Габаритно-весовой контроль: новые требования к заполнению ТТН и новые штрафы

Что произошло? С 1 октября 2021 года вступили в силу два закона, которые касаются габаритно-весового контроля автотранспорта, а именно:
- Закон от 03.06.2021 № 1534-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» (далее – Закон № 1534). Этим Законом были внесены изменения, в частности, в Закон от 05.04.2001 № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 2344);
- Закон от 29.06.2021 № 1582-IX «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» (далее – Закон № 1582).
Что изменилось? Ужесточен контроль за соблюдением требований к габариту и весу автотранспорта и усилена ответственность за нарушение этих требований. Также поменялись правила оформления транспортной документации. Основные новшества мы рассмотрим в консультации.
В чем проблема? У субъектов хозяйствования возникли определенные трудности с применением на практике новых законодательных норм.
Новые требования к заполнению ТТН
Закон № 2344 дополнен ст. 51-1, в которой приведены новые требования к заполнению ТТН. Так, теперь грузоотправитель обязан указывать в ТТН или другом документе на груз:
- сведения о массе и габаритах груза;
- полное наименование грузополучателя и автомобильного перевозчика (Ф. И. О.), код налогоплательщика согласно Единому госреестру предприятий и организаций Украины (далее – ЕГРПОУ) либо налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физлиц, отказавшихся получить регистрационный номер по религиозным соображениям);
- Ф. И. О., номер удостоверения водителя;
- другие сведения, предусмотренные законодательством.
Появились изменения в ст. 48 Закона № 2344. Теперь там сказано, что грузоотправитель должен указать в ТТН следующие реквизиты:
- дату и место составления;
- подробные данные о грузоотправителе, грузополучателе и об автомобильном перевозчике (полное наименование или Ф. И. О., код ЕГРПОУ либо налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физлиц, отказавшихся получить регистрационный номер по религиозным соображениям), Ф. И. О. и номер удостоверения водителя;
- данные о транспортном средстве (марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа), его параметры с указанием длины, ширины, высоты, общего веса, в том числе с грузом, и массы брутто;
- пункты загрузки и разгрузки.
Однако в саму форму ТТН (приложение 7 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363, далее – Правила № 363) соответствующие изменения пока не внесены. Форма не дополнена разделами/графами, в которые следует вносить данные, предусмотренные Законом № 2344. Хотя Кабмину было поручено в течение 3 месяцев с даты опубликования Закона № 1534 привести нормативную базу в соответствие с этим законом.
Хотим отметить, что нововведение вызвало немало вопросов и нареканий у субъектов хозяйствования (далее – СХ). Прежде всего это обременяет СХ финансово: чтобы выполнить новые требования, нужны дополнительные трудозатраты. Ведь придется узнавать необходимые для заполнения ТТН реквизиты, в том числе выяснять конкретные параметры автомобилей. Особенно это проблематично, когда грузы перевозятся не собственным транспортом поставщика или покупателя, а транспортом автоперевозчиков, и когда у предприятия большие объемы отгрузки.
К сведению! Европейская бизнес-ассоциация обратилась к премьер-министру и председателю профильного комитета ВРУ с просьбой отменить новые требования к заполнению ТТН (подробнее см. на сайте Европейской бизнес-ассоциации). |
В следующем номере см. образец новой формы ТТН и ответы на актуальные вопросы о правилах ее оформления.
Контроль на дорогах
В ст. 1 Закона № 2344 приведено новое определение рейдовой проверки (проверки на дороге). Это проверка транспортных средств автомобильных перевозчиков на всех видах автомобильных дорог на маршруте движения в любое время с учетом инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, автобусные остановки, места посадки и высадки пассажиров, стоянки такси и транспортных средств, места загрузки и разгрузки грузовых автомобилей, зоны габаритно-весового контроля, другие объекты, которые используются автомобильными перевозчиками для обеспечения деятельности автомобильного транспорта) относительно соблюдения автомобильными перевозчиками требований законодательства об автомобильном транспорте.
А в ст. 6 Закона № 2344 теперь приведены правила проведения рейдовых проверок.
Будьте начеку! О проведении рейдовой проверки автоперевозчика заранее не информируют. |
Такие проверки проводит Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасности). Действует эта служба в соответствии с Положением, утвержденным постановлением КМУ от 11.02.2015 № 103.
