РРО и новейшие технологии: вопросы и ответы

Во время информационных технологий программные комплексы постоянно совершенствуются или создаются новые, еще более удобные. В этой консультации мы дадим ответы на наиболее распространенные вопросы о регистраторах расчетных операций (далее – РРО) с учетом разъяснений налоговиков (ОИР, категории 109.01, 109.06) и расскажем о новациях, которыми уже пользуются субъекты хозяйствования (далее – СХ) в связи со стартом экспериментального проекта эксплуатации новейших программных комплексов для РРО.
Что такое РРО?
РРО – это устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций во время продажи товаров (предоставления услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг), операций по приему наличности для дальнейшего перевода (абзац третий ст. 2 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», далее – Закон № 265).
К РРО относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, встроенный электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и т. п.
Кто должен применять РРО?
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 265 СХ, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) во время продажи товаров (предоставления услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны применять РРО, которые включены в Государственный реестр РРО (далее – Реестр РРО), с соблюдением установленного порядка их применения.
Внимание! В ст. 9 Закона № 265 приведены виды деятельности, в случае осуществления которых РРО и расчетные книжки (далее – РК) не применяются. |
Исчерпывающий перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием РК и книг учета расчетных операций, утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 по требованию ст. 10 Закона № 265.
Что такое первичная регистрация РРО?
Согласно Положению о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденному постановлением КМУ от 29.08.02 г. № 1315 (далее – Положение № 1315), Реестр РРО – это перечень моделей РРО, их модификаций отечественного и иностранного производства (далее – модели), которые соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, прошли государственную сертификацию и разрешены для применения во время осуществления расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг. В п. 2 Положения № 1315 определено, что Реестр РРО состоит из двух частей:
- первая содержит перечень моделей, разрешенных к первичной регистрации в контролирующих органах;
- вторая – перечень моделей, срок первичной регистрации (действия сертификатов соответствия) которых закончился. Такие модели повторно включаются в первую часть Реестра РРО в порядке, определенном для первичной регистрации модели.
Согласно п. 2 гл. 2 разд. ІІ Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547 (далее – Порядок № 547), регистрации в контролирующем органе подлежат РРО, модификации которых включены в Реестр РРО, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документации на РРО, не исчерпался, а также с учетом сроков первичной регистрации, предусмотренных Реестром РРО.
Итак, первичная регистрация РРО в контролирующем органе означает, что она проводится впервые. Такой регистрации подлежат модели (модификации) РРО, которые содержатся в первой части Реестра РРО и раньше не были зарегистрированы, то есть которые не эксплуатировались (новые).
Обратите внимание: если РРО на момент его приобретения (взятие в аренду) СХ, находится во второй части Реестра РРО, то такой РРО не подлежит регистрации. |
Как зарегистрировать РРО и поставить его на учет в ГФС?
Согласно гл. 2 разд. II Порядка № 547 для регистрации РРО СХ подает в контролирующий орган:
- заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку № 547);
- копию документа, который подтверждает факт покупки или безвозмездного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
- копию документа на право собственности или другого документа, который дает право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
- копию паспорта (формуляра) РРО и копию паспорта модема (в случае применения внешнего модема);
- копию договора СХ с центром сервисного обслуживания (далее – ЦСО) о техническом обслуживании и ремонте РРО.
Копии документов заверяются подписью руководителя СХ. В случае подачи регистрационного заявления в бумажном виде СХ предъявляет оригиналы соответствующих документов. Если регистрационное заявление подано в электронном виде, оригиналы этих документов подаются контролирующему органу вместе со справкой ЦСО об опломбировании РРО и актом ввода в эксплуатацию.
Оригиналы документов, кроме регистрационного заявления, возвращаются СХ, копии остаются в контролирующем органе. СХ, включенные в систему представления налоговых документов в электронном виде, могут подавать регистрационные заявления в электронной форме. К заявлению о регистрации РРО прилагаются сканированные копии документов, определенных п. 4 гл. 2 разд. II Порядка № 547.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации РРО должностное лицо контролирующего органа не позже двух рабочих дней со дня поступ-ления документов принимает решение о регистрации РРО, формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе ГФС и выдает СХ справку о резервировании фискального номера РРО по форме № 2-РРО (приложение 2 к Порядку № 547; далее – справка о резервировании фискального номера).
