Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Договор на оказание рекламных услуг

November 23, 2018

Акценты этой статьи:

  • как проверить правой статус контрагента;
  • какие существенные условия должен содержать договор на оказание рекламных услуг и какими первичными документами должен подтверждаться факт оказания услуги;
  • какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере рекламы.

Суть и стороны договора

Что представляет собой договор на оказание рекламных услуг?

Основные требования к заключению договоров на оказание рекламных услуг установлены гл. 63 (ст. 901–907) ГК и Законом от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270).

Согласно договору на оказание рекламных услуг (далее – договор) одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю эту услугу, если иное не установлено договором (ст. 901 Гражданского кодекса, далее – ГК).

Заказчик – это рекламодатель, то есть лицо, которое является заказчиком рекламы для ее производства и/или распространения. В случае рекламирования отдельных видов товаров или услуг у заказчика должны быть разрешительные документы (разрешения, сертификаты, лицензии).

Исполнитель – это распространитель или производитель рекламы (в зависимости от того, какие рекламные услуги выступают предметом договора). Отметим, что исполнителю рекламных услуг для ведения своей деятельности лицензия не нужна. Но ему следует включить этот вид деятельности в свои данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Какие виды деятельности относятся к рекламным?

Согласно КВЭД к рекламным видам деятельности относятся виды с кодами:

  • 73.1 – рекламная деятельность;
  • 73.11 – рекламные агентства;
  • 73.12 – посредничество в размещении рекламы в СМИ.

Как заказчик может убедиться, что рекламные услуги есть в перечне видов деятельности, указанных исполнителем в ЕГР?

В таком случае следует зайти на сайт Минюста в кабинет электронных сервисов. Для поиска информации о юрлице необходимо в разделе «Бесплатный запрос» ввести в поле «Поисковый запрос» либо полное наименование, либо код ЕГРПОУ предприятия, о котором вы хотите узнать. Что касается физлица-предпринимателя, то в поле «Поисковый запрос» нужно ввести либо код ИНН физлица, либо Ф. И. О. предпринимателя.

Имеет ли право исполнитель привлекать третьих лиц для оказания услуги заказчику?

Согласно ч. 1 ст. 902 ГК исполнитель обязан предоставлять услугу лично. Однако если есть необходимость, то договором можно предусмотреть возможность привлечения третьих лиц для оказания услуги. Но в этом случае ответственность за нарушение условий договора перед заказчиком в полном объеме несет исполнитель (а не третье лицо, привлеченное в качестве соисполнителя).

Форма и существенные условия договора

В какой форме следует заключать договор?

Ни гл. 63 ГК, ни Закон № 270 не содержат никаких требований к форме договора на оказание рекламных услуг. Поэтому следует руководствоваться общими нормами, регулирующими форму сделок, а именно ст. 206 и 208 ГК. Из этого следует, что договор на оказание рекламных услуг заключается в письменной форме.

При заключении договора стороны обязаны согласовать предмет, цену и срок действия договора (ч. 3 ст. 180 Хозяйственного кодекса). Кроме того, стороны имеют право включить в договор также и другие условия, которые они сочтут необходимыми и существенными для своих взаимоотношений.

Что является предметом договора на оказание рекламных услуг?

Предметом договора выступает услуга, потребляемая в процессе ее предоставления. Например, это может быть изготовление и размещение наружной рекламы, рекламы на телевидение и др.

Сделайте все правильно! Если в договоре не приводится конкретный перечень рекламных услуг, то в в договоре следует указать, что все эти моменты будут согласованы в допсоглашении к договору.

Как устанавливается цена в договоре на оказание рекламных услуг?

Как и в любом другом хозяйственном договоре, цена устанавливается по договоренности сторон (ст. 632 ГК).

Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом. Изменение цены в договоре после его выполнения не допускается!

Заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, которые установлены договором (ч. 1 ст. 903 ГК).

На какой срок можно заключить договор на оказание рекламных услуг?

Согласно ст. 905 ГК срок договора о предоставлении услуг устанавливается по договоренности сторон. Из этого следует, что стороны могут заключить договор на любой срок. Главное указать этот срок в самом договоре во избежание спорных моментов.

