Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Правила игры меняются после игры: обзор изменений в учете налога на прибыль за 2020 год

February 9, 2021

2020-й выдался необычайно урожайным на изменения в налоговом законодательстве. В том числе «пострадал» и учет налога на прибыль. При этом вышло так, что сначала одни законы вносили новшества в учет прибыли, затем следующие законы корректировали такие новации, отодвигали срок их вступления в силу либо вообще отменяли. Многие из этих изменений нужно было принять во внимание уже при составлении декларации по налогу на прибыль (далее – декларация) за полугодие 2020 года. Теперь пришла пора составить декларацию за 2020 год. Чтобы помочь вам сделать это без проблем и сомнений, мы собрали все прибыльные новации в одной консультации. Давайте вспомним, что именно изменилось в учете прибыли в отчетном году.

Нормативная база

За отчетный год новации в налогообложении прибыли были внесены в соответствующие нормы Налогового кодекса (далее – НК) восемью Законами:

  • от 16.01.20 г. № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – Закон № 466). Закон вступил в силу с 23.05.20 г., но предусмотренные им изменения вступали в силу поэтапно: часть – с 23 мая, часть – с 1 июля 2020 года, остальная часть – с 1 января 2021 года;
  • от 17.03.20 г. № 532-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно повышения доступности лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства государственного бюджета, и создания условий для закупок в сфере здравоохранения за средства государственного бюджета» (далее – Закон № 532). Закон вступил в силу 1 апреля 2020 года;
  • от 30.03.20 г. № 540-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 540). Закон вступил в силу 2 апреля 2020 года;
  • от 14.07.20 г. № 786-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон № 786). Закон № 786 вступил в силу с 08.08.20 г. При этом изменения вступали в силу поэтапно: часть – с 8 августа, часть – с 8 ноября 2020 года, остальная часть – с 1 января 2021 года;
  • от 21.07.20 г. № 821-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поддержки и повышения международной конкурентоспособности отрасли видео- и кинопроизводства» (далее – Закон № 821). Закон вступил в силу с 13.08.20 г.;
  • от 04.11.20 г. № 962-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной поддержки культуры, туризма и креативных индустрий» (далее – Закон № 962). Закон вступил в силу с 23.12.20 г.;
  • от 04.12.20 г. № 1072-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по социальной поддержке налогоплательщиков на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Закон № 1072). Закон № 1072 вступил в силу с 10.12.20 г.;
  • от 17.12.20 г. № 1117-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимой для декларирования отдельных объектов налогообложения» (далее – Закон № 1117). Закон вступил в силу с 01.01.21 г., при этом часть его новаций действует с 1 января 2021 года, а часть начнет действовать с 1 января 2022 года. А кроме того, Закон отложил вступление в силу отдельных норм НК, введенных в действие в течение 2020 года Законами № 466 и № 786, до 1 января 2021 и 2022 годов. Это нормы, которые касаются регистрации нерезидентов, осуществляющих хоздеятельность в Украине через постоянное представительство, покупающих недвижимое имущество в Украине и т. п., налогообложения постоянных представительств нерезидента, а также доходов, полученных нерезидентом из украинских источников.

Ниже рассмотрим все новации 2020 года.

Бесплатная передача лекарственных средств, расходных материалов и изделий медназначения

Законами № 532 и № 540 внесены дополнения в пп. 140.5.9 НК, а также добавлены новые п. 511–513 в подразд. 4 разд. ХХ НК. В результате этих изменений корректировку, предусмотренную пп. 140.5.9 НК, не применяют:

  • при определенных условиях – лица, уполномоченные осуществлять закупки в сфере здравоохранения (с 01.04.20 г.);
  • все плательщики, которые в 2020 году перечисляют средства на закупку либо передают лекарственные средства, расходные материалы и изделия медназначения согласно перечню КМУ общественным объединениям, благотворительным организациям, лицам, уполномоченным осуществлять закупки в сфере здравоохранения, заведениям здравоохранения и т. п. (п. 511 подразд. 4 разд. ХХ НК). Перечень утвержден постановлением КМУ от 09.12.20 г. № 1319 (далее – Перечень № 1319).

