Договор на оказание рекламных услуг

Акценты этой статьи:
- как проверить правой статус контрагента;
- какие существенные условия должен содержать договор на оказание рекламных услуг и какими первичными документами должен подтверждаться факт оказания услуги;
- какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере рекламы.
Суть и стороны договора
Что представляет собой договор на оказание рекламных услуг?
Основные требования к заключению договоров на оказание рекламных услуг установлены гл. 63 (ст. 901–907) ГК и Законом от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270).
Согласно договору на оказание рекламных услуг (далее – договор) одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю эту услугу, если иное не установлено договором (ст. 901 Гражданского кодекса, далее – ГК).
Заказчик – это рекламодатель, то есть лицо, которое является заказчиком рекламы для ее производства и/или распространения. В случае рекламирования отдельных видов товаров или услуг у заказчика должны быть разрешительные документы (разрешения, сертификаты, лицензии).
Исполнитель – это распространитель или производитель рекламы (в зависимости от того, какие рекламные услуги выступают предметом договора). Отметим, что исполнителю рекламных услуг для ведения своей деятельности лицензия не нужна. Но ему следует включить этот вид деятельности в свои данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).
Какие виды деятельности относятся к рекламным?
Согласно КВЭД к рекламным видам деятельности относятся виды с кодами:
- 73.1 – рекламная деятельность;
- 73.11 – рекламные агентства;
- 73.12 – посредничество в размещении рекламы в СМИ.
Как заказчик может убедиться, что рекламные услуги есть в перечне видов деятельности, указанных исполнителем в ЕГР?
В таком случае следует зайти на сайт Минюста в кабинет электронных сервисов. Для поиска информации о юрлице необходимо в разделе «Бесплатный запрос» ввести в поле «Поисковый запрос» либо полное наименование, либо код ЕГРПОУ предприятия, о котором вы хотите узнать. Что касается физлица-предпринимателя, то в поле «Поисковый запрос» нужно ввести либо код ИНН физлица, либо Ф. И. О. предпринимателя.
Имеет ли право исполнитель привлекать третьих лиц для оказания услуги заказчику?
Согласно ч. 1 ст. 902 ГК исполнитель обязан предоставлять услугу лично. Однако если есть необходимость, то договором можно предусмотреть возможность привлечения третьих лиц для оказания услуги. Но в этом случае ответственность за нарушение условий договора перед заказчиком в полном объеме несет исполнитель (а не третье лицо, привлеченное в качестве соисполнителя).
Форма и существенные условия договора
В какой форме следует заключать договор?
Ни гл. 63 ГК, ни Закон № 270 не содержат никаких требований к форме договора на оказание рекламных услуг. Поэтому следует руководствоваться общими нормами, регулирующими форму сделок, а именно ст. 206 и 208 ГК. Из этого следует, что договор на оказание рекламных услуг заключается в письменной форме.
При заключении договора стороны обязаны согласовать предмет, цену и срок действия договора (ч. 3 ст. 180 Хозяйственного кодекса). Кроме того, стороны имеют право включить в договор также и другие условия, которые они сочтут необходимыми и существенными для своих взаимоотношений.
Что является предметом договора на оказание рекламных услуг?
Предметом договора выступает услуга, потребляемая в процессе ее предоставления. Например, это может быть изготовление и размещение наружной рекламы, рекламы на телевидение и др.
Сделайте все правильно! Если в договоре не приводится конкретный перечень рекламных услуг, то в в договоре следует указать, что все эти моменты будут согласованы в допсоглашении к договору. |
Как устанавливается цена в договоре на оказание рекламных услуг?
Как и в любом другом хозяйственном договоре, цена устанавливается по договоренности сторон (ст. 632 ГК).
Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом. Изменение цены в договоре после его выполнения не допускается!
Заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, которые установлены договором (ч. 1 ст. 903 ГК).
На какой срок можно заключить договор на оказание рекламных услуг?
Согласно ст. 905 ГК срок договора о предоставлении услуг устанавливается по договоренности сторон. Из этого следует, что стороны могут заключить договор на любой срок. Главное указать этот срок в самом договоре во избежание спорных моментов.
Документальное оформление
На практике для подтверждения факта оказания услуги составляется акт приемки-передачи предоставленных услуг. Акт составляется в произвольной форме с учетом требований, установленных к первичным документам ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV. В таком акте следует конкретизировать суть услуги, указать индивидуализирующие ее признаки, количество, качество и т. д.
Ответственность за нарушения в сфере рекламы
На практике нередко возникают претензии к содержанию рекламы (например, когда реклама вводит потребителей в заблуждение относительно того или иного товара). В связи с этим ответим на ряд вопросов.
Кто несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе?
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона № 270 ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут:
- рекламодатель – он отвечает за содержание рекламной информации, если не будет доказано, что нарушение произошло не по его вине;
- производитель рекламы – он отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы;
- распространитель рекламы – в части, касающейся времени и места размещения рекламы.
Какие санкции предусмотрены за нарушения законодательства о рекламе?
Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе установлены ст. 27 Закона № 270. Для наглядности приведем эту информацию в таблице.
№ |
Суть правонарушения |
Размер штрафа* |
Субъект ответственности |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Заказ рекламы продукции, производство и/или оборот которой запрещены законом |
5-кратная стоимость распространенной рекламы** |
Рекламодатель |
2 |
Предоставление производителю рекламы недостоверной информации о предмете рекламы |
||
3 |
Заказ распространения рекламы, запрещенной законом |
||
4 |
Несоблюдение установленных законом требований относительно содержания рекламы. |
||
5 |
Нарушение порядка распространения рекламы, если реклама распространяется рекламодателем самостоятельно |
||
6 |
Нарушение порядка распространения и размещения рекламы. |
5-кратная стоимость распространенной рекламы |
Распространитель рекламы |
7 |
Нарушение прав третьих лиц при изготовлении рекламы |
5-кратная стоимость изготовленной рекламы |
Производитель рекламы |
* За повторное нарушение в течение года указанные штрафы налагаются в двойном размере (10-кратная стоимость).
|
Ниже приведем образец договора, в т.ч. для загрузки, на оказание рекламных услуг.
ОБРАЗЕЦ <...> Договір
|
Источник: "Баланс" № 91-92, который вышел из печати 19.11.18 г.