Во время рейдовой проверки (проверки на дороге) должностные лица Укртрансбезопасности имеют право:
- использовать специализированные автомобили;
- использовать специальное оборудование, предназначенное для проверки соблюдения водителями норм режима работы и отдыха;
- сопровождать транспортное средство, которое имеет признаки нарушения нормативов весовых или габаритных параметров, к ближайшему месту взвешивания (на расстояние не больше 50 км) для осуществления габаритно-весового контроля, а также запрещать дальнейшее движение такого транспортного средства;
- осуществлять габаритно-весовой контроль транспортных средств (в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 27.06.2007 № 879, далее - Постановление № 879);
- использовать стационарные или передвижные пункты габаритно-весового контроля (требования к таким пунктам приведены в приказе Мининфраструктуры от 28.07.2016 № 255);
- использовать средства фото- и видеофиксации процесса проверки, в том числе в автоматическом режиме;
- в случае выявления нарушений законодательства относительно габаритно-весового контроля во время рейдовой проверки (проверки на дороге) копировать, сканировать документы, которые предъявляют водители транспортных средств, и использовать их как доказательство во время рассмотрения дел о нарушении норм законодательства;
- опрашивать водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения административного правонарушения, свидетелями которого они были или могли быть.
Важный момент! На рейдовые проверки не распространяется действие Закона от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Соответствующие изменения внесены в ст. 2 данного Закона Законом № 1534. |
Правила проведения рейдовых проверок детальнее изложены в Порядке осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденном постановлением КМУ от 08.11.2006 № 1567 (далее – Порядок № 1567).
Новые штрафы
За несоблюдение автоперевозчиками габаритно-весовых норм автотранспорта значительно увеличены штрафы. Штрафы за нарушения применяются:
- к СХ – на основании ст. 60 Закона № 2344, с учетом внесенных в него изменений Законом № 1534 (это административно-хозяйственные санкции);
- к должностным лицам предприятия – на основании КУоАП, с учетом внесенных в него изменений Законом № 1582 (это административные штрафы).
Для удобства приведем информацию о новых штрафах в таблице.
№ п/п |
Наименование правонарушения |
Размер штрафа |
Основание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Административно-хозяйственные санкции (Закон № 2344) |
|||
1 |
Перевозка пассажиров и грузов при отсутствии на момент проведения проверки документов, определенных ст. 39, 48 Закона № 2344. В ст. 39 приведен перечень документов, обязательных для пассажирского автоперевозчика, в ст. 48 – перечень документов, необходимых для перевозки грузов (в частности, это ТТН) |
1 000 НМДГ* |
Абзац третий |
2 |
Выполнение резидентами и/или нерезидентами международных перевозок пассажиров и грузов без документов, определенных ст. 53 Закона № 2344 |
2 000 НМДГ |
Абзац шестой |
3 |
Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм от 5 % до 10 % включительно при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза |
500 НМДГ |
Абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344 |
4 |
Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 10 %, но не более 20 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза |
1 000 НМДГ |
Абзац пятнадцатый ч. 1 ст. 60 |
5 |
Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 20 %, но не более 30 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза |
2 000 НМДГ |
Абзац шестнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344 |
6 |
Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм свыше 30 % при перевозке неделимого груза без соответствующего разрешения или делимого груза |
3 000 НМДГ |
Абзац семнадцатый ч. 1 ст. 60 Закона № 2344 |
Административные штрафы |
|||
7 |
Невыполнение требований уполномоченного лица Гострансбезопасности об остановке транспортного средства |
3 000 НМДГ |
Ч. 2 ст. 122-2 |
8 |
Превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм во время движения крупногабаритными или крупновесовыми транспортными средствами автомобильными дорогами, улицами или ж/д переездами: – от 5 % до 10 % включительно |
|
Ч. 2 ст. 132-1 |
– свыше 10 %, но не более 20 % |
1 000 НМДГ |
||
– свыше 20 %, но не более 30 % |
2 000 НМДГ |
||
– свыше 30 % |
3 000 НМДГ |
||
Примечание. Лицо освобождается от админответственности, если имеет разрешение на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные. |
|||
9 |
Уклонение или отказ от прохождения габаритно-весового контроля, а также превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств, нарушение требований дорожных знаков и разметки проездной части дорог, размещение транспортных средств на проезжей части и совершение других правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 121 КУоАП, в зоне габаритно-весового контроля |
