Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Могут ли функционировать несколько тендерных комитетов во вновь образованной ОТГ до завершения отдельного периода исполнения бюджетов?

November 23, 2020

Закупки

Несколько сел создали объединенную территориальную громаду (далее – ОТГ). До конца текущего года каждый сельский совет продолжает содержаться за средства бюджета, утвержденного до объединения. Как проводить закупки? Могут ли функционировать несколько тендерных комитетов во вновь образованной ОТГ до завершения отдельного периода исполнения бюджетов?

Законом от 17.09.20 г. № 907-IX «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (далее – Закон № 907), который вступил в силу с 14.10.20 г. и вводится в действие с 01.01.21 г., предусмотрено исключение положений Бюджетного кодекса, касающихся возможности сельского, поселкового, городского головы выполнять функции местного финансового органа.

Законом № 907 вводится понятие «местный финансовый орган», под которым понимается учреждение, которое согласно законодательству Украины осуществляет функции по составлению, исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета.

Итак, реформой административно-территори­аль­ного устройства предполагается создание в громадах финансовых органов. Вместе с тем вопрос финансового правопреемства пока окончательно не урегулирован.

В ноябре ВРУ приняла за основу проект Закона № 3651-д о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМС) и райгосадминистраций. Этот документ регулирует вопрос правопреемства коммунального и государственного имущества, бюджетных ресурсов, прав и обязательств ОМС и райгосадминистраций. Сейчас этот документ готовится ко второму чтению.

Однако после местных выборов 25 октября активно происходит переходной процесс и, конечно, возникает много вопросов.

Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении» (далее – Закон № 280) определяет, что территориальная громада – это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, поселков, городов, которые имеют единый административный центр.

Добровольно присоединиться к ОТГ, признанной способной согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 280, имеет право смежная сельская, поселковая территориальная громада, которая согласно перспективному плану формирования территорий громад АР Крым, области относится к этой ОТГ.

Закон от 05.02.15 г. № 157-VIII «О добровольном объединении территориальных громад» (далее – Закон № 157) ввел институт старост в ОТГ, которые представляют интересы сельских жителей в совете громады.

Полномочия сельского, поселкового совета и сельского, поселкового головы территориальной громады, которая присоединилась к сельской, поселковой ОТГ, прекращаются с момента официального объявления соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии сельского, поселкового совета ОТГ решения об итогах дополнительных выборов и признании полномочий не менее половины депутатов от территориальной громады, которая присоединилась, избранных на выборах в сельский, поселковый совет ОТГ.

Полномочия сельского, поселкового совета, его исполкома и сельского, поселкового головы территориальной громады, которая присоединилась к городской ОТГ, прекращаются со дня вступления в силу решения сельского, поселкового совета и решения городского совета ОТГ о добровольном присоединении к ОТГ. С момента прекращения полномочий сельского, поселкового совета полномочия городского совета распространяются на территорию территориальной громады, которая присоединилась к городской ОТГ.

С момента прекращения полномочий сельского, поселкового головы территориальной громады, которая присоединилась к ОТГ, полномочия сельского, поселкового, городского головы ОТГ распространяются на территорию территориальной громады, которая присоединилась к ОТГ.

Сельский, поселковый голова территориальной громады, присоединившейся к ОТГ, исполняет обязанности старосты согласно закону на период полномочий совета ОТГ текущего созыва.

Со дня прекращения полномочий сельским, поселковым советом территориальной громады, присоединившейся к ОТГ, в порядке, определенном Законом № 157, осуществляется реорганизация соответствующих юрлиц – сельского, поселкового совета, его исполкома путем их присоединения к соответствующим юрлицам – сельского, поселкового, городского совета, его исполкома ОТГ. После завершения реорганизации указанные юрлица прекращаются в порядке, предусмотренном Законом № 157.

ОТГ является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей территориальной громады, которая присоединилась к ОТГ, со дня прекращения полномочий сельским, поселковым советом территориальной громады, присоединившейся к ОТГ.

Сельский, поселковый, городской совет, его исполком ОТГ являются правопреемниками прав и обязанностей сельского, поселкового совета, его исполкома территориальной громады, присоединившейся к ОТГ, со дня прекращения полномочий сельским, поселковым советом территориальной громады, присоединившейся к ОТГ.

Бюджет территориальной громады, присоединившейся к ОТГ, выполняется отдельно до окончания бюджетного периода с учетом особенностей, установленных ч. 4 ст. 83 Закона № 157.

До завершения периода отдельного исполнения бюджета территориальной громады, присоединившейся к ОТГ, функции главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств этой громады продолжают осуществлять соответствующие бюджетные учреждения в лице сельского, поселкового, городского головы ОТГ, других руководителей бюджетных учреждений.

Учитывая указанное, в случае принятия решения об осуществлении закупок в переходном периоде нужно отталкиваться от того, кто выполняет функции главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств территориальной громады.

Если заказчиком в понимании Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) является главный распорядитель бюджетных средств (распорядитель бюджетных средств), который не делегирует полномочий распорядителям низшего уровня (получателям бюджетных средств), то планирование и приобретение товаров, работ или услуг осуществляется согласно требованиям Закона № 922, с учетом стоимостных границ, определенных данным Законом, именно этим субъектом (информационное письмо Минэкономики от 15.09.20 г. № 3304-04/56256-06).

После завершения переходного периода вновь образованная ОТГ может назначить нескольких уполномоченных лиц или создать несколько тендерных комитетов. При таких условиях важно определить направление осуществления закупок каждым таким лицом или тендерным комитетом отдельно. Также напомним, что согласно Закону № 922 тендерные комитеты могут функционировать исключительно до 01.01.22 г.

Вместе с тем остается множество неурегулированных вопросов относительно деятельности ОТГ.

Для осуществления закупок рекомендуем ориентироваться на то, что согласно Закону № 922 закупки должны проводить заказчики, к которым относятся юридические лица и/или субъекты хозяйствования, определенные в ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

Следовательно, юрлицо может иметь обособлен­ные структурные подразделения, филиалы и представительства, которые согласно Гражданскому кодексу не являются юрлицами. Они наделяются имуществом юрлица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения. Не имея статуса юрлиц, они не могут от своего имени выступать заказчиком в процедурах закупки товаров, работ и услуг согласно нормам Закона № 922. В этом случае заказчиком может выступать именно юрлицо, которое осуществляет закупку непосредственно или через уполномоченное надлежащим образом обособленное подразделение. Договор о закупке от имени юрлица-за­каз­чика может быть подписан на основании доверенности, выданной согласно действующему законодательству представителю обособленного подразделения.

Итак, порядок осуществления закупок зависит от юридического статуса органа, который представляет интересы территориальной громады. Вместе с тем безоговорочным является то, что законодательство в части работы ОТГ нуждается в значительной доработке.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 49, который выходит из печати 30.11.20 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!