Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

С какой периодичностью составлять налоговые накладные на услуги по аренде

May 18, 2020

Ситуация. Два сельхозпредприятия (плательщики НДС) заключили договор субаренды земли. По условиям договора арендная плата платится один раз в год в декабре. Условия о периодичности составления актов предоставленных услуг в договоре нет. На какую дату следует составлять налоговые накладные (далее – НН) на услуги по аренде?

Прежде всего напомним, когда у плательщика НДС возникает обязанность выписать НН и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) в случае предоставления услуг по аренде/субаренде (в дальнейшем для упрощения под арендой будем иметь в виду и субаренду).

Дата возникновения налоговых обязательств по НДС в случае предоставления услуг по аренде

В соответствии с пп. 187.1 Налогового кодекса (далее – НК) в случае предоставления услуг датой возникновения налоговых обязательств является дата первого из событий:

  • или зачисления средств от заказчика как оплаты услуг;
  • или оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг.

Для документирования факта предоставления услуг (в т. ч. по аренде) обычно составляется акт предоставленных услуг в произвольной форме, поскольку законодательно его типовая форма не утверждена.

Вроде все просто: НН следует выписать на ту дату, на которую приходится первое из произошедших событий (получение оплаты от арендатора или составление акта предоставленных услуг). Но если с оплатой все просто, то с актом не совсем. Ведь в договоре не определена дата составления такого акта.

Обязательно ли составлять акт в случае предоставления услуг по аренде

Сразу заметим, обязательно. Ведь в данном случае акт исполняет роль первичного документа, удостоверяющего факт предоставления услуг. А все хозяйственные операции, в том числе и предоставления услуг, отражаются в бухучете методом их сплошного и непрерывного документирования. Основанием для бухучета хозяйственных операций являются первичные документы (ч. 1 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996).

Это важно! Чтобы акт был признан первичным документом, он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 996, п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88).

По первичным документам определяются показатели не только бухгалтерского, но и налогового учета. В частности, согласно п. 44.1 НК налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Кроме того, налогоплательщикам запрещается формировать показатели налоговой отчетности, таможенных деклараций исходя из данных, не подтвержденных первичными документами (п. 44.1 НК).

Поэтому акт в этом случае является первичным документом, на основании которого операция по аренде отражается в учете сторон, – у арендодателя возникает доход от предоставленных услуг, а у арендатора – расходы, связанные с получением услуг по аренде.

Полный текст консультации см. в "Баланс-Агро" № 24, который вышел из печати 18.05.20 г., или на сайте Uteka.ua.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!