Правила ИНКОТЕРМС: таблица-подсказка
ИНКОТЕРМС (англ. Incoterms, International commercial terms) – это официальные правила, разработанные Международной торговой палатой (далее – МТП) для толкования терминов, касающихся внутренней и международной торговли. С 1 января 2020 года вступили в силу обновленные правила ИНКОТЕРМС-2020 (издание МТП № 723). Суть терминов ИНКОТЕРМС и особенности их применения представим в таблице.
Термины ИНКОТЕРМС-2020 и нюансы их применения
№ п/п |
Название и суть торгового термина |
Зона ответственности продавца |
Зона ответственности покупателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
Категория Е (товар предоставлен продавцом на собственном складе) |
|||
1 |
EXW (Ex Works) – франко-завод <...> (название места). Поставка состоялась в момент, когда продавец передал товар покупателю на площади предприятия-продавца или в другом указанном месте (например, на складе). Переход рисков – с момента поставки. Распределение затрат – в месте поставки. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; погрузка товара на транспортное средство (далее – ТС) в месте поставки, если это отдельно прописано в договоре купли-продажи. Продавец обязан уведомить покупателя о поставке и представить документы: коммерческий инвойс для оплаты, накладную |
Выполнение таможенных формальностей (лицензии, таможенные платежи) при экспорте, импорте, транзите; доставка товара |
Особенности применения: покупатель может столкнуться с трудностями при выполнении своих экспортных формальностей, так как он не зарегистрирован на таможенной территории страны экспорта. Термин больше подходит для внутренней торговли |
|||
Категория F (продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику) |
|||
2 |
FCA (Free Carrier) – франко-перевозчик <...> (название места). Термин предусматривает два возможных места отгрузки продавцом товара: – место, принадлежащее продавцу (например, его склад, фабрика, магазин); – указанное в договоре место, которое не принадлежит продавцу (например, морской порт, терминал). Считается, что отгрузка выполнена после погрузки товара на ТС перевозчика, оплаченное продавцом. При этом выгрузка товара из ТС не является обязанностью продавца. Поставка состоялась в момент, когда продавец в установленном месте передал товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, указанному покупателем перевозчику или другому лицу. Переход рисков – с момента поставки. Распределение затрат – в месте поставки. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; погрузка товара на ТС, если отгрузка осуществляется в помещении продавца; доставка товара к месту поставки (например, морскому перевозчику, указанному покупателем). Продавец обязан уведомить покупателя о доставке и подтвердить передачу товара перевозчику |
Погрузка товара на ТС, если отгрузка осуществляется не в помещении продавца; выполнение транзитных и импортных таможенных формальностей; доставка товара |
Особенности применения: в контракте следует максимально точно указать пункт в месте поставки, так как именно в этом пункте риски повреждения или утраты товара переходят к покупателю |
|||
3 |
FAS (Free Alongside Ship) – франко вдоль борта судна <...> (название порта отгрузки). Поставка состоялась в момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале, на барже в указанном порту отгрузки. Переход рисков – с момента поставки. Распределение затрат – в месте поставки (когда товар находится вдоль борта судна). Вид транспорта – только морской или внутренний водный транспорт |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; получение лицензии, разрешения; выполнение экспортных таможенных формальностей, если иное не установлено договором; доставка товара в порт отгрузки. Продавец обязан уведомить покупателя о доставке товара и подтвердить передачу товара перевозчику |
Погрузка товара на судно в порту отгрузки; выполнение транзитных и импортных таможенных формальностей; доставка товара из порта отгрузки; выполнение экспортных таможенных формальностей, если это отдельно предусмотрено в договоре купли-продажи (дополнении к нему) |
Особенности применения: в контракте следует максимально точно указать пункт загрузки в порту отгрузки товара, так как до этого пункта все риски и затраты несет продавец, а после поставки в этот пункт – покупатель |
|||
4 |
FOB (Free Оn Board) – франко-борт <...> (название порта отгрузки). Поставка состоялась в момент, когда товар попал на борт судна в названном порту отгрузки. Переход рисков – с момента поставки (на борту судна). Распределение затрат – в месте поставки (на борту судна). Вид транспорта – только морской или внутренний водный транспорт |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; получение лицензии, разрешения; выполнение экспортных таможенных формальностей; погрузка и доставка товара в порт отгрузки и погрузка товара на судно в порту отгрузки. Продавец обязан представить покупателю доказательство поставки – соответствующий транспортный документ |
Доставка товара из порта отгрузки; выполнение транзитных и импортных таможенных формальностей |