Внимание! Справка о резервировании фискального номера действительна на протяжении 5 рабочих дней (далее – р. д.) с даты ее выдачи или направления в адрес электронной почты СХ. |
В течение 5 р. д. с даты выдачи или направления на электронную почту справки о резервировании фискального номера СХ должен перевести РРО в фискальный режим работы (внести фискальный номер в фискальную память Реестра РРО, персонализировать и опломбировать РРО в ЦСО).
Для завершения процедуры регистрации РРО СХ до окончания срока действия справки о резервировании фискального номера подает в контролирующий орган копию справки об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию РРО. В случае непредставления или несвоевременного представления этих документов справка о резервировании фискального номера считается недействительной, фискальный номер отменяется датой резервирования.
После получения надлежащим образом оформленных документов должностное лицо контролирующего органа не позже следующего рабочего дня регистрирует РРО путем внесения данных в информационную систему ГФС и выдает СХ регистрационное удостоверение РРО по форме № 3-РРО (приложение 3 к Порядку № 547).
Что такое Е-Receipt?
С 19.06.18 г. вступил в силу Порядок реализации экспериментального проекта относительно регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 13.06.18 г. № 472. Порядок принят с целью реализации инновационных технологических решений для РРО в сферах торговли (в т. ч. торговли с использованием Интернета), общественного питания, купли-продажи иностранной валюты, торговли через автоматы по продаже (предоставлению) товаров (услуг), предоставлению услуг по приему наличности для дальнейшего перевода, по перевозке пассажиров и других услуг.
ГФС с 1 июля текущего года начала экспериментальный проект эксплуатации новейших программных комплексов для РРО, который будет длиться до 31 декабря 2019 года.
Инновационная система регистрации и учета РРО – E-Receipt (электронный чек) предусматривает онлайн-регистрацию устройств (персональные компьютеры, планшеты, смартфоны) без представления в контролирующие органы каких-либо бумажных документов и не будет нуждаться в абонентской плате за пользования ею.
Для тестирования предлагается бесплатное клиентское программное обеспечение (инсталляционный пакет) для операционных систем Windows и Android. Следующим этапом будет разработка программного обеспечения для операционной системы IOS.
Важно: Е-Receipt может быть установлена и будет поддерживаться любым устройством. |
Какие новации предлагает Е-Receipt?
Е-Receipt предусматривает:
- возможность использования новейших моделей комплексов и их мгновенную фискализацию;
- возможность использования контрольно-отчетной информации, которая передается от устройства (чеки) СХ для самоконтроля и гражданами для защиты их прав как потребителей;
- отказ от печати бумажных чеков;
- отказ от услуг информационного эквайера;
- бесплатное программное обеспечение и интерфейсы пользователей – СХ и покупателей;
- создание центра сопровождения бизнеса, который будет включать администраторов серверного оборудования и службу поддержки пользователей;
- круглосуточную доступность пользователей к системе, возможность их обслуживания в режиме 24/7/365.
Для регистрации касс и кассиров в частной части Электронного кабинета создан электронный сервис «Экспериментальный проект РРО». Он дает возможность плательщикам избрать из предложенного списка хозяйственную единицу, где размещена касса, пилотный проект, в котором она будет принимать участие, и зарегистрировать в режиме он-лайн кассу и кассиров.
Чтобы начать работу с кассой, необходимо открыть изменение и сформировать электронный чек.
Формирование электронного чека осуществляется с помощью справочника номенклатуры товара, который надо заполнить до начала работы с кассой согласно инструкции пользователя.
Кроме того, ГФС реализован и электронный сервис, который позволяет покупателю товаров (услуг) осуществлять поиск и пересмотр фискального кассового чека, который формируется как традиционными РРО, так и электронный фискальный чек, созданный новейшими РРО.
Сервис находится в открытой части Электронного кабинета, доступ к которой осуществляется в режиме реального времени (24/7/365) без идентификации лица. Итак, каждый гражданин сможет получить подтверждение оригинальности полученного фискального кассового чека.
Для поиска и пересмотра фискального кассового чека необходимо ввести: фискальный номер РРО, дату и время выдачи чека (для традиционных РРО).
Поиск электронного чека осуществляется по его фискальному номеру и дате. Если вы не нашли своего чека в системе, сделайте его фото и пришлите по e-mail. ГФС будет изучена причина, по которой электронный чек не попал в систему, и приняты соответствующие меры.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 43, который вышел из печати 22.10.18 г.