Если основные средства самортизированы на нуль и работают: практические советы по бухучету
Из этой статьи вы узнаете: что делать, если объект основных средств (далее – ОС) достиг своего предельного срока использования и полностью самортизирован.
По правилам бухгалтерского учета остаточная (балансовая) стоимость объекта ОС определяется как разница между его первоначальной (переоцененной) стоимостью и суммой износа, то есть суммой амортизации, накопленной с начала эксплуатации объекта. Со временем остаточная стоимость достигает нулевого значения (или ликвидационной стоимости), – это окончание срока полезного использования, который был установлен во время введения объекта в эксплуатацию. И хотя для большинства объектов ОС (в частности, которые имеют в своем составе возвратные отходы, например в виде металлолома или стройматериалов, и которые предприятие с высокой вероятностью реализует) следует устанавливать ликвидационную стоимость (подробнее см. «БАЛАНС-АГРО», 2017, № 17-18, с. 18), на многих сельхозпредприятиях есть самортизированные на нуль ОС, срок использования которых закончился.
Поэтому на практике часто возникает вопрос, что дальше делать с такими объектами: списать или оставить на балансе, ведь они находятся в исправном состоянии и продолжают использоваться в хозяйственной деятельности.
Дальше озвучим актуальные вопросы, которые чаще всего возникают у руководителей и бухгалтеров в похожих ситуациях.
Можно ли продолжать эксплуатацию ОС с нулевой остаточной стоимостью?
Ответ на этот вопрос содержится в П(С)БУ 7 «Основные средства» и Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561). В обоих указанных документах сказано, что основанием для списания ОС с баланса является его несоответствие критериям признания активом.
Напомним, что активы – это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996; п. 3 НП(С)БУ 1).
Если же предприятие планирует в дальнейшем использовать «нулевой» объект, то он, очевидно, еще способен приносить экономическую выгоду. Это и является ключевым признаком актива, гарантирующим возможность вести дальнейший его бухучет. Итак, как видим, нулевая остаточная стоимость не влияет на статус объекта ОС как актива. А достижение остаточной стоимостью отметки нуля еще не повод для списания его с баланса.
Вопрос относительно списания полностью самортизированных объектов ОС должен возникать только тогда, когда они перестанут соответствовать критериям признания актива: в случае выбытия вследствие продажи, ликвидации, безвозмездной передачи, недостачи, окончательной порчи или других причин несоответствия критериям признания активом (п. 33 П(С)БУ 7, п. 40 Методрекомендаций № 561).
В нашем случае всего этого не происходит: объект ОС продолжает использоваться в том же порядке, что и до достижения остаточной стоимостью нулевой отметки.
Все вопросы относительно использования и ликвидации ОС относятся к компетенции постоянно действующей комиссии предприятия, созданной специально для решения таких вопросов.
Могут ли контролирующие органы квалифицировать как ошибку в определении срока полезного использования (эксплуатации) самортизированного, но не списанного с баланса ОС?
По нашему мнению, вообще говорить об ошибке в определении сроков эксплуатации объекта ОС, самортизированного «на нуль», неуместно. И вот почему.
Срок полезного использования (эксплуатации) – это ожидаемый период времени, в течение которого необоротные активы будут использоваться предприятием/учреждением или с их использованием будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием/учреждением объем продукции (работ, услуг) (п. 4 П(С)БУ 7). Это прогнозный показатель, который определяет специально созданная приказом руководителя предприятия комиссия при введении объекта в эксплуатацию. Он зависит от многих факторов, которые иногда во время зачисления объекта на баланс предприятию не известны.
Вместе с тем п. 24 П(С)БУ 7 называет основные из них:
• ожидаемое использование объекта предприятием с учетом его мощности или производительности;
• предполагаемый физический и моральный износ;
• правовые или прочие ограничения относительно сроков использования объекта и другие факторы.
Все это указывает на то, что определение срока полезного использования объекта ОС – продукт профессионального суждения. И обычно его устанавливают, принимая во внимание прошлый опыт использования аналогичных предметов (§ 57 МСБУ 16), данные технической документации, сопровождающей объект ОС, и/или заключения соответствующих специалистов предприятия, расчетов экономистов (конечно, если такие есть).
Поэтому ошибкой в этом случае можно разве что считать грубое пренебрежение реальными планами относительно срока эксплуатации объекта ОС на предприятии (в частности, если аналогичные предметы уже используются на предприятии, а срок эксплуатации для новых назначают, например, в один год при отсутствии изменений условий эксплуатации) или если определяют сроки меньшие, нежели гарантированы производителем в нормальных условиях эксплуатации. Кроме того, законодательством разрешено пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования (п. 25 П(С)БУ 7).
Итак, точно определить срок полезного использования объекта ОС сложно, поэтому нельзя считать досрочную амортизацию ошибкой. Скорее всего, это влияние реальных факторов эксплуатации, которые сложно предусмотреть на момент зачисления актива на баланс. Правда, если предприятие планирует и в дальнейшем эксплуатировать «нулевые» объекты ОС, то срок полезного использования все-таки целесообразно пересмотреть (продолжить).
Полный текст консультации см. в "Баланс-Агро" № 20, который выходит из печати 22.05.17 г.