Кроме того, заведения здравоохранения и лица, уполномоченные осуществлять закупки в сфере здравоохранения в 2020 году, исключают из базы налогообложения доходы и расходы от операций по бесплатному получению и расходованию денежных средств или медицинских товаров согласно Перечню № 1319 (п. 512, 513 подразд. 4 разд. ХХ НК).

Новый размер дохода для применения налоговых разниц и годового отчетного периода

С 23.05.20 г. изменен размер доходного критерия для применения разниц из разд. III НК (новая редакция пп. 134.1.1 НК). Так, плательщики, у которых годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 40 млн грн, могут не корректировать бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НК (кроме разницы в сумме налоговых убытков прошлых лет, а также корректировок, предусмотренных пп. 140.4.8 и 140.5.16 НК), для определения объекта обложения налогом на прибыль. Но только при условии, что такой плательщик принял соответствующее решение и сообщил о нем налоговому органу в декларации за первый год, в котором его доход не превысил размер доходного критерия. Новый критерий (40 млн грн) начинает применяться с отчета за 2020 год.

Кроме того, с 01.01.21 г. меняется стоимостный критерий годового дохода для применения годового отчетного периода (изменения в п. 137.5 НК). Данный критерий повышается с 20 млн до 40 млн грн.

Особый отчетный период для сельхозпроизводителей

Снова введен особый отчетный период для сельхозпроизводителей. Благодаря изменениям, внесенным Законом № 466:

  • из пп. 14.1.234 НК, где содержится определение сельхозпродукции – исключена ссылка на гл. 1 разд. XIV (в результате это определение стало общим для всех разделов НК);
  • из пп. 137.4.1 НК – исключена ссылка на несуществующую ст. 209.

Сельхозпроизводители вновь получили право применять особый отчетный период по налогу на прибыль (с 1 июля прошлого отчетного года по 30 июня текущего отчетного года).

Впервые перейти на такой годовой период с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года смогли те сельхозпредприятия, которые подали декларацию за полугодие 2020 года (независимо от объема дохода). Это следует из письма ГНС от 04.06.20 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07 (далее – Письмо № 8939), а также ИНК от 31.08.20 г. № 3632/ІПК/99-00-05-05-02-06.

Новый критерий для признания ОС

Стоимостный критерий для признания актива объектом основных средств (далее – ОС) в налоговом учете увеличен с 6 000 до 20 000 грн. Соответствующие изменения внесены Законом № 466 в пп. 14.1.138 НК.

Как применять новый критерий для ОС – см. подробно в «В НК увеличен стоимостный критерий для основных средств: как вести учет налога на прибыль», «Увеличение стоимостного критерия для ОС и база для начисления НДС при их продаже или ликвидации».

Применять новый стоимостный критерий нужно для объектов, которые вводятся в эксплуатацию начиная с 23.05.20 г. – даты вступления в силу Закона № 466. А объекты ОС, введенные в эксплуатацию до этой даты, продолжают оставаться в статусе ОС и при более низкой первоначальной стоимости.

Налоговая амортизация временно не используемых ОС

С 23.05.20 г. Закон № 466 обновил норму пп. 138.3.1 НК. Налоговая амортизация не должна начисляться за те периоды, когда объекты ОС не используются (не эксплуатируются) в хоздеятельности плательщика в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием и консервацией. Таким образом, прекратить начисление налоговой амортизации на такие объекты ОС нужно было с 1 июня 2020 года. Это касается также плательщиков, которые ведут бухучет согласно МСФО.

Но с 08.08.20 г. в пп. 138.3.1 НК снова были внесены изменения – уже Законом № 786. Согласно новой редакции данного подпункта налоговая амортизация не начисляется за те периоды, когда объекты ОС не используются (не эксплуатируются) в хоздеятельности плательщика в связи с их консервацией.

