Может ли работодатель исправить ошибку в трудовой книжке, допущенную по прежнему месту работы сотрудника?

Работник обнаружил в своей трудовой книжке ошибку в записи, сделанной на предыдущем месте работы, и просит нынешнего работодателя внести исправление в неправильную запись. Вправе ли нынешний работодатель вносить такие исправления? Как действовать работнику в этом случае?
Нет, нынешний работодатель не вправе исправлять ошибочные записи в трудовой книжке работника, внесенные прежним работодателем.
Поясним подробнее. Порядок ведения трудовых книжек установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58). В частности, Инструкция № 58 предусматривает, что:
- в случае выявления неправильной либо неточной записи в сведениях о работе, переводе, награждении и поощрении исправление выполняется работодателем, который сделал неправильную или неточную запись (п. 2.6);
- если предприятие, сделавшее неправильную либо неточную запись, ликвидировано, тогда исправление может внести его правопреемник и заверить печатью, а в случае отсутствия правопреемника – вышестоящая организация, которой подчинялось ликвидированное предприятие, а в случае отсутствия таковой – областной государственный архив либо государственный архив в г. Киеве (п. 2.8).
Как видите, в Инструкции № 58 нынешний работодатель не назван среди лиц, которые вправе исправлять записи в трудовой книжке работника, сделанные по прежнему месту работы.
Значит, для внесения исправлений работнику необходимо обратиться к бывшему работодателю (либо его правопреемнику, вышестоящей организации, в госархив – в зависимости от конкретной ситуации).
Вопрос этот важный. Ведь от правильности записей в трудовой книжке зависит, например, право работника на пенсию. Допустим, человек проработал определенный период на работе, дающей право на пенсию по возрасту на льготных условиях (право на такую пенсию предусмотрено ст. 13 Закона от 05.11.91 г. № 1788-XII). Однако в трудовой книжке в записи о наименовании его должности была допущена неточность. В результате наименование должности в трудовой книжке не соответствует наименованию должности, указанной в Списке производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному постановлением КМУ от 24.06.16 г. № 461.
Конечно, на практике нередко бывает, что предприятие ликвидируется, но документы, касающиеся наемных работников, в архив не передает. А если в госархиве отсутствуют эти документы, тогда что делать работнику, куда идти дальше?
В такой ситуации работник может обратиться в суд с заявлением об установлении того факта, что он работал на конкретной должности определенный период времени. Такая возможность предусмотрена ч. 2 ст. 315 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК). Обращаться надо в суд по месту жительства (ч. 1 ст. 316 ГПК).
Источник: "Баланс" № 12-13, который вышел из печати 12.02.18 г.