Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Проверки Госгеокадастра: оформление и дальнейшие действия

September 3, 2019

Для кого эта статья: для сельхозтоваропроизводителей, использующих земельные участки на правах собственности или пользования.

Из этой статьи вы узнаете: об оформлении инспектором Госгеокадастра результатов проверки относительно соблюдения субъектом хозяйствования (далее – СХ) законодательства в сфере использования и охраны земель, порядке привлечения должностного лица СХ к административной ответственности, оформлении и обжаловании постановления о наложении админвзыскания.

По этой теме см. также «Проверки Госгеокадастра: что интересует инспектора».

Оформление результатов проверки

По результатам проведенной проверки инспектор Госгеокадастра (далее – инспектор) составляет в двух экземплярах акт проверки по форме, утвержденной приказом Минагрополитики от 06.11.18 г. № 538. В последний день проверки акт подписывается инспектором и субъектом проверки. Один экземпляр акта выдается на руки представителю предприятия (ч. 6 ст. 7 Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877).

В акте приводятся положительный или отрицательный ответ на вопросы о соблюдении СХ требований законодательства в сфере использования и охраны земель, а также указываются установленные нарушения.

Рекомендация: получив акт, тщательно изучите его, обратите внимание на ошибки инспекторов, обоснованность нарушений (при наличии). В дальнейшем это станет основой для обжалования акта проверки.

Довольно часто сельхозпредприятие, которое проверяли, спрашивает, повлияет ли на результат отказ от подписания акта. Нет, не повлияет, ведь подпись СХ на экземпляре акта фиксирует только факт его ознакомления и получения, а не согласие с его содержанием. Поэтому не следует тратить нервы и спорить с инспектором. Вместо этого нужно получить акт, чтобы найти в нем допущенные ошибки/нарушение прав СХ, которые в дальнейшем можно обжаловать в суде. При отсутствии экземпляра акта это будет трудно сделать.

Итак, отказ СХ от подписания акта ни к чему не приведет, акт все равно будет действующим, а инспектор просто зафиксирует в нем такой отказ.

Если же СХ не соглашается с актом, он может подписать его с замечаниями. То есть в конце акта наряду с собственной подписью надо указать замечания к нему или написать следующее: «СХ не соглашается с этим актом. Детальные возражения к нему будут изложены отдельно и переданы инспектору в течение двух дней» (конкретного срока подачи возражения не установлено). Таким образом, вы будете иметь больше времени для подготовки возражений, которые могут повлиять на ход дела.

Важно! Замечания СХ относительно осуществления государственного надзора (контроля) являются неотъемлемой частью акта проверки.

На основании акта, где зафиксированы нарушения СХ, которые обоснованно являются основанием для полной или частичной остановки производства/изготовления, реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг, инспектор имеет право обратиться в общие сроки в административный суд (в течение 6 месяцев со дня выявления нарушений, ст. 122 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС) с соответствующим иском.

Требование об устранении нарушений

Для применения других мер инспектор имеет право составить предписание об устранении нарушений, выявленных во время мероприятия (ст. 10 Закона от 19.06.03 г. № 963-IV «О государственном контроле за использованием и охраной земель», далее – Закон № 963). Предписание составляется в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки (ч. 7 ст. 7 Закона № 877).

К сведению: предписание – это обязательное к выполнению в установленные им сроки требование должностного лица в адрес СХ относительно устранения нарушений норм законодательства.

Предписание не предусматривает применения санкций, а требует устранить нарушение путем совершения определенных действий. Предписание выдается и подписывается инспектором, который проводил проверку СХ (ч. 8 ст. 7 Закона № 877), и должно содержать:

  • указания на нарушения СХ действующего законодательства, выявленные в процессе проверки;
  • требования относительно их устранения;
  • сроки выполнения (устанавливаются по усмотрению инспектора).

Итак, если в предписании речь идет о постоянном или ежеквартальном выполнении требований, отчетности и т. п., СХ имеет право его не выполнять и обжаловать в органе высшего уровня (Госгеокадастр Украины) или в суде (ч. 9 ст. 7 Закона № 877).

