Обжалование результатов проверки по ЕСВ
Вам доначислили сумму ЕСВ, начислили штраф и пеню по этому взносу и вы не согласны с таким решением? Тогда можете его обжаловать. Как это сделать, расскажем в данной консультации.
Какие документы и какими способами можно обжаловать
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то об этом составляется акт, на основании которого выносятся:
· требование об уплате недоимки (формы требований приведены в приложениях 6 и 7 к Инструкции № 449);
· решение о применении штрафных санкций и начислении пени (формы решений приведены в приложениях 11–18 к Инструкции № 449).
Именно эти документы, а не акт проверки необходимо обжаловать.
Если вы не собираетесь обжаловать начисленные суммы, то уплатить их нужно в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня получения требования (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). Учтите, что если в течение этого срока вы не уплатите указанную сумму и не обжалуете вынесенные решения (требования), то они будут исполняться в принудительном порядке через исполнительную службу.
В случае обжалования вынесенного решения (требования) установленные сроки уплаты доначисленных сумм приостанавливаются (ч. 14 ст. 25 Закона № 2464).
Обжаловать решение и требование можно двумя способами: в административном и судебном порядке. Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Административное обжалование
Согласно ч. 14 ст. 25 Закона № 2464 обжалование в административном порядке производится путем подачи жалобы в вышестоящий орган ГФС. Процедурные моменты обжалования решений, связанных с ЕСВ, регулируются Порядком № 1124.
Одновременно с подачей жалобы необходимо уведомить территориальный орган ГФС, вынесший требование или решение, об обжаловании последнего. Обычно для этих целей в территориальный орган ГФС направляют копию жалобы.
Срок подачи жалобы – 10 к. д., которые исчисляются со дня, следующего за днем получения налогоплательщиком требования или решения, а при подаче повторной жалобы – со дня, следующего за днем получения ответа на первичную жалобу (п. 3 разд. II и п. 1 разд. III Порядка № 1124).
Чтобы иметь доказательства даты получения соответствующего документа от контролирующего органа (от нее ведется отсчет 10-дневного срока), рекомендуем сохранять почтовый конверт, в котором он был получен, а также делать копии уведомлений о вручении, на которых вы расписываетесь. В этом случае дату можно определить по почтовому штемпелю.
В жалобе должны быть указаны (п. 5 разд. I Порядка № 1124):
· полное наименование юрлица, код ЕГРПОУ, Ф. И. О. должностного лица, которое направило жалобу; Ф. И. О. гражданина или физлица-предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физлиц, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта);
· наименование контролирующего органа, вынесшего оспариваемое требование или решение, дата и номер такого требования или решения;
· суть рассматриваемого вопроса, просьба или требование (с обоснованием причин несогласия с вынесенным решением и подкреплением своих возражений нормами законодательства);
· информация об обжаловании требования или решения в суде.
Лицо, подающее жалобу, имеет право присутствовать при ее рассмотрении. Это желание следует отразить в жалобе (п. 3 разд. VI Порядка № 1124).
Жалоба должна быть подписана руководителем предприятия (либо уполномоченным на это должностным лицом), физлицом-предпринимателем, а также скреплена печатью (при наличии). Если жалоба в интересах жалобщика подается его представителем, то к ней надо приложить документ, удостоверяющий полномочия последнего (доверенность).
К жалобе прилагаются документы, подтверждающие неправильность вынесенных органом ГФС требований или решений, а именно:
· акт проверки;
· обжалуемые требования и решения;
· замечания и пояснения, если они были представлены налогоплательщиком во время проверки и принятия решения;
· другие документы (расчеты), на основании которых была определена сумма ЕСВ, применен штраф, начислена пеня.
Рекомендуем прилагать к жалобе заверенные копии, а не оригиналы документов.
Жалоба направляется по почте (желательно с уведомлением о вручении и описью вложения) либо подается в контролирующий орган лично или через представителя. Если вы используете первый вариант, то датой подачи жалобы считается дата ее передачи на почту (п. 3 разд. ІІ Порядка № 1124). Поэтому сохраняйте почтовые квитанции и полученные уведомления о вручении почтовых отправлений.
Решение по жалобе должно быть принято органом ГФС в течение 30 к. д., следующих за днем ее подачи, и направлено налогоплательщику по почте с уведомлением о вручении либо вручено под подпись.
Обратите внимание: если в установленный срок решение по жалобе не принято, считается, что она полностью удовлетворена в пользу налогоплательщика (п. 1 разд. IV Порядка № 1124).
Помните, что в любой момент обжалования вы можете его прекратить, воспользовавшись своим правом на судебное обжалование. О своем решении вы также должны уведомить территориальный орган ГФС, чье решение обжалуете. Правом на судебное обжалование можно также воспользоваться после завершения процедуры административного обжалования (после вынесения решения ГФС).
Полный текст консультации см. в Практическом руководстве № 4, 2018.