Что такое «налоговые риски»?
ГФС Украины утвержден приказ от 28 июля 2015 года №543 «Об обеспечении комплексного контроля налоговых рисков с НДС» (раньше в народе этот приказ назывался Приказ 110, теперь вышла его обновленная версия). Именно этот нормативный документ координирует работу налоговиков касательно субъектов хозяйствования (СГ), которые имеют высокие «налоговые риски». Он есть первопричиной изменения «состояний» налогоплательщиков, расторжения договоров о признании электронных документов, аннулирования свидетельств плательщика НДС и, конечно же, громаднейшего числа внеплановых налоговых проверок.
Именно в этом приказе официально определены термины, будоражащие слух бизнеса и так или иначе влияющие на его работу. Остановимся на некоторых из них.
Налоговый риск – вероятность неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком налогов налогового обязательства.
Налоговая яма – плательщик налога на добавленную стоимость, который не отображает, или отображает, но не уплачивает налоговое обязательство.
Транзитер – плательщик налога на добавленную стоимость, который исполняет посредническую функцию между налоговой ямой и выгодополучателем.
Выгодополучатель – плательщик налога на добавленную стоимость, который за счет отображения в отчетности взаимоотношений с «налоговыми ямами» и «транзитерами» формирует налоговую выгоду.
Среди уже более-менее известных понятий появились и новые. В наибольшей степени подчеркивает «находчивость» налоговиков такое понятие, как «встречный транзит» – это вид транзитера, который оказывает услуги по подмене товарных позиций.
В практике отработки предыдущего приказа улыбку вызывал термин «шиканер» – субъект хозяйствования, который одновременно обналичивает и реально проводит хозяйственную деятельность.
Теперь же официально регламентирован термин, который раньше только озвучивался налоговиками, но не был определен, это «цепь поставки» – последующие и взаимосвязанные нереальные поставки идентифицированного товара (работы, услуги). Причем эта идентификация производится налоговой на основании информационных баз данных, основной из которых является Единый реестр налоговых накладных.
Для примера, если предприятие купило товар в январе, а реализовало его в июне, то оно с большой долей вероятности попадет в категорию «налоговая яма» за июнь. Потому как, делая анализ операции поставки товара в июне, фискалы не будут видеть его прихода, соответственно, нужно будет доказывать и налоговой инспекции, и налоговой милиции, что сделка не «фиктивная». А если офис субъекта хозяйствования, в силу каких-либо причин, находится не по месту официальной регистрации, факт признания его «налоговой ямой» будет очевиден. Звучит невероятно, но это сегодняшние реалии.
Практика и перспективы
Налоговиками разработана целая Система отработки «рисковых» субъектов хозяйствования, которая составляет несколько этапов и предусматривает определенный алгоритм действий каждого из подразделений налоговой инспекции. Не будем детально останавливаться на нюансах взаимодействий, отметим только, что мониторинг хозяйственных операций проводится фискалами ежедневно.
Самый проблемный для бизнеса – третий этап отработки «рисковых» СГ, так называемый налоговый контроль. В конце каждого отчетного периода, после сдачи деклараций по налогу на добавленную стоимость и окончания сроков уплаты налоговых обязательств, Государственной фискальной службой в автоматизированном режиме проводится анализ финансово-хозяйственных взаимоотношений всех СГ-плательщиков НДС и формируются списки «рисковых» предприятий, по которым предполагается вероятность уклонения от уплаты налога.
Схематически перечни «рисковых» предприятий выглядят следующим образом:
Визуально списки «рисковых СГ» представляют собой таблицы с перечнями предприятий, растущих в геометрической прогрессии. «Рисковые» плательщики формируются из 4-5 цепей поставок.
Так, если субъект хозяйствования имеет взаимоотношение с каким-либо «плохим» предприятием, и номенклатура товара (работы, услуги), приобретенного у такого предприятия, хотя бы частично совпадает с номенклатурой реализации, в списки «рисковых» попадут все контрагенты – покупатели такого субъекта хозяйствования.
