Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Учет призывников и военнообязанных по измененным правилам

March 22, 2019

Эта консультация направлена в помощь работникам кадровых и экономических служб учреждений для обеспечения корректного ведения учета лиц, которые проходили или будут проходить службу в воинских формированиях. Акцентировано внимание на новациях, недавно внедренных согласно правительственным решениям.

В прошлом году мы уже уделяли внимание вопросу ведения воинского учета, детально объясняя, как именно он ведется, кого касается и кто за него отвечает (см. «Защита государства – обязанность граждан», «Обеспечение функционирования системы военного учета граждан», «Ведение военного учета: на кого возлагается и как оплачивается», «Контроль ведения военного учета», «Ответственность за нарушение правил военного учета»).

Постановлением КМУ от 06.02.19 г. № 74 (далее – Постановление № 74), которое вступило в силу с 14.02.19 г., внесены существенные изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921 (далее – Порядок № 921). Рассмотрим их детально.

Какие категории лиц подлежат воинскому учету учреждениями?

Согласно Закону от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 2232) объектами воинского учета являются призывники (лица, приписанные к призывным участкам) и военнообязанные (лица, которые находятся в запасе для комплектования ВСУ и других воинских формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства).

Порядок № 921 конкретизирует эту норму. В частности, в перечень упомянутых лиц относятся призывники в возрасте от 17 до 27 лет (ранее – от 18 до 27 лет), которые:

  • не приписаны к призывным участкам и не находятся в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;
  • приписаны к призывным участкам;
  • прибыли из других местностей (администра­тивно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам.

Что касается военнообязанных, то на воинский учет должны браться лица, которые:

  • пригодны по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное или военное время, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе ВСУ;
  • уволенные с военной службы в запас ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки, а также те, кто исключен с воинского учета в этих структурах;
  • прекратили альтернативную (нaевоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно согласно Закону от 12.12.91 г. № 1975-ХІІ «Об альтернативной (невоенной) службе»;
  • уволены со службы из Нацполиции, МВД, из Опе­ративно-спасательной службы гражданской защиты, Государственной уголовно-испол­нительной службы, Гостаможслужбы, ГФС;
  • получили гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет;
  • прибыли из других местностей (администра­тивно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • призывники, освобожденные от призыва на срочную военную службу согласно ст. 18 Закона № 2232 (признаны непригодными по состоянию здоровья, прошли военную службу в других государствах, осуждены за совершение преступления на лишение свободы и т. п.);
  • достигли предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;
  • женщины со специальностью, родственной с соответствующими военно-учетными специальностями, при условии их пригодности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению;
  • прибыли с временно оккупированной территории Украины после постановки на воинский учет в районном (городском) военкомате по месту постановки их на учет как внутренне перемещенных лиц.

Представляется важной измененная норма Порядка № 921, согласно которой обо всех случаях назначения, перемещения и увольнения руководящего состава учреждения, организации и лиц, ответственных за ведение воинского учета, в 7-дневный срок необходимо уведомлять военкомат.

Будут ли осуществлять, как ранее, воинский учет местные органы власти?

Прежде всего отметим, что отныне круг структур, на которые возлагается функция относительно ведения воинского учета, стал шире. Порядок № 921 сейчас предусматривает, что учет будут вести не только исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, а еще и исполнительные аппараты районных, областных советов. Поэтому советуем органам местного самоуправления (далее – ОМС) безотлагательно пересмотреть функциональные обязанности своих работников, по необходимости перераспределить выполняемые ими задачи или даже ввести в штат должности работников, которые будут осуществлять воинский учет.

Что касается местных госадминистраций, то они и в дальнейшем будут выполнять определенные законодательством и Порядком № 921 функции и задачи относительно ведения учета призывников и военнообязанных, в частности:

  • осуществление воинского учета и подготовки граждан к военной службе, включая допризывную подготовку молодежи, подготовку призывников по военно-техническим специальностям, обеспечение их призыва и срочную военную службу, учебные (проверочные) и специальные сборы и во время мобилизации, а также бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время с представлением отчетности по вопросам бронирования;
  • выполнение мер по мобилизационной подготовке и проведению мобилизации, включая контроль состояния мобилизационной готовности учреждений, которые принадлежат территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах.

