Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Предмет спора: учредитель, принятый на должность директора, не может остаться без зарплаты, даже если деятельность на предприятии не ведется

April 12, 2018

Ситуация

Гоструда провела внеплановую проверку ООО (далее – предприятие) по вопросам соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании. Проверкой было установлено, что на предприятии издан приказ, в соответствии с которым учредитель должен:

·   приступить к исполнению обязанностей директора и ведению бухгалтерского учета на предприятии;

·   выполнять функции директора на безвозмездной основе, без начисления и выплаты ему зарплаты.

По результатам проверки был составлен акт, в котором зафиксированы следующие нарушения трудового законодательства:

·   директору предприятия не начислялась зарплата в период с 01.01.15 г. по 15.03.17 г.;

·   на предприятии не велся табель учета рабочего времени.

С актом проверки был ознакомлен представитель предприятия. Он выразил свое несогласие с выводами проверяющих по поводу нарушений. В своих возражениях к акту он указал, что учредитель дал согласие (подписав соответствующий приказ о назначении на должность директора) выполнять обязанности директора на безвозмездной основе (без начисления и выплаты зарплаты). Причина: предприятие фактически не осуществляет хозяйственную деятельность, не получает прибыли, поэтому и не имеет возможности выплачивать зарплату.

На основании акта Гоструда приняла решение применить к предприятию финансовые санкции в соответствии со ст. 265 КЗоТ. Предприятие обратилось в суд, чтобы обжаловать это решение.

Почему возникает спор

На практике распространены ситуации, когда из-за отсутствия работы на предприятии из наемных сотрудников имеется только директор. И часто в таких ситуациях на должность директора назначается учредитель. При этом директору не начисляется зарплата. Аргументация такова: функции директора выполняет учредитель, а он может поработать на своем предприятии и бесплатно, тем более что деятельность не ведется и нет денег для выплаты зарплаты.

Однако такая позиция – ошибочна. Ведь трудовое законодательство прямо предусматривает ст. 94–95 КЗоТ, ст. 3 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее – Закон № 108), что наемным сотрудникам в обязательном порядке должна начисляться и выплачиваться зарплата не ниже минимальной зарплаты при выполнении месячной нормы труда. И это требование не зависит от того, ведется на предприятии хозяйственная деятельность или нет. В ситуации, которую мы рассматриваем, учредитель является наемным работником предприятия. Трудовые отношения с ним были оформлены приказом: он был назначен на должность директора. Но зарплата ему не начислялась. А значит, предприятие нарушило трудовое законодательство и тем самым подставило себя под крупные финансовые санкции.

О чем предупреждал «БАЛАНС»

Мы предупреждали наших подписчиков (см. «БАЛАНС», 2017, № 6-7, с. 29), какие последствия их ждут, если не платить зарплату наемному директору.Наше государство гарантирует всем наемным работникам право на оплату труда не ниже предусмотренного минимума (ст. 95 КЗоТ). Размер минимальной заработной платы (далее – МЗП) устанавливается в соответствии со ст. 9 и 10 Закона № 108. Данная социальная гарантия распространяется и на директора, так как он является наемным работником. Поэтому оставить директора без зарплаты нельзя, даже если предприятие не ведет деятельности и не получает доход. Действующее законодательство не содержит на этот счет никаких исключений, которые освобождали бы работодателя от выплаты зарплаты своему наемному работнику. Мы предупреждали, какие проблемы могут грозить в перспективе, если не платить зарплату директору. Это может обернуться не только финансовыми санкциями по ст. 265 КЗоТ, но и административным штрафом по ст. 41 КУоАП. И мы обращали внимание подписчиков на то, что отсутствие у предприятия дохода не освобождает его от ответственности за невыплату зарплаты. Кроме того, мы подсказали предприятиям, как поступить в такой ситуации, чтобы не нарушать закон.