Последствия попадания в «рисковые списки»
Если субъекту хозяйствования присвоена категория «налоговая яма», «транзитер» или «встречный транзитер», основное, что может пострадать, так это деловая репутация. В лучшем случае покупателям такого СГ придет запрос от налоговиков, в котором будет написано, что взаимоотношения с ним являются такими, которые указывают на факт уклонения от уплаты налогов.
В худшем случае после запроса к покупателям придет налоговая проверка, которая определит (донасчитает) налоговые обязательства по налогу на прибыль и НДС по указанным взаимоотношениям.
На практике после подобных «движений» со стороны налоговой контрагент-покупатель просто отказывается работать с поставщиком. Кроме того, бывают случаи, когда покупатели выставляют претензии на сумму донасчитанного налога или блокируют активы поставщика.
Казалось бы, какая разница компании, что и где покупал ее контрагент в третьей цепи поставки? Оказывается, для налоговой логическая цепь поставки товара (работы, услуги) важна чуть ли не так же, как наличие первичных документов, подтверждающих поставку.
Что это значит? Если налоговик не увидит в цепи поставки импортного товара, приобретенного компанией, непосредственно импортера, то даже фактическое наличие этого товара может не быть поводом для признания сделки «бестоварной».
Особенно часто с подобной проблемой, в связи с широтой номенклатуры товара и реализацией на конечного потребителя, сталкиваются розничные сети.
«Отработка» субъектов хозяйствования, попавших в «рисковую» категорию
В первую очередь делаются запросы на предоставление документов, которые вручаются нарочно либо направляются по налоговому адресу предприятия. По категориям «налоговая яма» и «транзитер», согласно установленному алгоритму, запросы вручаются налоговой милицией.
На этом этапе сразу возникают коллизии и конфликты. Во-первых, для направления запроса налоговая должна иметь определенные основания, в том числе информацию, которая подтверждает факт уклонения от уплаты налогов, а также указание источников подобной информации. Единственным источником информации есть доведенные (выбранные) списки «рисковых» субъектов хозяйствования, которые не являются подтверждением какого-либо факта, а отображают лишь его вероятность.
Второй – наиболее конфликтный – вопрос, это работа налоговой милиции. Если компанию не находят по адресу регистрации, то состояние плательщика поменяется на «9» (к государственному регистратору направлена ведомость об отсутствии по местонахождению), которое, в свою очередь, грозит блокировкой регистрации налоговых накладных, разрывом Договора электронной подписи, и в конечном итоге, если не предпринимать соответствующих мер, аннулированием свидетельства плательщика НДС.
Но и это еще не все. Если налоговики вас «не нашли» (в случае совпадения адреса компании с адресом массовой регистрации высока вероятность, что искать вас и не будут), в подразделение налогового аудита от налоговой милиции попадает следующая информация: «по местонахождению отсутствует; установить должностных лиц предприятия не представляется возможным; первичных документов, которые бы подтверждали ведение хозяйственной деятельности, нет; работников, транспорта, производственных мощностей, складских помещений нет. Таким образом, деятельность субъекта хозяйствования имеет признаки нереальной и направленной на оказание налоговой выгоды третьим лицам».
Если компанию не находят по адресу регистрации, то состояние плательщика поменяется на «9», которое, в свою очередь, грозит блокировкой регистрации налоговых накладных, разрывом Договора электронной подписи, и в конечном итоге – аннулированием свидетельства плательщика НДС
Подразделение налогового аудита, ссылаясь на информацию налоговой милиции, дополнительно добавляя информационную выдержку из налоговых баз, составляет так называемую Налоговую информацию, вывод которой приблизительно следующий: «по результатам проведенных мероприятий подтвердить объемы задекларированных хозяйственных операций не представляется возможным…» Налоговая информация подобного характера направляется в налоговые инспекции, на учете в которых стоят контрагенты-покупатели, и отображается в информационных базах фискальной службы.
Таким образом, предприятие в один прекрасный день узнает, что зарегистрировать налоговые накладные и подать отчеты возможности нет, а его хозяйственная деятельность «фиктивная».