При этом ГНС пояснила плательщикам, что делать, если с июня 2020 года амортизация не начислялась за период неиспользования (эксплуатации) ОС в хоздеятельности в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием. В этом случае для выполнения обновленных требований пп. 138.3.1 НК начисление амортизации можно возобновить начиная с сентября 2020 года (см. Информационное письмо ГНС от 02.09.20 г. № 16).

Производственный метод для целей налоговой амортизации

Закон № 466 с 23.05.20 г. исключил из пп. 138.3.1 НК запрет на применение производственного метода амортизации. Применять этот метод можно для объектов ОС, которые:

  • вводятся в эксплуатацию с 23.05.20 г. (даты вступления в силу Закона № 466) – сразу при их вводе в эксплуатацию;
  • уже были в эксплуатации и амортизировались в налоговом учете другим методом – со II–IV квартала 2020 года (новый п. 52 подразд. 4 разд. ХХ НК). Обратите внимание! С 1 января 2021 года «старые» ОС уже нельзя будет перевести на производственный метод.

О том, как начать применять производственный метод в налоговом учете, см. «Производственный метод амортизации в налоговом учете: с чего начать».

Если производственный метод в налоговом учете применялся не с самого начала эксплуатации объекта ОС, нужно иметь в виду один нюанс. А именно: при расчете ставки налоговой амортизации производственным методом в качестве амортизируемой стоимости нужно принять налоговую балансовую стоимость объекта на дату перехода на исчисление амортизации таким методом, а в качестве изначально запланированного объема продукции (работ, услуг) – тот плановый объем, который предприятию осталось произвести с использованием данного объекта ОС с учетом уже фактически произведенного объема.

Ускоренная налоговая амортизация

Закон № 466 продлил возможность применения ускоренной налоговой амортизации ОС еще на 10 лет. При этом с 01.01.20 г. расширен перечень групп ОС, к которым – при соблюдении определенных условий – может быть применена ускоренная амортизация (п. 431 подразд. 4 разд. ХХ). Это объекты ОС:

  • группы 4 (машины и оборудование) и группы 5 (транспортные средства) – минимальный срок амортизации 2 года;
  • группы 3 (передаточные устройства) и группы 9 (прочие ОС) – минимальный срок амортизации 5 лет. Напомним, что в группу 9 налоговики включают улучшения арендованных объектов ОС. И по общим правилам минимальный срок амортизации таких объектов в налоговом учете составляет 12 лет.

Кроме того, теперь в НК нет требования, чтобы ускоренная амортизация объектов ОС, которые введены в эксплуатацию с 1 января 2020 года, велась только прямолинейным методом. Хотя, как следует, например, из письма ГНС от 14.12.20 г. № 22431/7/99-00-05-05-01-07, налоговики по-прежнему подразумевают начисление ускоренной налоговой амортизации ОС именно таким методом. Подробно об ускоренной амортизации см. в «Ускоренная налоговая амортизация: новые старые правила».

Акциз не минусуем!

Налог на прибыль, рассчитанный в декларации, с 23.05.20 г. нельзя уменьшать на сумму акцизного налога. Соответствующая норма п. 15 подразд. 4 разд. ХХ исключена из НК Законом № 466.

Выплаты нерезиденту

Претерпел серьезных изменений учет налога на доход нерезидента с источником его происхождения из Украины (Законы № 466 и № 786). Часть таких новых и измененных норм вступила в силу с 23 мая и с 1 июля 2020 года. При этом Закон № 786 с 08.08.20 г. еще раз указанные нормы подкорректировал, а Закон № 1117 задним числом вернул до конца года их редакцию, которая действовала по состоянию на 22 мая 2020 года.

Напомним, что в «Налог на украинские доходы нерезидентов: что нового» мы рассказали о новшествах в налогообложении нерезидентов, внесенных Законом № 466. В частности, о новом правиле расчета налога на доход нерезидента в случае, когда доход выплачен в неденежной форме или налог не был удержан во время выплаты дохода. Такое правило вступило в силу с 23.05.20 г. Однако Законом № 1117 начало его применения задним числом было перенесено на 1 января 2021 года (п. 608 подразд. 10 разд. ХХ НК). Этот момент следует принять во внимание.