Помните! Предписание инспектора является обязательным к выполнению. В случае несогласия с предписанием СХ может обжаловать его в органе высшего уровня или в суде.

В случае выполнения в полном объеме и в установленный срок требований предписания СХ освобождается от дальнейшей ответственности за нарушения (ч. 11 ст. 7 Закона № 877).

Административная ответственность

Кроме вышеупомянутого, на основании выявленных нарушений инспектор имеет право привлечь должностных лиц предприятия к админответственности согласно КУоАП, в частности наложить штраф:

  • за самовольное занятие земельного участка без оформленных надлежащим образом документов – в размере от 340 до 1 700 грн (ст. 531);
  • использование земельного участка не по целевому назначению – в размере от 255 до 510 грн (ст. 53);
  • нарушение сроков возврата временно занятых земель или невыполнение обязанностей относительно приведения их в состояние, пригодное для использования по назначению, – в размере от 255 до 510 грн (ст. 54);
  • снятие и перенос почвенного покрова земельных участков без специального разрешения, а также невыполнение условий снятия, хранения и использования плодородного пласта почвы – в размере от 340 до 850 грн (ст. 533);
  • невыполнение законных предписаний должностных лиц, непредоставление им необходимой информации или предоставление неправдивой информации – в размере от 255 до 765 грн (ст. 1885).

Как оформляется протокол о привлечении к административной ответственности?

Протокол о привлечении к админответственности составляется, в частности, на должностное лицо СХ инспектором по форме, предусмотренной Инструкцией, утвержденной приказом Минагрополитики от 19.01.17 г. № 6 (далее – Инструкция № 6). Назовем основные моменты:

  • протокол составляется на государственном языке в двух экземплярах, разборчивым почерком;
  • после подписания протокола должностным лицом не допускаются зачеркивания или исправления, дополнительные записи;
  • должностное лицо имеет право предоставить в протоколе объяснения и замечания, изложить мотивы своего отказа от его подписания;
  • отказ должностного лица от подписания протокола и дачи объяснений не прекращает производства по делу об админправонарушении.

Итак, протокол является предварительным документом, в котором излагается суть нарушения и обстоятельства его совершения. Процесс изучения этих обстоятельств и привлечения должностного лица к ответственности является процессом рассмотрения дела. Инспектор выясняет обстоятельства и, при наличии нарушения, составляет протокол, после чего начинается рассмотрение дела. Дело рассматривается по месту совершения нарушения в 15-дневный срок со дня получения протокола и других материалов дела (п. 1, 2 разд. 3 Инструкции № 6).

Какой документ составляется после протокола?

На основании протокола инспектор рассматривает дело и выносит одно из следующих постановлений (п. 7 разд. 3 Инструкции № 6):

  • о наложении админвзыскания;
  • закрытии дела.

Постановление объявляется незамедлительно после окончания рассмотрения дела.

Имейте в виду! Админвзыскание может быть наложено не позже чем через два месяца со дня его совершения, а в случае длящегося правонарушения – не позже чем через два месяца со дня его выявления.

Требования к составлению постановления и его наполнению установлены в п. 10 разд. 3 Инструкции № 6, поэтому, получив постановление, тщательно проверьте его на соответствие этому пункту. В дальнейшем наличие нарушений со стороны инспектора при оформлении может стать основанием для обжалования постановления. К тому же в случае несогласия с выводом инспектора излагайте собственные замечания.

В случае неполного исследования дела есть все шансы на победу при обжаловании постановления в суде. В качестве примера назовем постановление Восьмого апелляционного административного суда от 07.08.19 г. по делу № 857/7740/19, где суд отменил постановление о привлечении лица к админответственности из-за неполноценного рассмотрения дела инспектором.

Важно! Между началом рассмотрения дела и принятием окончательного решения проходит до 15 дней. Копию постановления в течение трех дней вручают должностному лицу под подпись или направляют по почте, о чем делается соответствующая отметка в деле.