На следующем этапе налоговая проверка приходит уже к покупателю такого предприятия. И здесь события могут развиваться по-разному.
І. Если предприятие относится к категории «транзитер», а приобретенные товары (работы, услуги) были реализованы – снимается и налоговый кредит, и соответственное налоговое обязательство, а материалы проверки направляются по цепи поставки.
ІІ. Если предприятие относится к категории «выгодополучатель», то налоговой уже не будет интересно, ушел этот товар (работа, услуга) или нет. Будет проведена внеплановая проверка, а суммы НДС и налога на прибыль по взаимоотношениям с таким контрагентом будут выставлены в качестве налоговых обязательств вместе со штрафными санкциями и пеней.
Результатом отработки «налоговой ямы» и «транзитера» может быть либо акт с доначислениями (если товар не реализован), негативная Налоговая информация, «транзитный акт» (когда снимается и поставка, и реализация), или – самый позитивный исход – составляется Вывод о нецелесообразности проведения проверки (когда налоговики видят источник происхождения товара и подтверждают отсутствие критериев «фиктивности»).
Результатом отработки «выгодополучателя» может быть либо акт с доначислениями, либо тот же Вывод о нецелесообразности. В очень редких случаях, опять-таки, когда СГ не могут найти, составляется негативная Налоговая информация.
Результатом отработки «налоговой ямы» и «транзитера» может быть либо акт с доначислениями (если товар не реализован), негативная Налоговая информация, «транзитный акт» (когда снимается и поставка, и реализация), или – самый позитивный исход – составляется Вывод о нецелесообразности проведения проверки
Для понимания актуальности ситуации стоит заметить, что только по городу Киеву каждый месяц в категориях «налоговая яма» и «транзитер» доказывается по несколько тысяч предприятий.
Еще одна нелепость алгоритма отработки «рисковых» предприятий заключается в том, что для проведения контрольно-проверочной работы предприятия из доведенной цепи необязательно иметь материалы проверки предприятия-поставщика.
В связи с этим часты случаи проверок, при которых ревизор ссылается на «негативную налоговую информацию» не по вашему поставщику, а по контрагенту где-то в третьем или четвертом звене; или основной доказательной базой налоговиков является анализ Единого реестра налоговых накладных какого-то из предприятий цепи.
С кем работаем?
Актуальный на сегодня вопрос для многих субъектов хозяйствования: как понять, является контрагент «рисковым» или нет. Однозначного ответа не существует. Причина этого – «масштабность» выборок, которые делает ГФС. Исходя из вышеописанного, даже самый добропорядочный и честный налогоплательщик может иметь в третьем-четвертом звене компании, которые по определению налоговой окажутся «ямами».
В нынешнем периоде реформирования (если этот процесс можно назвать таковым) фискальная служба заявляет о внедрении нового «системного подхода к аналитической работе», но пока «воз и ныне там».
Выборки с громадным количеством предприятий, к которым налоговики имеют претензии, массовые «визиты» проверяющих, гигантский массив материалов проверок, в большинстве своем некачественных и не имеющих за собой реальных поступлений в бюджет, создают тот скрипучий громоздкий механизм, именуемый фискальной службой.
Клубок такой нелепой нелогичной работы налоговиков влечет за собой серьезные проблемы для бизнеса, которые заключаются, как минимум, в затрате значительных средств и нервов на судебные тяжбы, разбирательства с налоговой милиции, решения конфликтных ситуаций с партнерами.
Составление материалов проверок часто приводит к появлению необоснованной недоимки по уплате налогов, способствует потере деловой репутации и закрытию бизнеса. А иногда, под прикрытием подобной отработки, налоговая создает прямое давление на бизнес.
Бизнесу остается лишь надеяться, что в рамках реализуемой налоговой реформы все-таки наступит порядок в администрировании и контрольно-проверочной работе налоговиков, а снижение налоговых ставок позволит предприятиям не искать путей «вывода» денег, а честно платить справедливые налоги. Пути решения проблемы есть, они реальны и внедряемы.
(Публікується мовою оригіналу)