Считаем, что те плательщики, которые успели в 2020 году заплатить налог по новым правилам, должны отразить фактически уплаченные суммы налога и расчетного дохода в приложении ПН к декларации за 2020 год. А затем подождать налоговых разъяснений по данному вопросу.

Возможно, контролирующий орган согласится признать часть перечисленной суммы налога излишне уплаченной. В таком случае можно будет подать уточняющую декларацию, чтобы зафиксировать такую переплату.

Также с 01.07.20 г. Законом № 466 перечень украинских доходов нерезидентов в пп. 14.1.54 НК был дополнен новыми пп. «з» и «и». Это доходы от отчуждения прав на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов, а также прибыль от отчуждения при определенных условиях акций, долей, корпоративных или иных аналогичных прав в иностранных компаниях. При этом доходы от отчуждения прав на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых и т. п. попали в перечень налогооблагаемых доходов из пп. 141.4.1 НК (обновленный пп. «й») еще 23.05.20 г. А с 08.08.20 г. Законом № 786 был внесен новый пп. «і» в пп. 14.1.54 НК: доходом из украинских источников стала считаться также прибыль нерезидентов от отчуждения при определенных условиях акций, корпоративных прав в уставном капитале юрлица – резидента Украины.

Кроме того, редакция пп. «е» пп. 141.4.1 НК с 01.07.20 г. была обновлена Законом № 466, а затем с 08.08.20 г. откорректирована Законом № 786. Налогообложению стала подлежать прибыль нерезидентов от отчуждения при определенных условиях акций, корпоративных прав или иных аналогичных прав в иностранных компаниях и/или в уставном капитале юрлица – резидента Украины.

Однако 1 января 2021 года Законом № 1117 начало применения обновленных норм пп. 14.1.54 и пп. «е» пп. 141.4.1 НК задним числом было перенесено на эту дату (п. 602, 607 подразд. 10 разд. ХХ НК).

В итоге для целей налогообложения в 2020 году пп. 14.1.54 и пп. «е» пп. 141.4.1 НК применяются практически в той же редакции, которая действовала по состоянию на 22.05.20 г.

А какие же из новшеств для нерезидентов начали действовать уже в 2020 году?

С 23.05.20 г. действуют новые условия применения «международных льгот» по налогообложению (Законом № 466 п. 103.2 НК дополнен новыми абзацами, а п. 103.3 НК изложен в новой редакции).

Так, ставки международного договора на применяются, если главной целью осуществления хозоперации было непосредственное или опосредованное получение преимуществ, предоставляемых международным договором в виде освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога. То есть если сделка не имеет деловой цели.

В то же время при определенных условиях можно применить нормы международного договора со страной бенефициара в случае выплаты дохода нерезиденту, который не является бенефициарным получателем дохода, а перечисляет полученный доход нерезиденту-бенефициару (п. 103.2 НК). Кроме того, доказывать бенефициарность нерезидента для целей применения пониженной ставки налога нужно будет лишь в том случае, если такое условие предусмотрено не только НК, но и соответствующим международным договором (п. 103.3 НК).

С 23.05.20 г. Закон № 466 обновил также редакцию пп. 141.4.10 НК. Согласно новым правилам не подлежат налогообложению доходы, полученные нерезидентами в виде:

  • процентов или дохода (дисконта) или прибыли от продажи либо иного отчуждения государственных ценных бумаг (далее – ЦБ) или облигаций местных займов, или долговых ЦБ, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями (кроме прибыли нерезидентов, зарегистрированных в государствах (на территориях) из перечня, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1045, от продажи или иного отчуждения таких ЦБ и облигаций);
  • других доходов по государственным ЦБ, которые выплачиваются Минфином и/или Агентством по управлению госдолгом Украины;
  • процентов за ссуды (кредиты или внешние заимствования), полученные государством, или бюджетом АР Крым, или городским бюджетом, которые отражаются в госбюджете или местных бюджетах либо отнесены к расходам НБУ;
  • процентов за кредиты (займы), полученные субъектами хозяйствования, выполнение которых обеспечено государственными или местными гарантиями.

