Пожарная безопасность: кто и как проверяет

В этой консультации мы расскажем, кто и как вправе проверить у вас соблюдение законодательства о пожарной безопасности.
Общие положения
Контролировать пожарную безопасность имеет право Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Такие полномочия ей предоставлены ст. 67 КГЗ. Кроме того, ГСЧС действует в соответствии с Положениями, утвержденными Указом № 20/2013 и Постановлением № 1052.
Официальный сайт службы: http://www.dsns.gov.uа.
Распространяется ли на ГСЧС мораторий?
Только частично. Мораторий установлен Законом № 1728, а перечень органов, на которые его действие не распространяется, приведен в Постановлении № 1104.
Согласно Постановлению № 1104 мораторий не распространяется на ГСЧС в части осуществления государственного надзора (контроля) относительно:
- заведений здравоохранения и отдыха детей, интернатных заведений, заведений дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования;
- субъектов хозяйствования (далее – СХ) с высокой степенью риска (в т. ч. объектов топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, объектов повышенной опасности, химически опасных объектов и объектов высотного строительства).
Как определить степень риска СХ?
Критерии отнесения к той или иной степени риска определены Постановлением № 1043. Например, к высокой степени риска относятся СХ, которые осуществляют деятельность на территории или в помещении объекта, который является памятником культурного наследия национального значения.
Таким образом, в 2018 году ГСЧС имеет право далеко не все предприятия и предпринимателей.
Распространяется ли на ГСЧС действие Закона № 877?
Да, распространяется. Сфера действия этого Закона определена в ст. 2. В ней содержится перечень контролирующих органов, на которых Закон № 877 не распространяется, и перечень органов, подпадающих под действие этого документа только частично. Ни в одном из перечней ГСЧС нет. Поэтому в своей контрольно-проверочной деятельности эта служба обязана руководствоваться Законом № 877.
Какими еще нормативными актами руководствуются органы ГСЧС при проверках?
Кроме Закона № 877, ГСЧС при проведении проверок пожарной безопасности руководствуется также:
- КГЗ;
- Постановлением № 1043;
- Положениями № 20/2013 и № 1052.
Стоит обратить внимание еще на один документ, который не является нормативным, тем не менее проверяющие его используют при проверках. Это Методрекомендации № 13.
Какие вопросы могут интересовать проверяющих в ходе проверки?
Приказом № 1337 утверждена форма акта, который составляется по результатам плановой или внеплановой проверки. Эта форма содержит перечень вопросов, которые будут проверяться, а именно:
- наличие на объекте распорядительных документов и информационных указателей по вопросам пожарной безопасности;
- применение в строительстве и на производстве материалов и веществ с определенными показателями относительно пожарной опасности;
- наличие декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности;
- проведение инструктажей и прохождение обучения по вопросам пожарной безопасности;
- противопожарное состояние содержания путей эвакуации и выходов и т. д.
Виды проверок и требования к их проведению
Органы ГСЧС вправе проводить плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки
Основные требования к плановым проверкам таковы:
1. СХ должен быть внесен в план проверок на соответствующий год.
План проверок на 2018 год можно найти на сайте ГСЧС.
2. При включении СХ в план проверок должны соблюдаться требования к периодичности проведения проверок в зависимости от степени риска СХ, а именно:
- с высокой степенью риска – не чаще одного раза в 2 года;
- со средней – не чаще одного раза в 4 года;
- с незначительной – не чаще одного раза в 6 лет.
Критерии степеней риска в данном случае утверждены Постановлением № 1043.
Обратите внимание: с 29.12.17 г. критерии поменялись. А планы проведения проверок на 2018 год были утверждены еще с учетом старых критериев, утвержденных Постановлением № 306. Поэтому на практике возможны случаи, когда предприятие было отнесено к высокой степени риска и включено в план на основании старых критериев, а по новым критериям не является таковым.
О проблемных моментах применения новых критериев Государственная регуляторная служба издала письмо без номера от 23.03.18 г., в котором рекомендует в спорных случаях, касающихся проверок на 2018 год, обращаться за разъяснениями в Департамент предотвращения чрезвычайных ситуаций ГСЧС и приводит в письме его электронные адреса и телефоны.
