НБУ ответил на проблемные вопросы по кассе

Новый порядок ведения кассовых операций вызвал шквал вопросов у бухгалтеров. Общественная организация «Всеукраинский бухгалтерский клуб» обратилась с официальным письмом в НБУ с просьбой дать разъяснения по проблемным вопросам кассовых операций. И получила ответ. Мы приводим наши вопросы и даем комментарии к полученным от регулятора разъяснениям.
Для удобства в тексте будем использовать краткие названия двух документов:
- Положение № 148 – это новое Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148. Действует с 05.01.18 г.;
- Положение № 637 – это старое Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637. Утратило силу с 05.01.18 г.
Вопрос 1. Каков порядок оприходования наличных обособленными подразделениями, не ведущими кассовую книгу на основании п. 39 разд. IV Положения № 148?
Суть ответа НБУ. Регулятор рассмотрел несколько способов сдачи наличных в банк. По мнению НБУ, когда наличную выручку забирают инкассаторы банка непосредственно с места проведения расчетов (например, из магазина), проводить операцию через кассу (а значит, и вести кассовую книгу) – нет оснований, так как для предприятия это безналичная операция.
Комментарий к ответу НБУ. Отметим, что раньше такого же мнения придерживались и налоговики. Так, в п. 4.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ГНАУ от 23.04.09 г. № 210, сказано, что наличная выручка обособленных подразделений предприятий, которая сдается ими самостоятельно через инкассаторов банка и зачисляется на счет предприятия в безналичном порядке, не оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами в кассе предприятия, так как непосредственно не поступает в его кассу. Такой же вывод содержит и недавнее разъяснение в ОИР (категория 109.15). Однако есть и прямо противоположное мнение (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 06.03.18 г. № 899/ІПК/26-15-14-09-12).
НБУ предоставил хороший ответ, но он годится только для тех обособленных подразделений, которые после инкассации выручки в это день больше не работают, то есть закрывают магазин.
А что делать с выручкой, которая поступает после инкассации? Это случается у всех магазинов, работающих допоздна.
Согласно старым правилам (п. 2.6 Положения № 637), оприходованием наличных в случае применения РРО или использования расчетных квитанций являлся их учет в полной сумме фактического поступления в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО или данных расчетных квитанций. То есть в КУРО записывается (учитывается) вся сумма полученной за день выручки, включая проинкассированную и непроинкассированную части.
Теперь же для непроинкассированной выручки в обособленном подразделении, не ведущем кассовую книгу на основании п. 39 разд. IV Положения № 148, попросту нет регистра для оприходования наличных. Поэтому лояльный вывод, сделанный в Письме НБУ от 07.03.18 г. № 50-0007/13560, далее - Письмо № 13560, для большинства предприятий неприменим. Им остается только одно: вести кассовую книгу вне зависимости от способа сдачи наличных в банк.
При этом никто не отменял обязанность вести учет движения наличных и сумм расчетов в КУРО (п. 6 гл. 4 разд. II Порядка, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547). Значит, обособленное подразделение вынуждено учитывать выручку дважды: в КУРО, а также в кассовой книге, даже если она ему без надобности (ведь никаких наличных операций с выпиской ПКО и РКО у такого подразделения нет).
Отметим и такой важный момент: ГФС уполномочена проверять полноту и своевременность оприходования наличных (п. 57 разд. VI Положения № 148). Как сказано в пп. 2 п. 58 Положения № 148, порядок оприходования наличных, в том числе во время проведения расчетов с применением РРО (или РК), определен в п. 11 разд. II этого Положения. Как видите, в контексте контроля нормы п. 39 разд. IV Положения № 148 вообще не упоминаются.
Мы считаем, что выходом из этой абсурдной ситуации было бы внесение изменений в Положение № 148, а именно:
- в формулировку пп. 18 п. 3 разд. I добавить выделенное жирным шрифтом: «оприходование наличных – проведение субъектом хозяйствования учета наличных в кассе на полную сумму их фактических поступлений в кассовой книге/книге учета доходов и расходов/книге учета расчетных операций»;
- в п. 11 разд. II – вернуть формулировки п. 2.6 Положения № 637.
Вопрос 2. Как определить показатели среднедневного поступления наличных в кассу и среднедневной выдачи наличных из кассы для целей утверждения лимита остатка кассы предприятия (обособленного подразделения) согласно п. 50 разд. IV Положения № 148?
Суть ответа НБУ. Регулятор пришел к выводу, что для расчета лимита кассы предприятие может выбрать любой период выборки для расчета среднедневного поступления/среднедневной выдачи из кассы.