С 13.08.20 г. не являются налогооблагаемыми доходами нерезидента субсидии для возврата части квалифицированных расходов, предусмотренных Законом от 23.03.17 г. № 1977-VIII «О государственной поддержке кинематографии в Украине» (дополнение внесено в пп. 141.4.1 НК Законом № 821).

Остальные изменения, внесенные в «доходно-нерезидентские» нормы НК Законами № 466 и № 786, будут применяться с 1 января 2021 года.

Постоянные представительства

Законом № 466 были внесены значительные изменения в определение термина «постоянное представительство» (пп. 14.1.193 НК), в порядок постановки на учет в органах ГНС (п. 64.5 НК), а также в правила определения объекта налогообложения (пп. 141.4.7 НК). В частности, обновленная редакция пп. 141.4.7 НК с 23.05.20 г. не предусматривала для ППН определения прибыли на основании составленного нерезидентом отдельного баланса финансово-хозяйственной деятельности либо путем специального расчета (с коэффициентом 0,7), как это было раньше. Для ППН стали применяться общие правила налогообложения прибыли, но с учетом положений ст. 39 НК. В связи с такими изменениями ГНС в Письме № 8939 рекомендовала всем ППН подать за полугодие 2020 года не Расчеты налога на прибыль по формам, утвержденным приказом Минфина от 13.06.16 г. № 544, а обычную декларацию по налогу на прибыль. Объект налогообложения в такой декларации следовало определять с учетом правил из ст. 39 НК. Те ППН, которые отчитывались за три квартала 2020 года, также должны были отчитаться с помощью такой декларации.

Однако вступивший в силу Закон № 1117 «отыграл» все эти изменения назад (п. 603–606 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Согласно Закону № 1117 нормы, касающиеся ППН, в 2020 году действуют без учета изменений, внесенных Законом № 466. А новации применяются к отчетным налоговым периодам только начиная с 1 января 2021 года.

Новые налоговые разницы

Законом № 466 в НК добавлены новые корректировки на разницы, которые нужно было учесть уже при составлении декларации за полугодие 2020 года.

Штрафы от контролирующих органов и реализация особенным нерезидентам

Финрезультат отчетных периодов 2020 года (кроме I квартала) нужно дополнительно увеличивать на сумму возмещения убытков, компенсации неполученного дохода (упущенной выгоды), начисленных согласно гражданскому законодательству и условиям гражданско-правовых договоров (далее – ГПД), а также на сумму штрафов, пени, начисленных контролирующими органами и другими органами государственной власти за нарушение требований законодательства (обновленный пп. 140.5.11 НК). Подробнее о данной корректировке см. в «Суммы финансовых санкций от контролирующих органов: исключаем из налоговых расходов!».

А по итогам отчетного года финрезультат нужно увеличить на 30 % стоимости товаров (работ, услуг), реализованных в ходе неконтролируемых операций нерезидентам из Перечней, утвержденных постановлениями КМУ от 04.07.17 г. № 480 и от 27.12.17 г. № 1045 (пп. 140.5.51 НК). Корректировку можно не применять, если операция не является контролируемой, а сумму доходов плательщик подтверждает исходя из цен, определенных по принципу «вытянутой руки» согласно процедуре, которая установлена ст. 39 НК, но без подачи отчета. При этом, если цена реализации товаров (работ, услуг) окажется ниже «трансфертной» цены, то финрезультат нужно увеличить на разницу между «трансфертной» ценой и ценой реализации.

Заметим, что корректировка согласно пп. 140.5.51 НК применяется только для операций, осуществленных начиная с 23.05.20 г.