Документальное оформление

На практике для подтверждения факта оказания услуги составляется акт приемки-передачи предоставленных услуг. Акт составляется в произвольной форме с учетом требований, установленных к первичным документам ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV. В таком акте следует конкретизировать суть услуги, указать индивидуализирующие ее признаки, количество, качество и т. д.

Ответственность за нарушения в сфере рекламы

На практике нередко возникают претензии к содержанию рекламы (например, когда реклама вводит потребителей в заблуждение относительно того или иного товара). В связи с этим ответим на ряд вопросов.

Кто несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе?

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона № 270 ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут:

  • рекламодатель – он отвечает за содержание рекламной информации, если не будет доказано, что нарушение произошло не по его вине;
  • производитель рекламы – он отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы;
  • распространитель рекламы – в части, касающейся времени и места размещения рекламы.

Какие санкции предусмотрены за нарушения законодательства о рекламе?

Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе установлены ст. 27 Закона № 270. Для наглядности приведем эту информацию в таблице.


п / п

Суть правонарушения

Размер штрафа*

Субъект ответственности

1

2

3

4

1

Заказ рекламы продукции, производство и/или оборот которой запрещены законом

5-кратная стоимость распространенной рекламы**

Рекламодатель

2

Предоставление производителю рекламы недостоверной информации о предмете рекламы

3

Заказ распространения рекламы, запрещенной законом

4

Несоблюдение установленных законом требований относительно содержания рекламы.
Например, недопустимой является реклама о вакансиях (приеме на работу), содержащая указание на возраст кандидатов, предлагающая работу только женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола), предъявляющая требования о предпочтении женского или мужского пола, представителей определенной расы и т. п. (ст. 24Закона № 270)

5

Нарушение порядка распространения рекламы, если реклама распространяется рекламодателем самостоятельно

6

Нарушение порядка распространения и размещения рекламы.
К таким нарушениям можно отнести, например, размещение рекламы алкогольных напитков на первых и последних страницах газет, обложках журналов и других изданий, во всех изданиях для детей и юношества, на страницах для детей и юношества всех печатных изданий и на товарах, предназначенных преимущественно для лиц в возрасте до 18 лет (ч. 2 ст. 22 Закона № 270)

5-кратная стоимость распространенной рекламы

Распространитель рекламы

7

Нарушение прав третьих лиц при изготовлении рекламы

5-кратная стоимость изготовленной рекламы

Производитель рекламы

* За повторное нарушение в течение года указанные штрафы налагаются в двойном размере (10-кратная стоимость).
** Стоимость распространенной рекламы определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости без учета суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей) (ч. 5 ст. 27 Закона № 270). В случае невозможности установить стоимость рекламы, распространенной с нарушением требований законодательства о рекламе, на рекламодателей и распространителей этой рекламы налагается штраф в размере до 300 НМДГ (5 100 грн.) (ч. 7 ст. 27 Закона № 270). Обратите внимание: за непредставление или представление заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной рекламы и/или ее изготовления и/или распространения на рекламодателей, производителей и распространителей рекламы налагается штраф в размере 100 НМДГ (1 700 грн.) (ч. 6 ст. 27 Закона № 270).

Ниже приведем образец договора, в т.ч. для загрузки, на оказание рекламных услуг.

ОБРАЗЕЦ

<...>

Договір
про надання рекламних послуг № 41

м. Львів                                                                14.10.18 р.

Товариство з обмеженою відповідальністю «Марс» в особі генерального директора Ситка Олександра Геннадійовича, який діє на підставі статуту (далі – Замовник), з однієї сторони, та фізична особа – підприємець Остапенко Сергій Ігоревич, який діє на підставі виписки з Єдиного державного реєстру юридичних осіб, фізичних осіб – підприємців і громадських формувань від 18.01.17 р. № 345672, ІПН 9678543278 (далі – Виконавець), з іншої сторони (разом по тексту – Сторони), уклали цей договір на надання рекламних послуг (далі – Договір) про таке.

