Перечень тем практических руководств серии «Библиотека «Баланс» (І квартал 2025 года)
ПР, 2025, № 1 «Справочник бухгалтера на 2025 год»
Месяц выхода – январь.
Почему сейчас? С 1 января 2025 года традиционно изменились некоторые показатели, применяемые для бухгалтерских расчетов и уплаты отдельных платежей в госбюджет. Бухгалтер использует их почти ежедневно, поэтому такое издание следует иметь под рукой в течение всего 2025 года.
Какую проблему решаем? Предоставим полезную информацию, которая пригодится бухгалтеру коммерческого предприятия в его профессиональной деятельности. Она касается как новшеств, так и уже привычных хозяйственных операций.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• каковы размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты в 2025 году и на что они влияют;
• какие размеры не облагаемых налогом доходов установлены для физлиц на 2025 год;
• каковы размеры минимального страхового взноса и максимальной базы начисления ЕСВ в 2025 году;
• какие показатели берут для расчета зарплаты в 2025 году и каков порядок предоставления налоговой социальной льготы;
• когда, в каком составе и куда предприятие должно подавать финотчетность в 2025 году, как правильно применять законодательно установленные критерии определения размера предприятия;
• каковы нормы продолжительности рабочего времени в 2025 году;
• каковы размеры суточных в 2025 году, какие сроки использования подотчетных сумм установлены, когда нужно подать авансовый отчет;
• как плательщикам налога на прибыль определить налоговый отчетный период в 2025 году и когда они обязаны корректировать финрезультат на все разницы, предусмотренные Налоговым кодексом;
• каковы условия НДС-регистрации, как определить базу налогообложения и дату возникновения налоговых обязательств, а также каковы обязательные реквизиты налоговой накладной и правила ее регистрации;
• каковы условия пребывания на упрощенной системе налогообложения и какие ставки единого налога и военного сбора установлены для физических и юридических лиц в 2025 году;
• какие субъекты хозяйствования должны применять РРО/ПРРО;
• какие проверки разрешено проводить в 2025 году;
• как будут штрафовать за нарушение налогового и трудового законодательства и многое другое.
ПР, 2025, № 2 «Финансовая отчетность: алгоритм заполнения»
Месяц выхода – январь.
Почему сейчас? Одно из самых первых дел, к которым приступают бухгалтеры после наступления нового года, – это составление годовой финансовой отчетности. Ведь даже в наше бурное время неизменно то, что уже до конца февраля все предприятия должны подать финотчетность за прошлый отчетный год контролирующим органам (органам госстатистики, а плательщики налога на прибыль еще и в налоговую) и другим пользователям. Плательщики налога на прибыль традиционно уделяют наибольшее внимание составлению финотчетности. Ведь именно бухгалтерский финансовый результат является основой определения объекта обложения налогом на прибыль, более того, финотчетность является обязательным приложением к налоговой декларации. Кроме контролирующих органов, финотчетность может понадобиться для получения кредита в банке, участия в тендерах и других целей, а также для определения размера причитающихся учредителям дивидендов. А средним и крупным предприятиям придется проходить аудиторскую проверку, чтобы получить обязательное аудиторское заключение, обнародование которого вместе с годовой финотчетностью хоть и отсрочено до конца военного положения, но все же не отменено. Поэтому правильность ее составления важна для любого предприятия.
Какую проблему решаем? Приведем подробный алгоритм составления всех форм финансовой отчетности (с помощью удобных таблиц-подсказок), что позволит быстро и легко подготовить отчеты и в случае необходимости найти ответ на большинство проблемных вопросов по заполнению тех или иных строк. Бухгалтеры, нашедшие ошибки в финотчетности за прошлые периоды, получат рекомендации по их исправлению.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• как правильно определить, к какой размерной категории относится предприятие и по какой форме ему отчитываться;
• куда, в какие сроки и в каком составе необходимо представлять финотчетность, в частности средним и крупным предприятиям;
• кто и когда обязан обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением с учетом военного положения;
• как средним и крупным предприятиям заполнить отчетность по формам № 1, № 2, № 3 (или № 3-н), № 4 и примечания к финотчетности по форме № 5;
• как определить отложенные налоговые обязательства и активы предприятиям, применяющим НП(С)БУ 17 «Налог на прибыль»;
• что нужно учесть при заполнении финансовой отчетности микропредприятиям (формы № 1-мс, № 2-мс) и малым предприятиям (формы № 1-м, № 2-м);
• как исправить ошибки в финотчетности за прошедшие периоды.
