Получили гуманитарную, благотворительную помощь? Учитывайте правильно!

Из этой консультации вы узнаете, как в бухучете отражается получение гуманитарной и благотворительной помощи.
Общие положения
Благотворительные взносы могут предоставляться приобретателям в денежной форме для потребностей их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги. Если благотворитель не установил конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения- приобретателя в соответствии с насущными потребностями, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения (п. 2 Порядка получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и физического воспитания, для потребностей их финансирования, утвержденного постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222, далее – Порядок № 1222).
Благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования от юридических и физических лиц – резидентов и нерезидентов (далее – благотворители) согласно действующему законодательству имеют право получать непосредственно бюджетные учреждения и заведения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания (п. 1 Порядка № 1222).
Если направление расходов определено благотворителем, часть средств, полученных как благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования от благотворителей, может направляться на выплату зарплаты работникам указанных учреждений и заведений согласно их сметам с соблюдением требований Закона от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073).
Благотворительные взносы не могут замещать плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг согласно перечням, определенным в установленном порядке (п. 3 Порядка № 1222).
Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований ст. 3 Закона № 5073 (ст. 1 Закона от 22.10.99 г. № 1192-XIV «О гуманитарной помощи», далее – Закон № 1192).
С позиции действующего законодательства гуманитарная и благотворительная помощь тождественны и тесно переплетены, хотя их получение регулируется разными законами.
Бухгалтерский учет
В соответствии со ст. 13 гл. 1 Бюджетного кодекса (далее – БК) бесплатно полученные активы, средства включаются во вторую группу собственных поступлений бюджетных учреждений «Другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений», в частности подгруппы 1 «Благотворительные взносы, гранты и подарки». Такие операции нужно оформлять на основании договоров, календарных планов проведения централизованных мероприятий и других документов, которыми предусмотрено получение взносов, грантов и подарков.
В учете благотворительные взносы, гранты и подарки относят к составу доходов по необменным операциям. Как определено в п. 4 разд. I НП(С)БУГС 124 «Доходы», необменной является хозяйственная операция, которая не предусматривает передачу активов, услуг (работ) в обмен на полученный доход или активы, но может предусматривать выполнение определенных условий, то есть бесплатное получение или передачу активов.
Оценка бесплатно полученных активов
Порядок отражения в бухучете активов, полученных как благотворительная или гуманитарная помощь, прописан в НП(С)БУГС 121 «Основные средства», НП(С)БУГС 122 «Нематериальные активы», НП(С)БУГС 123 «Запасы», а также в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).
Важным моментом оприходования является стоимость, по которой актив будет отражен в бухучете.
Основные средства
Первоначальной стоимостью основных средств (далее – ОС), полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора):
- является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУГС 121 (п. 7 разд. II данного стандарта);
- может быть стоимость, относительно которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУГС 121.
Первоначальная стоимость ОС, полученных от субъектов госсектора, отражается так же, как и в случае обычного получения, но с указанием начисленной суммы износа (п. 8 разд. II НП(С)БУГС 121).
Если достоверная информация о первоначальной стоимости ОС отсутствует, она определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством.
Нематериальные активы
Первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов (далее – НА), бесплатно полученного от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора):
- является его справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, которые непосредственно связаны с приведением НА в состояние, пригодное для использования по назначению, и расходов, предусмотренных п. 6 разд. II Методрекомендаций № 11 (п. 10 разд. II данных Методрекомендаций);
- может быть стоимость, относительно которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 6 разд. II Методрекомендаций № 11.
Субъекты госсектора могут получать НА как гуманитарную помощь в соответствии с Законом № 1192 и другими нормативно-правовыми актами.
Обратите внимание! Активы, полученные бесплатно как безвозвратная помощь, подарок, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы. |
Запасы
Первоначальная стоимость запасов, полученных бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, от юридических и физических лиц, равняется справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Методрекомендаций № 11 (п. 24 разд. II данных Методрекомендаций).
Первоначальной стоимостью запасов, полученных бесплатно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора), может быть стоимость, относительно которой имеется достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Методрекомендаций № 11.
Запасы, полученные бесплатно от субъектов госсектора, отражаются по балансовой стоимости субъекта госсектора, который их передал, но с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II Методрекомендаций № 11.
Таким образом, в момент получения любого вида бесплатной помощи в виде активов, бюджетное учреждение должно определить стоимость активов, по которой они будут зачислены на баланс для последующего учета или передачи. |
Выбор субсчета бухучета
Чтобы избрать необходимый субсчет для отражения полученных активов, следует понимать, что именно вы получаете, и тогда с помощью Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Порядок № 1219, Приказ № 1219), вы сможете выбрать правильный субсчет для ОС, НА или запасов. Ведь именно Порядок № 1219 устанавливает назначение и правила ведения счетов бухучета для обобщения информации о наличии и движении активов, капитала, обязательств и фактах деятельности субъектов госсектора.
Как было указано выше, доход от бесплатного получения активов или средств в виде благотворительных взносов или гуманитарной помощи отражается как доход по необменным операциям.
Согласно Порядку № 1219 счет 75 «Доходы по необменным операциям» предназначен для учета и обобщения информации о доходах от бесплатно полученных активов, услуг (работ), трансфертов; налоговые и неналоговые поступления, поступления ЕСВ; благотворительные взносы, гранты и подарки; средства, которые получают распорядители бюджетных средств от предприятий, организаций, физических лиц и от других распорядителей бюджетных средств для выполнения целевых мероприятий, в частности мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц; обязательства, не подлежащие погашению (кроме кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек), и т. п.
По кредиту счета 75 отражается увеличение (получение) дохода по необменным операциям, в частности и зачисления налоговых и неналоговых поступлений, трансфертов, других доходов по данным операциям в государственный или местные бюджеты, по дебету – списание доходов по необменным операциям на финансовый результат исполнения сметы (бюджета) и возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный или местные бюджеты.
Счет 75 имеет, в частности, субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям», где ведется учет доходов от бесплатно полученных активов, услуг (работ).
Также на этом субсчете учитываются суммы штрафов, неустойки, пени, полученные по решению сторон договора или соответствующих государственных органов, суда, которые включаются в доходы отчетного периода в соответствии с законодательством, обязательства, не подлежащие погашению (кроме кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек), а также отражается получение спонсорских, благотворительных взносов и другой гуманитарной помощи (в частности, поступление в натуральной форме) и т. п.
Практические примеры см. в "Баланс-Бюджет" № 17-18, который выходит из печати 27.04.20 г.