1. Загальні положення

1.1. Замовник дає завдання Виконавцю, а Виконавець зобов’язується в порядку та на умовах, визначених Договором, та відповідно до завдання Замовника надати за плату Замовнику такі рекламні послуги: розміщення зовнішньої реклами (двостороннього щита типу «Сіті-Лайт» просто неба на газоні) за адресою: м. Львів, пл. Галицька, 15, місце № 75.
1.2. Детальний опис об’єкта реклами, рекламних засобів і технічних параметрів наведено в додатку 1* до Договору, що є невід’ємною частиною Договору.
1.3. Строк надання рекламних послуг: не пізніше 20.11.18 р.
1.4. На підтвердження факту надання Виконавцем Замовнику рекламних послуг за Договором складається відповідний акт, до якого додається фотозвіт Виконавця (вимоги до нього наведено в додатку 1 до Договору)*.

2. Обов’язки Виконавця

2.1. Виконавець бере на себе такі обов’язки:
2.1.1. Отримати дозвіл на розміщення зовнішньої реклами за адресою: м. Львів, пл. Галицька, 15, місце № 75.
2.1.2. Власними силами та з власних матеріалів виготовити необхідні ескізи, тексти, оригінал-макети та в строк до 20.10.18 р. подати їх на затвердження Замовнику.
2.1.3. У разі незгоди Замовника із запропонованими йому для затвердження ескізами, оригінал-макетами та іншими матеріалами, поданими Виконавцем згідно з пп. 2.1.2 Договору, переробити їх з урахуванням зауважень Замовника та повторно подати для затвердження протягом 10 днів.

3. Обов’язки Замовника

3.1. Замовник бере на себе такі обов’язки:
3.1.1. Затвердити ескізи, тексти, оригінал-макети, надані йому Виконавцем відповідно до пп. 2.1.2 Договору, або повернути йому із зауваженнями протягом 5 робочих днів з моменту отримання.
3.1.2. Надати інформацію, необхідну для виготовлення реклами, у строк до 15.10.18 р.

4. Порядок та розмір оплати послуг Виконавця

4.1. Замовник оплачує послуги, надані Виконавцем, в сумі 12 500 (дванадцять тисяч п’ятсот грн.).
4.2. Розрахунки за послуги здійснюються Замовником передоплатою – шляхом перерахування на поточний рахунок Виконавця 100 % суми в строк до 15.10.18 р.

5. Відповідальність сторін за порушення Договору

5.1. У разі порушення Договору сторона несе відповідальність, визначену Договором та(або) чинним законодавством України.
5.2. Порушенням Договору є його невиконання або неналежне виконання, тобто виконання з порушенням умов, визначених змістом Договору.
5.3. Сторона не несе відповідальності за порушення Договору, якщо воно сталося не з її вини (умислу чи необережності).
5.4. Сторона вважається невинуватою і не несе відповідальності за порушення Договору, якщо вона доведе, що вжила всіх залежних від неї заходів щодо належного виконання Договору.
5.5. Сторона, що порушила Договір, зобов’язана відшкодувати збитки, завдані таким порушенням, незалежно від вжиття іншою стороною будь-яких заходів щодо запобігання збиткам або зменшення збитків, окрім випадків, коли остання своїм винним (умисним або необе­режним) діянням (дією чи бездіяльністю) сприяла настанню або збільшенню збитків.
5.6. Сплата стороною визначених Договором та(або) чинним законодавством України штраф­них санкцій (неустойки, штрафу, пені) не звільняє її від обов’язку відшкодувати за вимогою іншої сторони збитки, завдані порушенням Договору (реальні збитки та(або) упущену вигоду) у повному обсязі, а відшкодування збитків не звільняє її від обов’язку сплатити за вимогою іншої сторони штрафні санкції у повному обсязі.
5.7. Сплата стороною та(або) відшкодування збитків, завданих порушенням Договору, не звільняє її від обов’язку виконати Договір в натурі, якщо інше прямо не передбачено чинним законодавством України.
5.8. Замовник несе відповідальність за зміст наданих Виконавцеві матеріалів.
5.9. За порушення строків надання послуги Виконавець зобов’язаний сплатити Замовнику штраф у розмірі 50 % вартості послуг.

<...>

__________

* Не публикуется.

Источник: "Баланс" № 91-92, который вышел из печати 19.11.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!