Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Таблица данных плательщика, или как подать, чтобы «поддать»?!

April 23, 2021

Чтобы не «поить» вас «водой», приступим к делу немедленно. Ниже мы собрали самые неотложные вопросы по процедуре подачи таблицы данных плательщика (далее – Таблица), которые сегодня волнуют всех. Отвечая на эти вопросы, будем руководствоваться в том числе Порядком остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденным постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165 (далее – Порядок № 1165).

1. Можно ли подать Таблицу заранее?

Заблаговременно, когда еще нет блокировки? По правилам Порядка № 1165 – да, можно. На практике – то можно, то «низзя», то опять можно, то опять ... Налоговики объясняют такие «качели» определенными рисками, которые возникают во время решения «табличных» вопросов. Ведь товары/услуги по принятой Таблице не будут подлежать мониторингу.

2. Нужны ли пояснения к Таблице? Если да, то какие именно?

Пояснения к Таблице являются неотъемлемым условием ее качественного рассмотрения. Как правило, в первую очередь необходимо обосновать процесс несоответствия «входящих» кодов товаров/услуг кодам «исходящим». То есть, по сути, прокомментировать содержание самой Таблицы.

Обязательно в пояснениях должны быть и ссылки на налоговую и другую отчетность налогоплательщика (п. 14 Порядка № 1165).

Также целесообразно приложить копии документов, подтверждающих содержание технологического процесса и ресурсную возможность плательщика на осуществление такой деятельности. Да, приложение должно быть не одно, приложений должно быть столько, сколько нужно, чтобы дать наглядное представление о ресурсах предприятия.

3. Какие документы следует подать вместе с Таблицей?

Мы считаем, что Таблица с приложениями – это своего рода технологическая карта, которая объясняет, как, почему и благодаря чему приобретенный товар А преобразуется в реализованный товар Б. Поэтому советуем подтверждать наличие трудовых (штатное расписание, приказы, договоры субподряда, договоры ГПХ и т. п.), материальных и технических ресурсов (люди, помещения, оборудование, транспорт и т. п., договоры аренды, купли-продажи). Основные контракты с поставщиками и покупателями также будут уместны. Если деятельность предусматривает наличие соответствующих лицензий и разрешений – советуем их тоже приложить. Лишними точно не будут.

4. Несколько профильных КВЭДов и разных товаров – как подать Таблицу?

В таком случае советуем (и налоговики придерживаются такого же мнения) подавать отдельный «табличный» пакет документов на каждый профильный КВЭД или ключевой код товара/услуги. С одной стороны, это позволит дифференцировать риски неучета таблицы; с другой – даст возможность точнее объяснить налоговикам специфику каждой составляющей деятельности плательщика.

5. Что влияет на решение учесть Таблицу?

Из практики можно выделить определенный ряд факторов:

наличие у плательщика достаточной материально-технической базы – обязательная подача формы № 20-ОПП, приложения АМ к декларации по налогу на прибыль (если подается), первичных документов;

кадровая обеспеченность – оформлены люди в достаточном количестве для ведения профильных видов деятельности с учетом фактических объемов (например, для «купи-продай» очень часто требуется наличие не менее 5 наемных работников);

размер заработной платы – влияет на общую оценку легальности плательщика (в зависимости от региона налоговики «просят» зарплату в размере 8–10 тыс. грн);

налоговая нагрузка по НДС – по сравнению с другими плательщиками с аналогичной деятельностью (так называемая среднеотраслевая нагрузка);

показатели деклараций по НДС за последний год – наличие отрицательного значения является фактором риска. Если «минус» сформирован приобретением основных средств – целесообразно обосновать это в пояснениях;

сумма уплаченных налогов – один из признаков реальности плательщика. Лозунг «налоги должны платить все» сегодня для всех не новость!

6. Кто должен подавать Таблицу?

Как и ранее, в фокусе внимания налоговиков – прежде всего производители и поставщики, которые приобретают товары/услуги, отличные от реализуемых. При определенных условиях это касается и «продажников» (когда, например, товар будет приобретаться у неплательщика или проходит стадию комплектации и изменения кода).

7. Какова вероятность, что Таблицу не учтут?

Очень высока – по нашим наблюдениям, приблизительно 85–90 %. По-видимому, основная причина такой «статистики» в том, что учтенная Таблица является одним из четырех «отсекающих» критериев (признаков безусловной регистрации НН/РК).

8. Стоит ли подавать Таблицу, если «все равно не примут»?

Да, хотя бы раз, но целесообразно подать. Во-первых, чтобы предотвратить претензию налоговиков из квитанции об остановке регистрации НН (п. 1 Критериев рисковости операций: «отсутствие товара/услуги в таблицы данных плательщика»); во-вторых, чтобы объяснить налоговикам специфику деятельности плательщика; в-третьих, чтобы сформировать доказательную базу для возможного суда.

9. Сколько раз можно «подаваться»?

Законодательно количество попыток не ограничено, но очень часто это вопрос свободного времени!

10. По каким основаниям Таблицы не учитывают?