3. О проведении плановой проверки СХ должен быть уведомлен не позднее чем за 10 дней до ее начала (ч. 4 ст. 5 Закона № 877).
Внеплановые проверки
Основания для проведения внеплановых проверок определены ст. 6 Закона № 877.
Важно помнить: в ходе внеплановых проверок должны выясняться только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проверку.
Срок проведения внеплановой проверки – не больше 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дней. Продление срока проверки не допускается.
Какие документы должны предъявить проверяющие
До начала проверки представители ГСЧС обязаны предъявить СХ (ч. 5 ст. 7 Закона № 877):
- направление на проверку (примерная его форма приведена в приложении 1 к Методрекомендациям № 13);
- служебные удостоверения;
- Копия направления передается СХ.
Ответственность
Если в ходе проверки обнаружены нарушения СХ требований законодательства о пожарной безопасности, то проверяющие могут выдать ему предписание на устранение этих нарушений (примерная форма предписания приведена в приложении 6 к Методрекомендациям № 13). В предписании будут указаны не только нарушения, но и срок их устранения.
Учтите, что выполнение предписания может быть проверено органом ГСЧС. Проверка выполнения предписания – одно из оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренное ст. 6 Закона № 877. |
Что касается приостановки деятельности СХ (его объектов, цехов, участков, машин и механизмов, оборудования, транспортных средств), то сам контролирующий орган не вправе вынести такого решения. Однако он может обратиться с иском в административный суд на основании ст. 70 КГЗ.
Например, такое решение о приостановке деятельности СХ было вынесено окружным административным судом г. Киева 20.06.18 г. (ЕГРСР, рег. № 74783216).
Также к должностным лицам СХ, виновным в допущенных нарушениях, может быть применена административная и уголовная ответственность (см. таблицу).
Ответственность за нарушения в сфере законодательства о пожарной безопасности
Суть правонарушения |
Санкция |
Основание |
Кто применяет санкции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Административная ответственность |
|||
Нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте правил пожарной безопасности |
Штраф для должностных лиц предприятия в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) |
Ч. 1 ст. 120 КУоАП |
Органы ГСЧС на основании ст. 223 КУоАП |
Нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности |
Ч. 2 ст. 120 КУоАП |
||
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, применение пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению |
Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере от 2 до 10 НМДГ (от 34 до 170 грн.) |
Ст. 175 КУоАП |
|
Начало работы вновь созданного предприятия или начало использования СХ недвижимости без регистрации декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, для которых подача такой декларации является обязательной |
Штраф для должностных лиц предприятия и граждан – субъектов предпринимательской деятельности в размере от 40 до 100 НМДГ (от 680 до 1 700 грн.) |
Ст. 1752 КУоАП |
|
Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов пожарного надзора или создание препятствий в их деятельности |
Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере от 2 до 10 НМДГ (от 34 до 170 грн.) |
Ст. 1888 КУоАП |
|
Уголовная ответственность |
|||
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно привело к возникновению пожара, который нанес вред здоровью людей или имущественный ущерб в крупном размере* |
Штраф в размере от 50 до 120 НМДГ или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет |
Ч. 1 ст. 270 УК |
Уголовная ответственность применяется судом |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно стало причиной гибели людей или нанесло имущественный ущерб в особо крупном размере** или другие тяжкие последствия |
Лишение свободы на срок от 3 до 8 лет |
Ч. 2 ст. 270 УК |
|
* Размер имущественного ущерба является крупным, если прямые убытки составляют сумму, превышающую НСЛ в 300 и более раз (на сегодня 552 300 грн.). ** Размер имущественного ущерба является особо крупным, если прямые убытки составляют сумму, которая в 1 000 и более раз превышает НСЛ (на сегодня 1 841 000 грн.). |
Выводы
Проверки соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности осуществляет ГСЧС. На проверки этого органа мораторий распространяется только частично.
В своей проверочной деятельности ГСЧС руководствуется нормами Закона № 877, а также специальным законодательством.
Этот контролирующий орган вправе осуществлять плановые и внеплановые проверки.
На основании решения суда по иску ГСЧС деятельность СХ, нарушающего законодательство в сфере пожарной безопасности, может быть приостановлена.
Источник: Практическое руководство № 15.