка акцизного налога: 105,80 грн. за 1 л 100%-ного спирта, с 1 января 2018 года – ставка, определенная пп. 215.3.1 НК (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НК).
С 31 декабря применяются в новой редакции форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкция по ее заполнению, утвержденные приказом Минфина от 02.10.15 г. № 859. Форма декларации и Инструкция приведены в соответствии НК с изменениями, внесенными Законом от 21.12.16 г. № 1797-VIII (приказ Минфина от 06.06.17 г. № 556).
· По 31 декабря включительно ставка налога на доход от операций по выпуску и проведению лотерей, определенный пп. 14.1.271 НК, составляет 18 %; с 1 января по 31 декабря 2018 года ее размер увеличивается до 24 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НК).
· По 31 декабря максимальная величина базы начисления ЕСВ – максимальная сумма дохода застрахованного лица в месяц равняется 25 ПМ для трудоспособных лиц, на которую начисляется ЕСВ, а с 1 января 2018 года она будет равняться 15 МЗП, на которую начисляется ЕСВ (Закон от 03.10.17 г. № 2148-VIII).
· По 31 декабря вторичные пользователи являются плательщиками платы за спецводопользование, а с 1 января 2018 года плательщиками станут первичные водопользователи – СХ независимо от формы собственности: юрлица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица – предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов (п. 255.1 НК).
За деяния, которые содержат признаки налогового правонарушения, совершенные по 31.12.17 г., освобождает налогоплательщика от ответственности (включая финансовую) индивидуальная налоговая консультация, предоставленная контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31.03.17 г. С 1 января 2018 года такая ИНК не будет применяться (п. 39 подразд. 10 разд. ХХ НК).
· По 31 декабря действует введенный с 10.01.16 г. запрет на ввоз в Украину товаров происхождением из Российской Федерации, перечень которых установлен постановлением КМУ от 30.12.15 г. № 1147 (утрачивает силу с 1 января 2018 года).
Полный перечень изменений см. в "Баланс" № 96, который вышел из печати 04.12.17 г.