Убытки, полученные при реорганизации

Финансовый результат отчетного периода можно теперь уменьшить на сумму налоговых убытков, полученных в результате реорганизации налогоплательщика (новый пп. 140.4.5 НК, применяется с 23.05.20 г. при соблюдении определенных условий). Подробнее о данной корректировке см. в «Реорганизация предприятия: как передать правопреемнику налоговые убытки».

Деловая цель

Финрезультат нужно увеличить на сумму расходов, понесенных плательщиком при осуществлении операций с нерезидентами, если такие операции не имеют деловой цели (новый пп. 140.5.15 НК, введенный Законом № 466 с 23.05.20 г.). При этом если плательщик применит корректировку согласно пп. 140.5.15 НК, то другие аналогичные по сути корректировки (например, из пп. 140.5.10 НК) он может не применять.

Определение деловой цели приведено в обновленном пп. 14.1.231 НК. Отметим, что Законом № 786 данное определение с 08.08.20 г. было подкорректировано, в результате чего его толкование стало более лояльным для плательщиков.

Подробнее о корректировке, связанной с «неделовой» целью операции, см. в «Операции с нерезидентами: не забудьте о новых разницах по налогу на прибыль!».

Жизнь новой корректировки из пп. 140.5.15 НК оказалась недолгой. С 1 января 2021 года Закон № 1117 исключил эту норму из НК. При этом концепция «деловой цели» вернется в НК с 01.01.22 г. и будет применяться в целях налогообложения прибыли к операциям с «особенными» нерезидентами.

Дивиденды от нерезидента и убытки от инвестиций

С 23.05.20 г. согласно новой редакции пп. 140.4.3 НК, сформулированной Законом № 466, плательщик уменьшает финрезультат отчетного периода на сумму начисленных доходов:

  • от участия в капитале нерезидента. В бухучете такой доход отражается записью (Дт 141 «Инвестиции связанным сторонам по методу участия в капитале» – Кт 72 «Доход от участия в капитале»);
  • в виде дивидендов, подлежащих выплате плательщику таким нерезидентом (запись в бухучете: Дт 373 «Расчеты по начисленным доходам» – Кт 731 «Дивиденды полученные»).

Но такое уменьшение можно провести, только если соблюдаются два условия:

  • нерезидент-эмитент не включен в перечень низконалоговых юрисдикций (Перечень № 1045), за исключением государств (территорий), с которыми действуют международные договоры Украины об избежании двойного налогообложения;
  • доля участия плательщика в уставном капитале (далее – УК) нерезидента составляет не менее 10 % в течение календарного года. Отметим, что по устным разъяснениям специалистов ГНС здесь имеется в виду отчетный период календарного года, в котором начисляются дивиденды.

Подробнее о применении данной корректировки см. в «Операции с нерезидентами: не забудьте о новых разницах по налогу на прибыль!».

Получение платы за «старые» отгрузки бывшими единщиками

С 23.05.20 г. бывшая норма пп. 140.5.12 НК перекочевала в п. 41 подразд. 4 разд. ХХ НК.

Напомним, согласно этой норме плательщики налога на прибыль (за исключением бывших единщиков четвертой группы) должны увеличить финрезультат отчетного периода на сумму дохода, полученного в качестве платы за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения.

В результате такого перемещения нормы увеличивать финрезультат на сумму полученной оплаты должны не только те плательщики, которые обязаны применять корректировки на разницы из разд. III НК, но и все остальные плательщики.

Подробнее см. в «Товар отгрузил на упрощенке, а деньги получил на общей системе: новые правила налогообложения погашенной денежной задолженности».

