Как рассчитать и отразить в отчетности сумму ЕСВ, недополученную пенсионным фондом из-за льготной ставки для работников с инвалидностью

В Письме от 17.01.18 р. № 1431/7/99-99-13-02-01-17 ГФС прокомментировала изменения 2018 года, связанные с ЕСВ и отчетностью по этому взносу в отношении работников с инвалидностью. Как известно, зарплата таких работников у работодателей-юрлиц облагается ЕСВ по пониженной ставке: 8,41 % (5,3 % для сотрудников УТОС и УТОГ) вместо обычных 22 %. Из-за этого Пенсионный фонд недополучает суммы ЕСВ, рассчитанные с разницы между обычной и льготной ставками. Такую разницу работодатели обязаны будут отражать в отчете по ЕСВ отдельной строкой. Обновленная форма отчета начнет подаваться, когда будут внесены соответствующие изменения в Порядок формирования и подачи страхователями отчета относительно сумм начисленного ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.15 г. № 435. На сегодня обновленной формы такого отчета (и установленного кода для такого ЕСВ) еще нет. Рассмотрим на примере, как рассчитать сумму ЕСВ, которую недополучает Пенсионный фонд.
Пример
На предприятии «Березка» трудится работник с инвалидностью. За февраль 2018 года ему начислена зарплата в сумме 2 000 грн. (работает неполное рабочее время на основании режима работы, указанного на обратной стороне справки МСЭК. Отметим: если лицу с инвалидностью установлен режим работы с отработкой полного рабочего времени, тогда, согласно ст. 95–96 КЗоТ, ему необходимо начислить зарплату в размере не менее МЗП). Требуется рассчитать недополученную Пенсионным фондом сумму ЕСВ:
1. Сумма ЕСВ, которая должна быть уплачена в бюджет по этому работнику:
2 000 грн. х 22 % = 440 грн.
2. Недополученная Фондом сумма ЕСВ:
400,00 грн. – 168,20 грн. = 271,80 грн.
Обоснование недоплаты ЕСВ до минимального страхового взноса: по работникам с инвалидностью не предусмотрена доплата ЕСВ до уровня минимального страхового взноса (п. 13, 14 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI, далее – Закон № 2464). А раз так, тогда недополученным ЕСВ будет сумма, рассчитанная по формуле ЗПфакт х (22 % – 8,41 %). А для работников УТОС, УТОГ – по формуле ЗПфакт х (22 % – 5,3 %).
Исходя из разъяснений ГФС, изложенных в Письме № 1431, именно эту сумму необходимо будет отразить отдельной строкой в обновленном отчете по ЕСВ. Но возможно и другое развитие событий, когда расчет будет производиться исходя из размера МЗП. Поясним, почему такой вариант нельзя исключать.
Общая норма п. 5 ст. 8 Закона № 2464 гласит: ЕСВ для плательщиков, указанных в ст. 4, устанавливается в размере 22 % к определенной в ст. 7 базе начисления. В случае если база начисления ЕСВ не превышает размера МЗП, установленной законом на месяц, за который получен доход, то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ. При начислении физлицам зарплаты (доходов) из источников не по основному месту работы ставка ЕСВ (22 %) применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.
Если брать во внимание весь п. 5 ст. 8 Закона № 2464, то можно прийти к следующему выводу. Когда это основное место работы лица с инвалидностью, то недополученным ЕСВ будет разница между (МЗП х 22 %) и (ЗПфакт х 8,41 %). При условии, что ЗПфакт такого работника будет меньше МЗП. ГФС в письме не сказала, какой должна быть база начисления ЕСВ. Значит, до появления обновленной формы отчета надо просто принять к сведению данное письмо и ждать дополнительных разъяснений.
Источник: "Баланс" № 11, который вишел из печати 05.02.18 г.