Спецтема «Бронирование военнообязанных работников: условия, порядок и оформление»
Месяц выхода – январь.
Почему сейчас? Военное положение и всеобщая мобилизация продолжаются. Главной проблемой работодателя в этот период является сохранение персонала, чтобы продолжить свою деятельность и усилить экономический фронт. Для этого нужно забронировать военнообязанных работников.
Какую проблему решаем? Расскажем о порядке и условиях бронирования военнообязанных работников. На практических ситуациях подробно рассмотрим процедуру бронирования и порядок предоставления предприятию статуса критически важного для функционирования экономики в особый период.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в спецтеме:
• условия, при которых предприятие может забронировать своих работников;
• механизм предоставления предприятию статуса критически важного;
• процедура оформления бронирования военнообязанных;
• ограничения для предприятия при бронировании;
• условия и порядок аннулирования бронирования;
• другие практические ситуации, связанные с бронированием.
ПР, 2025, № 3 «Декларация по налогу на прибыль за 2024 год»
Месяц выхода – февраль.
Почему сейчас? В феврале отчетная пора в разгаре. Это время представления годовой отчетности, в том числе по налогу на прибыль. А вопросов, как всегда, хватает, и решать их нужно оперативно и комплексно.
Какую проблему решаем? Расскажем, как отчитаться по налогу на прибыль. Рассмотрим самые распространенные вопросы и проблемные моменты, возникающие на практике при заполнении декларации по налогу на прибыль. Также определим, какие приложения должно заполнять ваше предприятие и как их составить.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• сроки и порядок отчетности по налогу на прибыль;
• отказ от применения разниц: кто имеет право и как это правильно сделать;
• проблемные разницы;
• приложения к декларации;
• типичные ошибки при заполнении декларации (по рейтингу ГНС).
ПР, 2025, № 4 «Декларация по НДС и приложения: алгоритм заполнения»
Месяц выхода – февраль.
Почему сейчас? Плательщики НДС представляют декларацию ежемесячно, поэтому эта тема актуальна в течение всего года. Так что пошаговый алгоритм заполнения декларации будет полезен бухгалтеру в любое время.
Какую проблему решаем? Поможем бухгалтеру быстро и без ошибок заполнить декларацию, подробно расскажем, какие операции отражаются в каждой строке. Также на примерах рассмотрим порядок заполнения всех приложений к декларации. Поэтому даже новичок, впервые сталкивающийся с операцией поставки, сможет без проблем составить отчетность по НДС.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• по какой форме, когда и в каком порядке подается декларация;
• каковы особенности заполнения шапки декларации;
• каков алгоритм заполнения разделов I–III декларации;
• как заполнять приложения к декларации;
• как составить уточняющий расчет в случае исправления ошибок, допущенных в прошлых отчетных периодах.
Спецтема «Материальная помощь работникам: оформление и налогообложение»
Месяц выхода – февраль.
Почему сейчас? Время от времени работодателю приходится выплачивать работникам материальную помощь. Такая необходимость возникает в зависимости от обстоятельств, в которых оказался работник. Помощь оказывается в связи с семейными обстоятельствами, на оздоровление или лечение и может быть разовой или систематической.
Какую проблему решаем? Каждый случай предоставления материальной помощи имеет свои законодательные основания и требует надлежащего оформления, ведь от этого зависит налогообложение таких выплат. В спецтеме расскажем, как это правильно сделать и какие налоговые последствия будут иметь такие операции.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в спецтеме:
• как определить вид материальной помощи;
• как оформить оказание помощи работнику;
• в каком размере материальная помощь не облагается налогом;
• каковы налоговые последствия выплаты помощи.