Текстовая часть Порядка № 1165 вообще не содержит никаких «отказных» причин. Форма же самого решения (приложение 6 к данному Порядку) предусматривает целых три (а в действительности больше) причины:

наличие у контролирующих органов налоговой информации, которая свидетельствует об осуществлении налогоплательщиком рисковых операций;

выявление несоответствия определенных налогоплательщиком в Таблице видов деятельности имеющимся у налогоплательщика основным средствам (еще совсем недавно это основание было самым любимым у фискалов. Причем они даже не объясняли методику определения «несоответствия» и не рассказывали, что же необходимо иметь, чтобы «соответствовать»);

другое – причина, которая «убивает» своей конкретикой. Здесь можно увидеть все, что «налоговая» душа пожелает (и «наличие кода УКТВЭД товара, указанного в НН, регистрация которой не останавливалась», и «документы к остановленным НН не подавались. К таблице приложены пояснения и первичные документы, которые не раскрывают суть операций, по результатам которых составлены НН, регистрация которых остановлена» и т. п.).

О законности такого подхода нечего и говорить, к тому же какая бы причина из вышеперечисленных не указывалась налоговиками, она обычно не соответствует принципу конкретности.

11. Что делать, если причина неучета Таблицы – непонятна?

Поскольку эта ситуация очень распространена, практика уже давно урегулировала этот вопрос путем подготовки и направления на адреса налоговых органов запросов о предоставлении публичной информации в части конкретизации и документального подтверждения (см. по ссылке https://tax.gov.ua/priymalnya-gromadyan/dostup-do-publichnoi-inform).

12. Можно ли обжаловать решение о неучете Таблицы?

На сегодня – и да, и нет!

Почему да/нет? Потому что, во-первых, Налоговый кодекс (далее – НК) не уполномочивает контролирующие органы принимать решение о неучете Таблицы; во-вторых, ст. 56 НК предусматривает право плательщика обжаловать в административном порядке любое решение контролирующего органа; в-третьих, даже форма «отказного» решения по Таблице содержит оговорку относительно возможности его обжалования как в административном, так и в судебном порядке; в-четвертых, к сожалению, ГНС Украины видит данную ситуацию (в части админобжалования) несколько на собственный манер; в-пятых, дорога в суд очень длинная и «золотая» и даже тогда нет никаких гарантий, что после исполнения решения суда Таблицу «не снесут» уже на следующий день.

13. Как прожить без Таблицы?

Если невзирая на все ваши усилия Таблица так и не была учтена, обратите внимание на признаки положительной истории: соответствие хотя бы одному из этих признаков дает возможность регистрировать налоговые накладные (при условии, что именно предприятие не признано рисковым). Их шесть, и вот все они:

объем операций по поставке – до 500 тыс. грн (до 50 тыс. грн на одного контрагента);

4 месяца из последних шести – реализация одного и того же товара/услуги;

основные средства – остаточной стоимостью больше 5 млн грн (руководитель и учредители с прошлого года не изменялись);

площадь земельных участков – не менее 200 га отражена в отчетности до 20 февраля текущего года, и за нее вовремя уплачен земельный налог;

уплаченный ЕСВ за год в 2 раза больше минимального размера (численность наемных работников – не менее 5 человек);

сумма уплаченных налогов/сборов – больше 10 млн грн за прошлый год.

Добавим, что положительный опыт разблокирования налоговых накладных с однотипными операциями добавляет предприятию дополнительных аргументов относительно реальности деятельности, а значит, повышает шансы на учет Таблицы по такому виду деятельности.

14. «Регион» принимает, «центр» отменяет. В чем причина?

Регулярно бывают случаи, когда региональная ГНС учитывает Таблицу, а уже на следующий день или уже через пару часов комиссия центрального уровня принимает решение о неучете ранее принятой Таблицы.

Как правило, причина таких решений не в самой операции, а в комплексной оценке состояния или поведения плательщиков. В частности, «навредить» может токсичный кредит (приобретение товаров у сомнительных контрагентов или в объемах, несовместимых с деятельностью плательщика). И если определить плательщика «рисковым» центральный орган не имеет полномочий, то принять решение о неучете Таблицы – запросто.

Также причиной «табличных» корректировок может стать нетипичное для плательщика отрицательное значение по результатам декларирования или резкие изменения в объемах поставки/приобретения. Одним словом, «все хорошо, что в меру».

Во время заполнения Таблицы советуем плательщикам:

• сосредоточить внимание на ресурсной обеспеченности, а также на показателях, характеризующих экономическую целесообразность деятельности (уплата налогов, рост заработной платы, расширение мощностей и т. п.);

• подробно разъяснять специфику деятельности с приведением ключевых доказательств (контракты, контрагенты, оборудование, сопроводительные процессы – хранение, транспортировка, обработка и т. п.).

Андрей Тамошюнас, налоговый адвокат,
партнер консалтинговой компании «ADA Group»

Оксана Згурьева, председатель ОС «Бизнес Хелп»,
налоговый консультант

Источник: "Баланс" № 17, который выходит из печати 05.05.21 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!