Комментарий к ответу НБУ. В общем случае понятие «период выборки» означает интервал времени какой-то продолжительности, например месяц, полугодие, декада, неделя, несколько дней подряд. Исходя из формулировки, мы считаем, что нельзя брать для выборки отдельные дни, месяцы (не подряд), так как это будет уже не период, а несколько периодов.
Вопрос 3. Как заполнить реквизит «Выдать» расходного кассового ордера, составленного на общую сумму, при выплате зарплаты?
Суть ответа НБУ. В Письме № 13560 НБУ пришел к выводу, что в РКО на общую сумму наличных в реквизите «Выдать» надо указывать физлицо, которое непосредственно выдает деньги по расходной ведомости работникам предприятия.
Комментарий к ответу НБУ. Надо полагать, что и при сдаче наличных в банк в реквизите «Выдать» указывается физлицо, которое непосредственно сдает деньги (по аналогии). Тем не менее раньше НБУ считал, что при выдаче денег по расходным ведомостям в реквизите «Выдать» указывают подразделение, которому выплачивается зарплата (письмо НБУ от 22.04.13 г. № 11-117/1363/4874). А налоговики разъясняли, что при сдаче наличных в банк кассиром в реквизите «Выдать» указывается название отделения банка, где открыт счет предприятия, на который сдаются деньги.
Как видите, мнение регулятора изменилось. И это следует учитывать в своей работе.
Безусловно, бухгалтера, заполняющего реквизиты РКО, больше всего волнует практический вопрос. А именно: что ему грозит, если реквизиты РКО были заполнены в соответствии с разъяснениями контролирующих органов, но вот беда – прошло время, и мнение контролеров поменялось. Так что теперь, переписывать РКО?
Считаем, что здесь надо опираться на нормы Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996), которые гласят: незначительные недостатки в первичных документах не являются основанием для непризнания хозяйственной операции (ч. 2 ст. 9 Закона № 996).
Однако есть одно условие: эти недостатки не должны мешать идентифицировать лицо, которое принимало участие в совершении хозоперации. И кроме того, первичный документ должен содержать сведения о дате составления, названии предприятия, от имени которого он составлен, а также о сути и объеме хозоперации и т. п.
А насчет РКО: здесь главное – помнить о наличии и достоверности подписи получателя. Именно на это обращают внимание при проверках контролеры (п. 4.1 Методрекомендаций № 210). Ведь только отсутствие подписи (или ее недостоверность, обычно трактуемая проверяющими как отсутствие подписи) может повлечь за собой негативные последствия: такой РКО не будет принят для выведения остатка наличных в кассе. А значит, сумма по такому РКО будет прибавлена к лимиту кассы. А за превышение установленного лимита кассы установлен штраф в двукратном размере выявленной сверхлимитной суммы наличных за каждый день (п. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95).
Резюмируем:
- в РКО на общую сумму проведенных кассовых операций подпись получателя не ставится (п. 32 Положения № 148). А значит, о вышеупомянутом штрафе речь идти не может. Причем если воспользоваться рекомендациями НБУ по заполнению данного типа РКО, получается странная картина: в «реквизите «Выдать» стоит Ф. И. О. кассира, то есть деньги получило конкретное физлицо для дальнейшей выдачи по расходной ведомости, для сдачи наличных в банк и т. п., но это физлицо не обязано расписаться в получении денег с указанием их суммы и даты получения... Здесь, как говорится, без комментариев);
- для РКО на общую сумму проведенных кассовых операций законодательно не установлены правила заполнения реквизита «Выдать», поэтому разъяснения контролирующих органов можно рассматривать как рекомендации.
Вопрос 4. Какая ответственность предусмотрена за отражение кассовых операций в кассовой книге и оформление кассовых ордеров по правилам Положения № 637 в период после утраты им силы и до фактического начала оформления предприятиями данных документов по новым формам из приложений к Положению № 148?
Суть ответа НБУ. Нормы Положения № 148 обязательны для выполнения с 05.01.18 г. А проверять порядок ведения кассовых операций будет ГФС.
Комментарий к ответу НБУ. Как видите, регулятор непреклонен: Положение № 148 действует с 05.01.18 г. Поэтому предприятиям не стоит расслабляться: с этой даты кассовые операции должны вестись по новым правилам. Которые, к сожалению, недостаточно четко и однозначно сформулированы. Значит, мы будем задавать регулятору новые вопросы от имени бухгалтеров. Обращайтесь с вопросами на нашу консультационную линию или напрямую на электронный адрес.
Источник: "Баланс" № 25-26, который вышел из печати 26.03.18 г.