ПР, 2025, № 5 «ГСМ: от документирования до списания»
Месяц выхода – март.
Почему сейчас? Тема учета горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) актуальна всегда. А отмена утвержденных норм списания ГСМ, особые правила хранения горючего для генераторов и последняя судебная практика повысили интерес к этой теме. Ведь всем хочется иметь актуальную информацию и учесть возможные риски.
Какую проблему решаем? Расскажем обо всем, что нужно знать бухгалтеру предприятия, осуществляющего операции с ГСМ: от особенностей оприходования, в зависимости от договорных условий с поставщиками, учета на предприятии (в частности, отдельного учета для генераторов), инвентаризации до списания. Обратим внимание на основные практические моменты операций с ГСМ и предупредим о налоговых рисках, приведем оптимальные варианты аргументации своей позиции в спорных ситуациях с налоговиками (на основе судебной практики).
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• когда оприходовать ГСМ на баланс в случае заправки по ведомостям, талонам, смарт-картам и т. п.;
• обязательно ли иметь чеки на приобретение горючего;
• какие нормы списания ГСМ использовать и можно ли разработать свои;
• как документировать списание горючего и как использовать путевой лист, акт списания;
• сколько ГСМ можно хранить без лицензии;
• можно ли списывать горючее по GPS-мониторингу транспорта;
• есть ли риск доначисления НДФЛ и военного сбора в случае заправки авто в выходной (нерабочее время);
• каковы типичные ошибки при документировании списания ГСМ (на основе судебной практики).
ПР, 2025, № 6 «Документальное оформление операций с основными средствами»
Месяц выхода – март.
Почему сейчас? Тема документального оформления операций с основными средствами (далее – ОС) всегда на повестке дня, независимо от календарного сезона. Ведь практически невозможно найти предприятие, которое не имело бы на балансе объектов ОС. А поскольку владение такими объектами обычно обходится недешево, все налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы документы, подтверждающие расходы на приобретение, эксплуатацию и списание ОС, были оформлены должным образом.
Какую проблему решаем? Поможем предприятию правильно заполнить документы, связанные с проведением операций с ОС.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в издании:
• приобретение и продажа ОС, в частности за иностранную валюту;
• бесплатное получение и передача ОС;
• текущие ремонты и улучшения ОС;
• изменение срока полезного использования и метода амортизации ОС;
• частичная и полная ликвидация ОС.
Спецтема «Трудоустройство лиц с инвалидностью: выполняем норматив»
Месяц выхода – март.
Почему сейчас? Ежегодно в марте Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее – Фонд) в автоматизированном режиме выявляет работодателей, не выполнивших в предыдущем году норматив трудоустройства лиц с инвалидностью, и составляет расчеты сумм административно-хозяйственных санкций. В свою очередь ПФУ рассылает такие расчеты через электронные кабинеты работодателей на веб-портале электронных услуг ПФУ. Работодатели должны уплатить суммы этих санкций до 15 апреля. Поэтому именно в марте эта тема является самой актуальной для работодателей.
Какую проблему решаем? Мы поможем работодателям разобраться с правилами выполнения норматива трудоустройства лиц с инвалидностью, особенностями начисления административно-хозяйственных санкций и подскажем, в каких случаях у работодателя есть шанс успешно обжаловать эти санкции.
Перечень основных вопросов, которые будут освещены в спецтеме:
• как рассчитывается норматив трудоустройства лиц с инвалидностью и когда он считается выполненным работодателем;
• каковы правила начисления административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива и какие способы обжалования решений об их применении существуют;
• какие особенности трудового законодательства следует учитывать работодателям при трудоустройстве лиц с инвалидностью;
• есть ли положительная судебная практика по обжалованию санкций за невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью.
Заказывайте прямо сейчас!
Подпишитесь на практические руководства через редакцию:
• по телефонам (044) 334-62-70, (056) 370-44-25, (067) 544-07-31;
• по электронной почте product@balance.ua
Работайте уверенно и без ошибок!