Выполнение таких задач этими органами, а также учреждениями и организациями предусмотрено Законом от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне Украины» (далее – Закон № 1932).

Как будет определяться количество работников, которые ведут воинский учет?

Для учреждений и организаций несколько изменены критерии определения количества работников, к функциям которых относится ведение воинского учета, а именно:

Наличие призывников и военнообязанных, которые находятся на воинском учете (лиц)

Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, штатных единиц

1

2

От 1 до 500

Отдельная штатная единица не вводится (на практике обязанности выполняют работники кадровых служб)

От 501 до 2000

1

От 2 000 до 4 000

2

От 4 000 до 7 000

3

Каждые следующие
от 1 до 3 000

По 1 дополнительно

Подчеркиваем: речь идет не только об учете лиц, которые работают, а и о тех, кто учится.

В госучреждениях количество военных учетчиков определяется по ранее установленным критериям и показателям.

Согласно п. 12 Порядка № 921 определять общее количество лиц, ответственных за ведение учета военных, нужно исходя из количества призывников и военнообязанных, которые находятся на учете по состоянию на 1 января текущего года.

Обращаем внимание: сейчас создается Единый государственный реестр военнообязанных (далее – ЕГРВ), назначением которого являются сбор, хранение, обработка и использование данных о военнообязанных (призывниках). Согласно п. 561 Порядка № 921 областные военкоматы должны обеспечить взаимодействие относительно ведения ЕГРВ. Поэтому работнику, который ведет воинский учет в учреждении, можно обратиться в эту военную структуру для определения алгоритма работы по ЕГРВ.

Работникам, которые согласно приказу руководителя учреждения назначены ответственными за осуществление воинского учета, кроме выполнения уже определенных для них задач и обязанностей придется также работать с ЕГРВ. Это является еще одной из причин для изменения критериев определения количества должностей этих работников.

Есть ли особенности осуществления воинского учета в ОМС?

К полномочиям этих органов относится осуществление воинского учета не только работников соответствующего совета или его исполнительного органа, но и лиц, проживающих на территории этих ОМС.

Как предусмотрено п. 23 Порядка № 921, если в сельской местности нет районных (городских) военкоматов, персонально-первичный учет призывников и военнообязанных по месту их проживания может осуществляться исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов.

Например, если в ОМС работают 26 человек, которые подлежат воинскому учету, а на территории этого органа проживает 480 призывников и военных, которых нужно учитывать, то в штат ОМС надо ввести должность работника, ответственного за ведение воинского учета.

Изменились ли условия ведения воинского учета относительно некоторых категорий лиц?

Во-первых, отныне воинскому учету не подлежат лица, заключившие трудовой договор (контракт, соглашение) сроком менее трех месяцев. То есть работодателю не нужно фиксировать в документах, утвержденных нормативно-правовыми актами относительно учета призывников и военнообязанных, информацию об осуществлении персонального учета указанных лиц.

Во-вторых, измененный Порядок № 921 сейчас предусматривает ведение учета военнообязанных, которые находятся в запасе СБУ и Службы внешней разведки, согласно порядку, установленному этими структурами. То есть к таким лицам нормы Порядка № 921 не применяются.

В-третьих, после внесения изменений в п. 18 Порядка № 921 госорганы, учреждения, организации должны учитывать еще одну категорию лиц, а именно прибывших с временно оккупированной территории Украины, после постановки на воинский учет в районном (городском) военкомате по месту постановки их на учет как внутренне перемещенных лиц.

Как узнают в военкомате о факте оповещения лиц относительно их вызова в комиссариат?

Отныне, получив распоряжение соответствующего военкомата относительно оповещения призывников и военнообязанных об их вызове в военкомат, обязанностью работодателя, а следовательно, лиц, ответственных за ведение воинского учета, является направление в трехдневный срок копии приказа учреждения относительно такого оповещения.

