Аномально низкая цена как механизм защиты от демпинга

Одно из оснований для отклонения недобросовестных участников, предусмотренное новой редакцией Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), является новацией – это применение аномально низкой цены. Что такое аномально низкая цена и как она будет применяться на практике, предлагаем разобраться вместе.
Аномально низкая цена тендерного предложения (далее – аномально низкая цена) – это цена (приведенная цена) наиболее экономически выгодного предложения по результатам аукциона, которая меньше на 40 % или больше среднеарифметического значения цены (приведенной цены) тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона, и/или меньше на 30 % или больше от следующей цены (приведенной цены) тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона. Аномально низкая цена автоматически определяется электронной системой закупок, при наличии не менее двух участников, которые представили свои тендерные предложения относительно предмета закупки или его части (лота) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
Заказчик может отклонить аномально низкое тендерное предложение, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в нем цены или стоимости и отклоняет аномально низкое тендерное предложение в случае непоступления такого обоснования в течение срока, определенного Законом (абзац второй ч. 14 ст. 29 Закона № 922).
ЭСЗ автоматически рассчитывает аномально низкие цены тендерных предложений на всех этапах электронного аукциона и информирует об этом участника процедуры закупки и заказчика (ч. 5 ст. 30 Закона № 922).
Участник, который предоставил наиболее экономически выгодное тендерное предложение, которое является аномально низким, должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения обоснования в произвольной форме относительно цен или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг предложения (абзац первый ч. 14 ст. 29 Закона № 922).
Обоснование аномально низкого тендерного предложения может содержать информацию о:
- достижении экономии благодаря примененному технологическому процессу производства товаров, порядка предоставления услуг или технологии строительства;
- благоприятных условиях, при которых участник может поставлять товары, предоставлять услуги или выполнять работы, в частности специальное ценовое предложение (скидку) участника;
- получении участником государственной помощи согласно законодательству (абзац третий ч. 14 ст. 29 Закона № 922).
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Заказчик обязан отклонить аномально низкое тендерное предложение в случае, если участник вообще не предоставил его обоснование. Вместе с тем, если такое обоснование все же предоставлено, заказчик может его принять и допустить участника к дальнейшему участию в закупке, а может и признать ненадлежащим и отклонить аномально низкое тендерное предложение. К сожалению, Закон не устанавливает порядка определения обоснования аномально низкого тендерного предложения надлежащим, а оставляет право принятия решения относительно такого определения за заказчиком, таким образом провоцируя возможность принятия субъективного решения.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 49-50, который вышел из печати 16.12.19 г.
Обращаем внимание! Это одна из многочисленных консультаций спецвыпуска «Закупки по-новому: готовимся, изучаем закон, анализируем». Ознакомиться с выпуском, можно по ссылке.