Что рекомендовал «БАЛАНС»

Мы советовали (см. «БАЛАНС», 2017, № 6-7, с. 30) закрепить некоторые организационные функции за учредителем предприятия. Нормы ХК допускают, что руководить предприятием может непосредственно учредитель, не будучи директором (ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса, далее – ХК). То есть без заключения трудового договора. При этом ему можно не платить зарплату, так как он не будет считаться наемным работником. Напомним, как это правильно оформить, если с директором уже заключен трудовой договор.

Шаг 1. Уволить директора с занимаемой должности.

Шаг 2. Провести общее собрание участников (для ООО), на котором принять решение о возложении обязанностей по ведению учета и представлению отчетности на одного из учредителей.

Загляните в устав! А вдруг устав предприятия не позволяет возложить определенные функции на учредителя? Не предусматривает такой возможности или запрещает? Тогда следует изложить устав в новой редакции.

Решение оформляется протоколом общего собрания участников ООО. Форма протокола законодательно не установлена, поэтому может быть произвольной.

Будьте внимательны! В решении следует отразить все вопросы, которые будут входить в компетенцию учредителя.

Например, формулировка может быть такой: «В соответствии со ст. 65, 128 ХК возложить обязанности по ведению учета, представлению отчетности в контролирующие органы, заключению от имени хозобщества необходимых сделок без доверенности на участника Общества Слисаренко Игоря Николаевича, без заключения с ним трудового договора и выплаты вознаграждения за его деятельность».

Шаг 3. Проинформировать субъекта госрегистрации о внесении изменений в устав – в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения (ст. 7 Закона от 19.09.91 г. № 1576-XII).

Не забудьте! Все документы, которые подаются субъекту госрегистрации, должны быть составлены на государственном языке (ст. 15 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755).

На основании поданных документов субъект госрегистрации внесет соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

Шаг 4. Уведомить о принятом решении госорганы и другие заинтересованные стороны. Расскажем, что для этого нужно сделать.

Прежде всего надо подать в налоговый орган, в котором предприятие состоит на учете, заявление по форме № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588, далее – Порядок № 1588) с отметкой «Зміни». Срок подачи заявления – в течение 10 календарных дней со дня возникновения изменений, то есть с даты принятия решения, оформленного протоколом (п. 9.3 Порядка № 1588). За невыполнение этого требования грозит штраф в размере 510 грн. (п. 117.1 Налогового кодекса).Также необходимо переоформить договор на признание электронных документов. Однако начать нужно с переоформления электронной цифровой подписи на учредителя. Для этого надо обратиться в сервисный центр, с которым у предприятия заключен договор. И в завершение следует обратиться в банк, в котором обслуживается предприятие, чтобы переоформить карточку с образцами подписей уполномоченных лиц в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

На чьей стороне суд

Окружной административный суд отказал в удовлетворении исковых требований предприятия (постановление Кировоградского окружного административного суда от 21.06.17 г., ЕГРСР, рег. № 67345873). Поскольку посчитал, что достаточно доказательств, подтверждающих нарушение трудового законодательства предприятием. И поэтому постановление о наложении штрафа вынесено проверяющими Гоструда правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аргументы суда

1. Согласно ст. 21 КЗоТ, трудовые отношения между работником и работодателем оформляются трудовым договором. Из материалов дела следует, что между предприятием и директором были трудовые отношения. Учредитель на должность директора был назначен приказом.

2. На основании ст. 94 КЗоТ работодатель обязан выплачивать работнику за выполненную им работу – зарплату.

3. Работодатель обязан обеспечить достоверный учет выполняемой работником работы и бухгалтерский учет расходов на оплату труда в установленном порядке (ч. 2 ст. 30 Закона № 108).

Исходя из вышеизложенного на предприятии должен вестись учет рабочего времени, по данным которого и начисляется зарплата.

Выводы

Если предприятие не ведет деятельности, то на этот период есть смысл возложить некоторые организационные функции непосредственно на учредителя (без оформления его на должность директора). В таком случае предприятие сможет обойтись без наемного директора, которому необходимо будет платить зарплату.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!