Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Кто оплачивает обязательные медосмотры работников бюджетных учреждений?

April 11, 2018

Работники Центральной городской больницы (далее – ЦГБ) проходят обязательный медосмотр в Центре первичной медико-санитарной помощи (далее – ЦПМСП). В обязательный медосмотр работников заведений здравоохранения второго уровня (стационарных отделений, работников пищеблока и раздаточных пунктов в стационарных отделениях) входят клинические, лабораторные, бактериологические обследования. Такие обследования проводятся на договорных условиях другим медзаведением. В смете какого заведения (ЦГБ или ЦПМСП) должны быть запланированы расходы на их оплату?

Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, и Порядок проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек утверждены постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559 (далее – Перечень № 559, Порядок № 559).

Обязательные медосмотры проводятся за счет работодателей, то есть предприятий, учреждений, организаций или физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников. Расходы заведений и учреждений здравоохранения, связанные с проведением обязательных медосмотров работников бюджетных учреждений и организаций, покрываются за счет средств, предусмотренных сметой на содержание соответствующего заведения или учреждения здравоохранения (п. 2 Порядка № 559).

Работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности возмещают стоимость бланка личной медицинской книжки заведениям и учреждениям здравоохранения, которые проводят обязательные медосмотры, при прохождении предварительного профилактического медосмотра до приема на работу и в случае необходимости получения нового бланка этой книжки в связи с его утерей, порчей или невозможностью дальнейшего использования или покупают такой бланк за свои деньги.

В Перечень № 559 включены организации и профессии, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, в частности:

  • учебные заведения, кроме вузов III–IV уровней аккредитации (руководители, их заместители, педагогические работники, медицинский персонал, работники пищеблоков, специалисты, принимающие участие в учебно-воспитательном процессе, технический персонал, учащиеся перед прохождением производственной практики на объектах, работники которых подлежат обязательному профилактическому медосмотру);
  • вузы III–IV уровней аккредитации (студенты перед началом прохождения производственной практики на объектах, работники которых подлежат обязательному профилактическому медосмотру);
  • приюты для несовершеннолетних (администрация, преподаватели, учителя, воспитатели, медперсонал, работники пищеблоков, прочий педагогический и технический персонал);
  • оздоровительные заведения для детей с круглогодичным и сезонным пребыванием (административно-хозяйственный персонал, педагогический персонал, медперсонал, работники пищеблоков, обслуживающий персонал);
  • лечебно-профилактические заведения для взрослых (санатории, дома отдыха, пансионаты, дома-интернаты) (администрация, воспитатели, помощники воспитателей, медперсонал (врачи, средний и младший медперсонал), технический персонал, в т. ч. уборщики помещений, работники пищеблоков, столовых и раздаточных пунктов, работники детских молочных кухонь);
  • роддома (отделения), детские больницы (отделения), отделения патологии новорожденных, недоношенных (администрация, медицинские работники (врачи, средний и младший медперсонал), работники пищеблоков, столовых и раздаточных пунктов, технический персонал, в том числе уборщики помещений) и т. п.

Таким образом, работники бюджетных учреждений независимо от подчинения, профессии которых включены в Перечень № 559, в случае прохождения обязательного медосмотра должны оплатить лишь стоимость бланка личной медицинской книжки. Остальные расходы, связанные с его проведением, осуществляются за счет заведения здравоохранения, которое проводит медосмотр.

То есть при планировании своих расходов заведение здравоохранения должно учесть расходы, связанные с прохождением обязательного медосмотра работников бюджетных учреждений.

Это значит, что в нашей ситуации в смете ЦПМСП должны быть заложены расходы на оплату клинических, лабораторных, бактериологических исследований, которые относятся к обязательному медосмотру работников бюджетных учреждений, в частности ЦГБ.

К сожалению, на практике, в условиях тотального недофинансирования отрасли здравоохранения, это осуществить не совсем просто.

Заметим, что орган местной власти является собственником всех бюджетных заведений на подчиненной ему территории, работники которых должны пройти обязательные медосмотры в больнице (это и работники образования, и работники больниц и т. п.).

Следовательно, на конкретной территории собственник заведения здравоохранения, которое проводит медосмотр, одновременно является собственником другого бюджетного заведения, работники которого проходят такой осмотр.

В рамках Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» и на основании постановления КМУ от 23.01.15 г. № 11 «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» такой собственник имеет право дополнительно, сверх объемов медицинской субвенции, за счет которой финансируются заведения здравоохранения (о которых, в частности, идет речь в вопросе), планировать и осуществлять за счет местных бюджетов оплату текущих и капитальных расходов заведений здравоохранения и программ в сфере здравоохранения.

К тому же следует отметить, что органы местной власти не только имеют право осуществлять финансирование таких учреждений, но и должны быть заинтересованы в нем, поскольку это непосредственно связано с санитарно-эпидемиологической ситуацией и здоровьем населения на территории.

В то же время следует заметить, что многие нормы Порядка № 559 несколько устарели, например касающиеся обязательств главных санитарных врачей, поскольку эта должность в рамках реорганизации санитарно-эпидемиологической службы Украины упразднена. Также претерпели трансформации и сами учреждения санитарно-эпидемиологической службы, ссылка на которые содержится в данном Порядке. То есть Порядок № 559 требует внесения изменений в целях приведения его в соответствие с другими нормативно-правовыми актами.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 15, который вышел из печати 10.04.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!