Сдаем бюджетную отчетность за I квартал 2018 года: на что обратить внимание

Рассмотрим: основные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении и представлении бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств государственного и местного бюджета в 2018 году. Кроме того, выясним особенности представления бюджетной отчетности в связи с внедрением системы АС «Э-Отчетность».
Нормативно-правовая база
В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса (далее – БК) в Украине введена финансовая и бюджетная отчетность.
Финотчетность составляется согласно НП(С)БУ и другим нормативно-правовым актам. В частности, форма и состав статей финотчетности определяются НП(С)БУ 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденным приказом Минфина от 28.12.09 г. № 1541.
Порядок заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе утвержден приказом Минфина от 28.02.17 г. № 307.
Бюджетная отчетность отражает состояние исполнения бюджета и содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.
Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования утвержден приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44). Формы бюджетной отчетности приведены в приложениях к этому Порядку [заметим, что на сайте Казначейства обнародован проект приказа Минфина, в соответствии с которым излагается в новой редакции Порядок № 44. – Ред.].
Состав бюджетной отчетности
Бюджетная отчетность относится к элементам метода бухгалтерского учета, представляет собой заключительный этап бухгалтерского обобщения информации.
Распорядители и получатели бюджетных средств готовят и подают соответствующим органам месячную, квартальную и годовую отчетность.
Распорядитель бюджетных средств (далее – распорядитель) – это бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета, которые полностью финансируются за счет бюджета (п. 47 ст. 2 БК).
Получатель бюджетных средств – это субъект хозяйствования, общественная или иная организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномочена распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета (п. 38 ст. 2 БК). Обычно расходование выделенных бюджетных средств на такие мероприятия происходит в пределах одного бюджетного года.
Бюджетная отчетность распорядителей состоит из:
- Отчета о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м) (приложение 1 к Порядку № 44);
- Отчета о поступлении и использовании средств, полученных в качестве платы за услуги ( форма № 4-1д, № 4-1м) (приложение 2);
- Отчета о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м) (приложение 3);
- Отчета о поступлении и использовании прочих поступлений специального фонда ( форма № 4-3д, № 4-3м) (приложение 4);
- Отчета о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (форма № 4-4д) (приложение 5);
- Отчета о поступлении и использовании прочих поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций) ( форма № 4-3д.1, № 4-3м.1) (приложение 6);
- Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) (приложение 7);
- Отчета о задолженности по отдельным программам ( форма № 7д.1, № 7м.1) (приложение 8).
Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств состоит из:
- Отчета о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м) (приложение 1);
- Отчета о поступлении и использовании прочих поступлений специального фонда (форма № 4-3д, № 4-3м) (приложение 4);
- Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) (приложение 7);
- Раскрытие элементов бюджетной отчетности производится в Пояснительной записке (приложение 10 к Порядку № 44) и формах по раскрытию элементов бюджетной отчетности.
Кроме того, обращаем внимание, что бюджетная отчетность должна отвечать аналогичным данным бухучета и отчетности органов Государственной казначейской службы. На сегодняшний день данный вопрос приобретает актуальность в связи с внедрением Системы представления электронной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств государственного и местного бюджетов.
Особенности заполнения бюджетной отчетности
1. Отчет о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м)
Распорядители в графе 5 «Утверждено на отчетный период (год)» этой формы проставляют утвержденную на отчетный период (год) сумму плановых ассигнований общего фонда бюджета. В соответствии с требованиями абзаца четвертого п. 1 разд. 3 Порядка № 44 из общей суммы плановых ассигнований, указанных в строке 010 «Расходы и предоставление кредитов – итого» этой графы, приводятся данные только по следующим кодам КЭКР:
- 2110 «Оплата труда»;
- 2120 «Начисления на оплату труда»;
- 2220 «Медикаменты и перевязочные материалы»;
- 2230 «Продукты питания»;
- 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей»;
- 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ»;
- 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития»;
- 2700 «Социальное обеспечение»;
- 5000 «Прочие расходы».
Получатели бюджетных средств графу 5 не заполняют.
2. Отчет о поступлении и использовании средств, полученных в качестве платы за услуги (форма № 4-1д, № 4-1м), и Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м).
В графе 4 «Утверждено на отчетный год» распорядители допускают ошибки в части отражения годовой суммы плановых показателей по соответствующему источнику поступлений спецфонда, которые не соответствуют ранее предоставленным и зарегистрированным ГУ Казначейства сметам и справкам об изменениях в сметы распорядителей.
Обращаем внимание, что в графе 7 «Перечислен остаток» отражается сумма средств спецфонда прошлого года, которая была перечислена в соответствии с законодательством в отчетном периоде (возвращена учреждению, которое предоставило эти средства) и не является кассовыми расходами, а также не может быть отнесена на уменьшение поступлений отчетного года.