Особенности применения: этот термин нецелесообразно использовать, если товар передается перевозчику до того момента, как он попадет на борт судна (например, товар находится в контейнерах, которые обычно поставляются на терминал). В таких случаях применяется термин FCA |
|||
Категория C (продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимает на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки) |
|||
5 |
CFR (Cost and Freight) – стоимость и фрахт <...> (название порта назначения). Поставка состоялась в момент, когда товар попал на борт судна в порту отгрузки. Продавец оплачивает перевозку товара (фрахт) до названного порта назначения. Переход рисков – с момента, когда товар находится на борту судна в порту отгрузки. Распределение затрат – в месте назначения. Вид транспорта – только морской или внутренний водный транспорт |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; получение лицензии, разрешения; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка до названного порта назначения; выгрузка товара в порту назначения; транзитная перевозка через третьи страны, если по договору перевозки расходы на такие перевозки оплачивает продавец. Продавец обязан представить покупателю транспортный документ до согласованного порта назначения |
Выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы не оплачивает продавец; выполнение импортных таможенных формальностей; доставка из порта назначения |
Особенности применения: в контракте надо точно указать пункт в согласованном сторонами порту назначения, так как до этого пункта расходы оплачивает продавец. Этот термин нецелесообразно использовать, если товар передается перевозчику до того момента, как он попадет на борт судна (например, товар находится в контейнерах, которые обычно поставляются на терминал). В таких случаях применяется термин CIP |
|||
6 |
CIF (Cost, Insurance and Freight) – стоимость, страхование и фрахт <...> (название порта назначения). Поставка состоялась в момент, когда товар попал на борт судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить доставку (фрахт) в порт назначения и застраховать товар в пользу покупателя от рисков потери и повреждения товара во время перевозки. Требуется только минимальное покрытие рисков покупателя, если иное не предусмотрено договором. Переход рисков – с момента, когда товар уже находится на борту судна в порту отгрузки. Распределение затрат – в месте назначения. Вид транспорта – только морской или внутренний водный транспорт |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; получение лицензии, разрешения; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка до названного порта назначения; страхование рисков в пользу покупателя при перевозке; выгрузка товара в порту назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы оплачивает продавец. Продавец обязан представить покупателю страховой полис или другое подтверждение страхового покрытия (стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия) |
Выгрузка товара в порту назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы не оплачивает продавец; выполнение импортных таможенных формальностей; доставка из порта назначения |
Особенности применения: в контракте надо точно указать пункт в согласованном сторонами порту назначения, так как до этого пункта расходы оплачивает продавец. Этот термин нецелесообразно использовать, если товар передается перевозчику до того момента, как он попадет на борт судна (например, товар находится в контейнерах, которые обычно поставляются на терминал). В таких случаях применяется термин CPT. Покупатель должен понимать, что продавец гарантирует только минимальное страховое покрытие и может потребовать, чтобы в контракте было установлено дополнительное страховое покрытие |
|||
7 |
CPT (Carriage Paid To) – фрахт/перевозка оплачены до <...> (название места назначения). Поставка состоялась в момент, когда продавец доставил товар названному перевозчику или иному лицу в согласованном сторонами месте. Продавец оплачивает перевозку товара до названного пункта назначения. Продавец обязан уведомить покупателя о времени доставки товара в согласованное место. Переход рисков – с момента передачи товара перевозчику. Распределение затрат – в месте назначения. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка товара до согласованного пункта в месте назначения; выгрузка товара в месте назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы оплачивает продавец. Доказательством выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара является соответствующий транспортный документ |
Выгрузка товара в порту назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы не оплачивает продавец; выполнение импортных таможенных формальностей; доставка из пункта назначения |
Особенности применения: в контракте следует максимально точно указать место поставки, в котором риск переходит к покупателю, и место назначения, до которого продавец обязан оплатить доставку. Этот термин целесообразно использовать, если товар доставляется от продавца к покупателю несколькими видами транспорта (например, сначала по железной дороге, а дальше – морем) |
|||
8 |
