Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Оплата проведена через чужой терминал: как исправить эту ошибку?

October 17, 2019

Ситуация: два предпринимателя реализуют товар в одном магазине. Первый (на общей системе налогообложения) продает алкоголь и сигареты. Расчеты с покупателями проводит через РРО. Второй предприниматель (плательщик единого налога второй группы) торгует продуктами питания, РРО при расчетах с покупателями не применяет, но принимает к оплате платежные карточки (у него установлен терминал). Первый предприниматель, когда покупатель рассчитывается карточкой за алкоголь, проводит сумму оплаты через свой РРО и через терминал второго предпринимателя, который не соединен (не объединен) с его РРО. При этом выдает покупателю чек РРО с формой оплаты «ЕПЗ» (електронний платіжний засіб) и квитанцию чужого терминала. Как первому предпринимателю исправить эту ошибку?

Как надо делать

Первый предприниматель, принимая безналичную оплату (с применением платежной карточки) от покупателя, осуществляет расчетную операцию.Напомним, что расчетная операция – это прием от покупателя наличных денег, платежных карточек и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных за возвращенный покупателем товар (не полученную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки – это оформление расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя и в случае возврата товара (отказа от услуги) – это оформление расчетных документов по перечислению денег в банк покупателя (ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, далее – Закон № 265).

Как видим, первый предприниматель, принимая карточку, должен был провести оплату через свой терминал и выдать покупателю квитанцию своего терминала. Кроме того, при расчетной операции он должен был (ст. 3 Закона № 265):

  • провести сумму оплаты через фискальный РРО;
  • выдать покупателю соответствующий расчетный документ (в нашей ситуации – чек РРО).

Сумму оплаты нужно включить в доход по итогам дня и отразить в графе 2 Книги учета доходов и расходов (форма утверждена приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481).

У второго предпринимателя такая оплата (от чужого покупателя) вообще не должна была проводиться через терминал.

Каковы последствия ошибки

В п. 1 ст. 17 Закона № 265 предусмотрен штраф:

  • за проведение расчетных операций через РРО на неполную стоимость проданных товаров (предоставленных услуг);
  • непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы;
  • несоответствие у юрлиц на месте ведения расчетов суммы наличных сумме, указанной в дневном отчете, более чем на 10 % МЗП (минимальной зарплаты), установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года;
  • нераспечатку соответствующего расчетного документа, который подтверждает факт совершения расчетной операции.

В нашей ситуации первый предприниматель провел через фискальный РРО полную сумму оплаты. В чеке указана форма оплаты «ЕПЗ», а значит, сумма наличных на месте проведения расчетов совпадает с данными Х-отчета и соответствующий расчетный документ распечатан.

Поэтому мы считаем, что штраф по п. 1 ст. 17 Закона № 265 в данной ситуации не применяется. Также это нарушение не повод для применения:

  • админштрафа по ст. 16315 КУоАП за несоблюдение законодательных требований по обеспечению возможности вести расчеты за товары (услуги) с использованием ЭПС;
  • штрафа за ограничение или за отказ покупателю в его праве рассчитаться с помощью ЭПС (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII).

Ведь первый предприниматель обеспечил покупателю возможность рассчитаться платежной карточкой.

Как исправить ошибку

Вариант 1.

Если покупатель с карточкой уже ушел, а через РРО оплата проведена, то исправить неправильно проведенную оплату проблематично.

Для возврата своих денег рекомендуем первому предпринимателю написать письмо второму предпринимателю с просьбой вернуть деньги. Возвращенную сумму не надо отражать в Книге учета доходов и расходов. Ведь этот доход уже был отражен на дату формирования фискального чека РРО.

У второго предпринимателя (единщика) сумма ошибочно зачисленных средств не включается в доход, если деньги возвращены в том же отчетном периоде (ОИР, категория 107.04). А если деньги будут возвращены в следующем отчетном периоде, тогда при их получении единщик должен учесть эту сумму в составе своего дохода. А в том отчетном периоде, когда он вернет деньги первому предпринимателю, он сможет откорректировать доход. Основание для неотражения дохода или для его корректировки – письмо от контрагента (первого предпринимателя).

Если деньги ошибочно получены и возвращены:

  • в одном отчетном периоде – то в Книге учета доходов (утверждена приказом Минфина от 19.06.15 г. № 579) их сумма не отражается;
  • в разных отчетных периодах – тогда при получении ошибочная оплата отражается в графе 2 Книги, а в периоде возврата – в графе 3.

Вариант 2.

Если есть возможность вернуть деньги покупателю, это надо сделать. Тогда второй предприниматель вернет деньги покупателю (в принципе можно наличными), а первый предприниматель отменит проведенную ранее расчетную операцию, составит акт об ошибке (не та форма оплаты) и проведет оплату заново – наличными.

То есть будет такая цепочка: предприниматель № 2 отдает деньги покупателю, а покупатель передает эти деньги предпринимателю № 1.

Если второй предприниматель вернет деньги на карточку, тогда первому предпринимателю останется провести оплату только через терминал.

Совет на будущее! Рекомендуем первому предпринимателю во избежание подобных ситуаций соединить свой РРО с терминалом соседа, чтобы эти устройства работали в едином цикле.

Источник: "Баланс" № 78, который вышел из печати 07.10.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!