В графе 8 «Получен остаток» формы № 4-1д, № 4-1м и графе 7 «Перечислен остаток» (со знаком «–») формы № 4-2д, № 4-2м отражается сумма средств прошлого бюджетного периода, которая была получена в отчетном периоде и не может быть отнесена на увеличение поступлений отчетного года.
Следует заметить, что средства, поступившие на регистрационные счета по общему фонду, кассовые расходы по которым были проведены в прошлых бюджетных периодах, перечисляются в доход соответствующего бюджета, а средства, поступившие на специальные регистрационные счета (собственные средства), кассовые расходы по которым были проведены в прошлых бюджетных периодах, зачисляются в текущем году на поступления.
Кроме того, на конец отчетного периода распорядителями допускаются остатки средств по КЭКР 0000 на специальных регистрационных счетах, которые не могут быть учтены в форме № 4-1д, № 4-1м по государственному и местному бюджету, что приводит к возникновению расхождений между данными в бюджетной отчетности.
Согласно п. 11 Порядка № 44 средства, которые в течение отчетного периода поступают на имя распорядителей и получателей на восстановление кассовых расходов согласно действующему законодательству (за телефонные переговоры, ошибочно перечисленные и т. п.), отражаются в соответствующих формах бюджетной отчетности как уменьшение кассовых расходов по тем КЭКР, по которым они были проведены в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода.
Согласно Типовому договору об осуществлении расчетно-кассового обслуживания (пп. 2.4.7) и Порядку открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы, утвержденным приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758, распорядители должны:
- выполнять требования законодательства по вопросам осуществления расчетно-кассовых операций и предоставления отчетности;
- уведомлять орган Казначейства о зачислении на счет клиента средств, которые ему не принадлежат, и в 5-дневный срок со дня поступления средств на счет подавать в орган Казначейства платежное поручение на перечисление средств владельцу, то есть не допуская накопления на регистрационных и специальных регистрационных счетах средств, которые требуют выяснения.
Учитывая изложенное, необходимо своевременно подавать платежные документы на восстановление кассовых расходов, платежные документы на корректировку неправильно зачисленных средств и не допускать наличия средств по КЭКР 0000 на конец отчетного периода.
3. Отчет о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) и Справка о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м.
У некоторых распорядителей бюджетных средств возникают вопросы по поводу отражения годовой незарегистрированной кредиторской задолженности в строке 050 «Кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам, не взятым на учет органами Казначейства» Справки о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам» (приложение 28 к Порядку № 44).
Как предусмотрено ст. 48 БК, Казначейство осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. Распорядители берут бюджетные обязательства и производят платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, а по спецфонду – исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Казначейства.
Сумма зарегистрированных непроплаченных финобязательств распорядителя на конец бюджетного года должна соответствовать сумме кредиторской задолженности в формах № 7д, № 7м, то есть она не указывается как кредиторская задолженность, не зарегистрированная в органах Казначейства.
Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БК и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств считается нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Итак, учитывая вышеизложенное, отражение в строке 050 вышеупомянутой Справки на конец бюджетного года финобязательств, не взятых на учет органами Казначейства, считается превышением полномочий, установленных БК, законом о Госбюджете, решением о местном бюджете. В данной строке распорядитель должен отражать незарегистрированную кредиторскую задолженность только в пределах бюджетного года.
И в завершение напомним, что в соответствии со ст. 57 БК не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня другого бюджетного периода Казначейство закрывает все счета, открытые в текущем году. При этом списываются все неиспользованные средства по общему и специальному фондам (отраженные в формах № 2д, № 2м и № 4-3д.1, № 4-3м.1), кроме остатков средств собственных поступлений бюджетных учреждений.
Отчетность за I квартал 2018 года представляем через АС «Э-Отчетность»
В рамках реализации Плана мероприятий по модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2016–2018 годы, утвержденного приказом Минфина от 28.11.16 г. № 1038, Казначейством разработана Система представления электронной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств и государственными целевыми фондами (далее – АС «Э-Отчетность»).
В соответствии с письмом Госказначейства от 31.01.18 г. № 14-08/94-1951 АС «Э-Отчетность» предусматривает создание личного электронного кабинета распорядителям (получателям) бюджетных средств и фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, которые составляют и подают финансовую или бюджетную отчетность в органы Казначейства по месту обслуживания.
В целях подключения распорядители и получатели бюджетных средств должны подать заявки на предоставление доступа к системе АС «Э-Отчетность». После предоставления доступа все распорядители должны создать личные электронные кабинеты. Инструкция пользователя АС «Э-Отчетность» размещена в электронном кабинете клиента Казначейства. То есть она будет доступна после его создания.
Обращаем внимание, что в АС «Э-Отчетность» формы финотчетности заполняются в ручном режиме, а формы бюджетной отчетности автоматически формируются на основании данных информационной системы Казначейства. Автоматическое формирование бюджетной отчетности уменьшит затраты рабочего времени на заполнение ее форм.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 14, который вышел из печати 02.04.18 г.