Когда постановление вступает в законную силу?

Постановление вступает в законную силу после окончания срока его обжалования (п. 4 разд. 4 Инструкции № 6).

Постановление имеют право обжаловать прокурор, должностное лицо, относительно которого оно вынесено, а также потерпевший. Жалоба подается в течение 10 дней со дня ее вынесения инспектору высшего уровня или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке КАС, учитывая особенности, определенные КУоАП (п. 2, 3 разд. 4 Инструкции № 6).

Таким образом, постановление вступает в законную силу через 10 дней после его вынесения и при отсутствии обжалования.

Более серьезные последствия нарушений

Как видим, админштрафы довольно незначительны по размеру. Однако следует помнить, что инспекторы могут дать больший толчок делу. Дело в том, что они наделены правом обращаться в суд с иском относительно возмещения потерь сельско- и лесохозяйственного производства, возврата самовольно или временно занятых участков, срок пользования которыми закончился.

Также, если во время рассмотрения админдела инспектор приходит к выводу о наличии в нарушении должностного лица признаков уголовного правонарушения, он передает материалы прокурору или органу досудебного расследования (ст. 253 КУоАП).

К сведению: Уголовным кодексом (далее – УК) предусмотрена уголовная ответственность за самовольное строительство и занятие земельного участка (ст. 1971), загрязнение или порчу земель (ст. 239), бесхозяйственное использование земель (ст. 254) и прочие.

Итак, инспектор может передать материалы админдела в правоохранительные органы, которые выясняют, квалифицируется ли нарушение согласно нормам УК.

Последствия отмены постановления, принудительное исполнение

В случае отмены постановления с закрытием производства по делу, в частности по решению суда, взысканные денежные суммы подлежат возврату, а также отменяются другие ограничения, возникавшие из этого постановления (п. 10 разд. 4 Инструкции № 6).

Наложенный на нарушителя административный штраф подлежит добровольной уплате, иначе постановление передается на принудительное исполнение не ранее чем через 15 дней со дня (п. 4 разд. 5 Инструкции № 6):

  • вручения нарушителю;
  • обжалования (уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения).

Этот срок отсчитывается со дня, когда лицо, относительно которого вынесено постановление, узнало о нем, а следовательно, имело право обжаловать постановление в установленные сроки (в течение 10 дней). Поэтому 15 дней дается для того, чтобы должностное лицо уплатило добровольно штраф или начало процесс обжалования.

Важно! Не подлежит принудительному исполнению постановление, которое не было обращено к исполнению в течение 3 месяцев со дня вынесения (п. 6 разд. 5 Инструкции № 6). Обратиться к исполнителю может инспектор/представитель органа, который привлекал лицо к ответственности.

Выводы

По результатам проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, который в последний день подписывается им и субъектом проверки. Один экземпляр акта выдается на руки представителю предприятия. На основании акта, в котором зафиксированы нарушения СХ, которые обоснованно являются основанием для полной или частичной остановки производства/изготовления, реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг, инспектор имеет право обратиться в общие сроки в административный суд. Для принятия других мер инспектор может составить предписание об устранении нарушений, которое является обязательным к исполнению.

Также инспектор имеет право привлечь должностное лицо СХ к админответственности, о чем составляется протокол по форме, приведенной в Инструкции № 6. В 15-дневный срок со дня получения протокола и других материалов дела начинается рассмотрение админдела. На основании протокола инспектор рассматривает дело и выносит постановление о наложении админвзыскания или закрытии дела.

Обжаловать постановление может прокурор, лицо, относительно которого оно вынесено, а также потерпевший. Жалоба подается в течение 10 дней со дня ее вынесения инспектору высшего уровня или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке КАС, с учетом положений КУоАП. Даже при небольшом штрафе следует подумать об обжаловании, ведь в дальнейшем факт нарушения может стать основанием для привлечения лица к более серьезной ответственности (уголовной).

Источник: "Баланс-Агро" № 32, который вышел из печати 27.08.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!