CIP (Carriage and Insurance Paid to) – фрахт/перевозка и страхование оплачены до <...> (название места назначения). Поставка состоялась в момент, когда продавец доставил товар названному перевозчику или иному лицу. Продавец обязан оплатить доставку до названного пункта назначения и застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110 % стоимости товара. В то же время стороны, если пожелают, могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия. Переход рисков – в момент передачи первому перевозчику. Распределение затрат – в месте назначения. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка товара до согласованного пункта в месте назначения; страхование рисков при перевозке в пользу покупателя; выгрузка товара в месте назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы оплачивает продавец. Продавец обязан предоставить покупателю страховой полис или иное подтверждение страхового покрытия |
Выгрузка товара в месте назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей, если по договору перевозки эти расходы не оплачивает продавец; выполнение импортных таможенных формальностей; доставка из места поставки в место назначения |
Особенности применения: этот термин удобно применять, если для доставки товара используется более одного вида транспорта. Если стороны хотят, чтобы риски переходили к покупателю не на первом, а на следующем этапе перевозки, тогда это надо прямо указать в контракте |
|||
Категория D (продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения) |
|||
9 |
DAP (Delivered at Place) – поставка в пункте <...> (название пункта). Поставка состоялась в момент, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на ТС, которое прибыло и готово к разгрузке в согласованном месте назначения. Переход рисков – в пункте назначения, за исключением рисков, связанных с невыполнением покупателем таможенных формальностей при импорте. Распределение затрат – в пункте назначения. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка товара до согласованного пункта назначения; выполнение транзитных таможенных формальностей; выгрузка товара в месте назначения, если по договору перевозки расходы на разгрузку оплачивает продавец. Продавец обязан представить покупателю соответствующий транспортный документ |
Выгрузка товара в месте назначения, если по договору перевозки эти расходы не оплачивает продавец; выполнение импортных таможенных формальностей |
Особенности применения: этот термин целесообразно применять, если используется несколько видов транспорта. Продавец не обязан выполнять таможенные формальности при ввозе товара в страну назначения. Если стороны хотят обязать продавца это делать, тогда следует использовать термин DDP |
|||
10 |
DPU (Delivered at Place Unloaded) – поставка на место выгрузки. Продавец считается исполнившим свои обязательства по поставке, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, разгружен с прибывшего ТС и предоставлен в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Переход рисков – после разгрузки в указанном месте терминала. Распределение затрат – в пункте назначения. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка товара до согласованного терминала; выполнение транзитных таможенных формальностей; выгрузка товара. Продавец должен представить покупателю любой документ (например, копию транспортного документа, подтверждающего экспорт и дату отгрузки), необходимый для получения товара, за свой счет |
Выполнение импортных таможенных формальностей, а также необходимых действий после выгрузки товара |
Особенности применения: этот термин целесообразно применять, если используется несколько видов транспорта. Термин DPU пришел на смену термину DAT, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. В контракте рекомендуется точно указать место доставки товара, так как риски до этого пункта несет продавец |
|||
11 |
DDP (Delivered Duty Paid) – поставка с оплатой пошлины <...> (название места назначения). Поставка состоялась в момент, когда продавец предоставил покупателю в месте назначения товар, прошедший таможенную очистку для импорта и готовый к разгрузке. Продавец обязан уведомить покупателя о времени прибытия товара в место назначения и представить ему документы, позволяющие принять товар. Переход рисков – в момент поставки. Распределение затрат – в пункте назначения. Вид транспорта – любой |
Контроль безопасности; проверка качества, количества, веса, размера; упаковка, маркировка товара; выполнение экспортных таможенных формальностей; доставка товара до места назначения; выполнение транзитных и импортных таможенных формальностей, уплата пошлины; уплата любых налогов, в частности НДС, которые взимаются при импорте, если иное прямо не согласовано в контракте (в таком случае в контракте делают оговорку – DDP без уплаты НДС) |
Разгрузка товара с прибывшего ТС |
Особенности применения: продавец обязан выполнять таможенные формальности как при экспорте, так и при импорте. Вместе с тем у него могут быть трудности в стране импорта, если он, например, не зарегистрирован там. Чтобы продавцу не пришлось выполнять импортные таможенные формальности и место доставки осталось местом назначения, договаривающиеся стороны могут выбрать базис DAP |
Источник: Практическое руководство № 17 «ВЭД: экспорт и импорт товаров, операции с инвалютой», сентябрь 2021 года.