Компенсация ЕСВ и списание налогового долга

С 10 декабря 2020 года – благодаря изменениям, внесенным в НК Законом № 1072 – плательщики дополнительно получили еще одну корректировку финрезультата согласно новому п. 54 подразд. 4 разд. ХХ НК. Так, финансовый результат отчетного периода можно будет уменьшить:

  • на сумму разовой компенсации расходов на уплату ЕСВ за наемных лиц, которая получена плательщиком в отчетном периоде согласно Закону от 04.12.20 г. № 1071-IX и включена в состав доходов по правилам бухучета;
  • на суммы штрафных санкций и пени, а также налогового долга, возникшего по состоянию на 01.11.20 г., которые списаны налоговым органом плательщику в отчетном периоде в соответствии с новыми п. 23 и 24 подразд. 10 разд. ХХ НК и включены в состав доходов такого отчетного периода по правилам бухучета.

Новые разницы, добавленные Законом № 1072, применяются всеми плательщиками налога на прибыль, в том числе и теми, чей доход за 2020 год не достиг 40 млн грн.

Ведь данные нормы содержатся не в разд. III НК, а в подразд. 4 разд. ХХ НК – общем для всех плательщиков налога на прибыль (см. Информационное письмо ГНС от 10.12.20 г. № 17 (далее – Информационное письмо № 17), размещенное на сайте ГНС).

Бюджетные гранты

С 23.12.20 г. в НК появилось понятие «бюджетный грант» (пп. 14.1.2771 добавлен Законом № 962). Это целевая помощь в виде денежных сумм или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень поставщиков бюджетных грантов определяет КМУ.

Теперь финрезультат отчетного периода:

  • уменьшают – на сумму бюджетных грантов, которая получена плательщиком и включена в состав доходов отчетного периода по правилам бухучета (новый пп. 140.4.8 НК);
  • увеличивают – на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, которая понесена в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включена в состав расходов текущего отчетного периода по правилам бухучета (новый пп. 140.5.16 НК).

Указанные корректировки содержатся в разд. III НК, но применять их обязаны все плательщики налога на прибыль в том же порядке, что и корректировку на сумму налоговых убытков прошлых лет. Соответствующие дополнения внесены в пп. 134.1.1 НК.

Трансфертное ценообразование

Законом № 466 с 23.05.20 г.:

  • обновлены критерии связанности лиц;
  • введена трехуровневая документация трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) для международных групп компаний (далее – МГК). Отчетность состоит из документации по ТЦО, глобальной документации по ТЦО (мастер-файла) и отчета по странам МГК. Согласно п. 53 подразд. 10 разд. XX НК, нормы относительно подачи налогоплательщиками уведомления об участии в МГК впервые применяются в 2021 году за 2020 год. Остальная отчетность составляется за отчетные годы начиная с 2021-го;
  • расширены требования к документации с ТЦО;
  • урегулированы операции с сырьевыми товарами;
  • изменены положения о штрафных санкций по ТЦО.

Кроме того, после вступления в силу Закона № 466 из пп. 39.3.2.1 НК исчезла приоритетность первого метода ТЦО – метода сравнительной неконтролируемой цены. Однако отметим, что Закон № 1117 с 01.01.21 г. изложил указанный подпункт в новой редакции. Согласно этой редакции, применение метода сравнительной неконтролируемой цены снова в приоритете.

Подача финотчетности, подлежащей обнародованию

Обновленным п. 46.2 НК (Закон № 466) предусмотрена подача налоговому органу в срок до 10 июня текущего года вместе с аудиторским отчетом финансовой отчетности за прошлый год, которая подлежит обнародованию.

Первоначально предусматривалось, что плательщики впервые подадут в установленные сроки финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год. Однако указанные изменения в п. 46.2 НК вступили в силу 23.05.20 г., когда предельный срок подачи декларации и финотчетности за 2019 год уже истек. Поэтому впервые эта норма п. 46.2 НК будет применяться в 2021 году по итогам 2020 года (см. например, ИНК ГНС от 09.06.20 г. № 2356/6/99-00-05-05-02-06/ІПК).

Выводы

Прежде чем приступить к составлению декларации за 2020 год, рекомендуем ознакомиться с изменениями в «прибыльном» учете, которые действовали в 2020 году. Обо всех этих изменениях мы рассказали в статье.

Источник: "Баланс" № 7-8, который выходит из печати 15.02.21 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!