3 000 НМДГ |
Ч. 3 ст. 132-1 |
* НМДГ (необлагаемый налогом минимум доходов граждан) = 17 грн. |
|||
10 |
Указание грузоотправителем недостоверных данных о массе или габаритах груза в ТТН или в другом определенном законодательством документе на груз, не соответствующих фактическим данным, а также указание грузоотправителем сведений о массе или габаритах груза в ТТН или в другом документе на груз, которые превышают параметры, установленные законодательством, при отсутствии оформленного разрешения на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные |
3 000 НМДГ |
Ст. 132-2 КУоАП |
Примечание. Ответственность за указание грузоотправителем недостоверных данных о массе груза в ТТН или в другом документе на груз, не соответствующих фактическим данным, наступает только в случае превышения транспортным средством весовых нормативных параметров, определенных законодательством. |
|||
11 |
Невыполнение законных требований Укртрансбезопасности относительно проверки соблюдения требований законодательства об автомобильном транспорте, устранения нарушений законодательства по безопасности на автомобильном транспорте или создания препятствий для выполнения возложенных на орган контроля обязанностей и задач |
От 50 до 100 НМДГ (от 850 |
Ст. 188-57 КУоАП |
Внимание! Как видно из таблицы, штрафы не применяются, если СХ получил соответствующее разрешение на проезд автомобильными дорогами транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные. |
Для получения такого разрешения следует руководствоваться такими нормативными документами:
- Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением КМУ от 10.10.2021 № 1306 (п. 22.5);
- Правилами проезда крупногабаритных и крупновесовых транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, утвержденными постановлением КМУ от 18.01.2001 № 30;
- Постановлением № 879.
Административно-хозяйственные санкции
Санкции налагаются на СХ должностными лицами Укртрансбезопасности путем вынесения постановления о применении санкций (ч. 5 ст. 60 Закона № 2344).
Имейте в виду! Это постановление является исполнительным документом, то есть для принудительного взыскания наложенного штрафа не требуется судебное решение. И если штраф не будет уплачен предприятием добровольно, постановление будет передано в государственную исполнительную службу для принудительного взыскания. |
Порядок применения административно-хозяйственных санкций изложен в Порядке № 1567. Так, по результатам проверки составляется акт по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 1567, в котором фиксируются выявленные нарушения. Акт должен быть подписан представителем СХ (водителем). Если он откажется от подписания акта, об этом делается отметка в самом акте (п. 21, 22 Порядка № 1567).
Далее акт передается на рассмотрение в территориальный орган Укртрансбезопасности. Дело о нарушении рассматривается в течение 2 месяцев с момента выявления нарушения. Дело рассматривается в присутствии уполномоченного представителя СХ, о дате и месте рассмотрения СХ уведомляют под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае неявки представителя СХ дело рассматривают без его присутствия.
По результатам рассмотрения выносится постановление о применении административно-хозяйственных штрафов по форме, приведенной в приложении 5 к Порядку № 1567 (п. 27 Порядка № 1567). Копия постановления вручается СХ под подпись или отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Наложенный штраф нужно уплатить в течение 15 дней с момента получения копии постановления либо обжаловать данное постановление. Жалоба может быть подана в высший по подчиненности орган контроля (Укртрансбезопасности) в течение 10 дней с момента вынесения постановления (п. 32 Порядка № 1567).
Если в результате рассмотрения дела будут выявлены также и административные правонарушения, то на должностных лиц СХ налагается админштраф в соответствии с КУоАП.
Административные штрафы
По правилам, установленным КУоАП, для наложения штрафа выносится постановление. Штрафы, установленные:
- ст. 188-57 КУоАП – уполномочен применять суд (ст. 221 КУоАП);
- остальные штрафы, перечисленные выше в нашей таблице (ч. 2 ст. 122-2; ч. 2, 3 ст. 132-1; ст. 132-2 КУоАП) – применяет Укртрансбезопасности на основании ст. 229 КУоАП.
Также в случае применения административных штрафов используется Инструкция, утвержденная приказом Мининфраструктуры от 27.09.2021 № 512.
Постановление о наложении админштрафа может быть обжаловано в вышестоящем органе или в суде на основании ст. 288, 289 КУоАП в течение 10 дней со дня вынесения постановления.
Источник: "Баланс" № 42, который выходит из печати 25.10.2021