Приказ работодателя о таком оповещении доводится до сведения лиц, которых он касается, для обеспечения их прибытия по вызову военкомата в определенные им сроки. Целью вызова является оформление военно-учетных документов, прохождение медосмотра, приписка к призывному участку или на сборы военнообязанных.

Напомним: обязанностью работодателя является обеспечение контроля по результатам оповещения и прибытию лиц в комиссариат, а также письменное уведомление этих военных структур о лицах, не выполнивших приказ руководителя учреждения и не прибывших по вызову в районный (городской) военкомат.

Форма оповещения содержится в приложении 23 к Порядку № 921.

Изменились ли процедуры сверки данных учета?

Да, поскольку отныне исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета должны утверждать графики сверки учетных данных карточек первичного учета лиц, которые находятся на учете, с их учетными данными согласно личным карточкам призывников и военнообязанных, другими документами по вопросам регистрации местожительства (п. 31 Порядка № 921).

Как сейчас оформляется исключение с воинского учета лиц по возрасту?

Ранее Порядком № 921 предполагалась сверка с соответствующим военкоматом (районным или городским), а потом в личной карточке военнообязанного, который достиг предельного возраста пребывания в запасе, делали отметку следующего содержания: «Исключен с воинского учета по возрасту».

Со вступлением в силу изменений в Порядок № 921 действия должны быть иными. Так, военнообязанный в течение 7 дней со дня достижения такого возраста направляется в рай(гор)комат или же в учетный орган СБУ, подразделение внешней разведки с целью исключения с воинского учета. Направляет его туда лицо, ответственное за ведение воинского учета в учреждении.

После отметки комиссариата (или учетного органа) в военно-учетном документе об исключении лица с воинского учета в его личной карточке делается вышеупомянутая отметка.

Если речь идет о лицах, достигших предельного возраста пребывания в запасе и временно не работающих, то они должны лично прибыть в соответствующий военкомат (учетный орган) для снятия с воинского учета.

Предусмотрены ли какие-то новации относительно работников, которые отвечают за ведение воинского учета?

Новостью является то, что отныне госорганы, ОМС и учреждения будут содержать лиц по ведению учета военных, а также должны обеспечивать повышение их квалификации за счет государственного или местных бюджетов.

Как и ранее, при наличии на учете меньше чем 500 призывников и военнообязанных, ведение воинского учета будет входить в должностные обязанности лиц службы персонала, и за это осуществляется доплата в размере до 50 % должностного оклада работника. Норма относительно установления доплаты не касается госслужащих, то есть ведение ими учета может осуществляться вместе с исполнением функциональных обязанностей в службе персонала без предусмотренной п. 11 Порядка № 921 доплаты.

Заметим, что указанная доплата может устанавливаться не только при вышеупомянутых условиях, а и в случае, если дополнительные обязанности по ведению воинского учета не предусмотрены должностной инструкцией работника, на которого по приказу руководителя возложена работа по ведению этого учета. Работнику, который во время оформления на работу уже был уведомлен, что основными его функциями и задачами является ведение воинского учета, эта доплата не осуществляется.

Есть еще одна новация. Постановлением № 74 внесены изменения в Порядок проведения специальной проверки относительно лиц, претендующих на занятие должностей, которые предусматривают занятие ответственного или особо ответственного положения, и должностей с повышенным коррупционным риском, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.15 г. № 171. Так, претендент на должность, кроме определенных прежде документов и справок для проведения спецпроверки отныне должен подавать копию военно-учетного документа, а именно:

  • призывник – удостоверение о приписке к призывному участку;
  • военнообязанный – военного билета или временного удостоверения военнообязанного;
  • военнослужащий – удостоверение личности военнослужащего.

Выводы

Работодателям следует учесть изменения, внесенные в нормативно-правовые акты по вопросам воинского учета. Ведь за нарушение порядка ведения такого учета руководители учреждений, а также лица, ответственные за его ведение, несут предусмотренную КУоАП и Законом № 2232 административную ответственность в виде штрафов.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 11, который вышел из печати 18.03.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!