Принимаем на работу лиц с инвалидностью

Акценты этой статьи:
- когда у работодателя возникает обязанность создавать рабочие места для лиц с инвалидностью;
- какие документы запросить при трудоустройстве и как правильно оформить работника, имеющего инвалидность;
- какие установлены льготы для работающих лиц с инвалидностью.
Что следует знать работодателю
Начнем с определения из ст. 2 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защиты лиц с инвалидностью» (далее – Закон № 875). Из этого определения мы узнаем, что инвалидность – это стойкое расстройство функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению жизнедеятельности лица с инвалидностью. По этой причине государство обязано создать условия для реализации прав такого лица наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту.
В частности, государство требует, чтобы создавались рабочие места для лиц с инвалидностью. Но прежде чем оформить на работу таких лиц, работодатель должен убедиться, что данная работа не противопоказана им по состоянию здоровья. Для этого следует запросить у кандидата на должность документ, подтверждающий факт инвалидности. В этом документе будут указаны рекомендации относительно условий и характера работы.
Важное правило! Согласно ч. 6 ст. 24 КЗоТ, запрещается заключать трудовой договор с гражданином, которому, согласно медицинскому заключению, предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья. |
Инвалидность и степень утраты здоровья совершеннолетних больных устанавливается медико-социальными экспертными комиссиями (далее – МСЭК) в результате проведения соответствующей экспертизы (ст. 7 Закона от 06.10.05 г. № 2961-IV, далее – Закон № 2961).
Документом, подтверждающим инвалидность, а также содержащим заключение МСЭК относительно условий и характера работы, является справка МСЭК (форма утверждена приказом Минздрава от 30.07.12 г. № 577).
Какие льготы установлены для работников с инвалидностью
Действующее законодательство устанавливает ряд льгот для работающих лиц с инвалидностью, в частности:
- лицо с инвалидностью может работать на условиях как полного, так и неполного рабочего времени. По его просьбе работодатель обязан установить неполное рабочее время и создать другие льготные условия труда (ст. 172 КЗоТ);
- лицу с инвалидностью, направленному на работу в соответствии с рекомендациями МСЭК, не может быть установлен испытательный срок при приеме на работу (ч. 3 ст. 26 КЗоТ);
- сверхурочная работа и работа в ночное время допускается лишь при согласии работника с инвалидностью – при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям, изложенным в справке МСЭК (ст. 55, 63 КЗоТ);
- работникам с инвалидностью I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней; с инвалидностью III группы – 26 календарных дней (ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504). При этом в первый год работы отпуск полной продолжительности может предоставляться таким лицам и до истечения 6 месяцев непрерывной работы (по заявлению работника) (ст. 10 Закона № 504);
- работники с инвалидностью I и II групп имеют право на отпуск без сохранения зарплаты продолжительностью до 60 календарных дней ежегодно; с инвалидностью III группы – продолжительностью до 30 календарных дней ежегодно (п. 6 и 7 ч. 1 ст. 25 Закона № 504).
Как выполнить норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью
Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее – норматив) предусмотрен ст. 19 Закона № 875. Этот норматив обязаны выполнять работодатели (как предприятия, так и физлица, использующие наемный труд), у которых численность основных работников составляет не менее 8 человек.
В ст. 19 Закона № 875 сказано, что если по основному месту работы оформлено:
- от 8 до 25 человек – работодатель должен принять на работу одно лицо с инвалидностью;
- более 25 человек – норматив составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.
Имейте в виду! Как только численность основных сотрудников достигнет 8 человек, работодатель обязан зарегистрироваться в Фонде соцзащиты инвалидов (далее – Фонд). Это нужно сделать с 1 января до 1 февраля следующего года. |
Если работодатель не зарегистрировался в соответствующем отделении Фонда, он может сделать это непосредственно перед подачей Отчета (письмо Фонда от 16.05.08 г. № 1/6-155/06). Действующим законодательством не предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков регистрации.
В каком случае норматив считается выполненным?
Норматив считается выполненным, если для лица с инвалидностью место работы является основным (с ведением трудовой книжки), а не работой по совместительству (см. письмо Фонда от 12.09.16 г. № 1/6-690/04). При этом не имеет значения:
- достиг такой работник пенсионного возраста или нет (см. письмо Фонда от 15.09.06 г. № 06ю-251/1657-327/2);
- какая ему установлена продолжительность рабочего времени (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя) (см. письмо Фонда от 08.08.07 г. № 1/8-81).
Когда надо отчитываться за выполнение норматива?
Ежегодно до 1 марта в Фонд подается отчет за прошедший год – по форме № 10-ПІ (річна) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда и соцполитики от 10.02.07 г. № 42.
Какие санкции грозят работодателю за невыполнение норматива?
За невыполнение установленной квоты по трудоустройству лиц с инвалидностью работодателю грозят административно-хозяйственные санкции в виде штрафа, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, если у него работают:
- от 8 до 15 человек – штраф составит половину средней годовой заработной платы за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое им;
- более 15 человек – штраф ежегодно взимается в размере средней годовой зарплаты за каждое рабочее место, не занятое лицом с инвалидностью.
Сделайте все правильно! Сумма административно-хозяйственных санкций рассчитывается и уплачивается работодателем самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором не выполнен норматив. |
Если работодатель в установленный срок самостоятельно не уплатит сумму финансовых санкций, его ждет начисление пени за каждый день просрочки в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты. Пеня начисляется на полную сумму недоимки.
Кроме того, за невыполнение норматива установлена административная ответственность в виде штрафа, который налагается на должностных лиц предприятия и на работодателя-предпринимателя в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.) (по ст. 1881 КУоАП).
Как оформить на работу лицо с инвалидностью
Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу. В таком заявлении следует указать дату приема, должность, а также вид работы (основная или по совместительству).
Напоминаем! Совместители не учитываются для целей выполнения норматива. |
Вместе с заявлением кандидат на должность подает общие документы для приема на работу, а именно:
- паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
- трудовую книжку (если это не первое место работы);
- документ об образовании (при необходимости);
- справку органа ГФС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
- справку МСЭК о присвоении соответствующей группы инвалидности;
- индивидуальную программу реабилитации, выдаваемую МСЭК (работодатель определяет возможность и условия выполнения конкретной работы лицом с инвалидностью) (ст. 23 Закона № 2961).
Будьте бдительны! Особое внимание следует обратить на противопоказания, установленные МСЭК. Не содержат ли они запрета на выполнение работы, для которой вы нанимаете работника с инвалидностью? |
Шаг 2. Издание приказа о приеме на работу и уведомление органа ГФС о приеме работника. С приказом работника следует ознакомить под подпись.
Важный нюанс! Мы уже сказали, что если лицо с инвалидностью направляется на работу по рекомендациям МСЭК, то испытательный срок при приеме на работу ему не устанавливается (ч. 3 ст. 26 КЗоТ). А вот если он самостоятельно трудоустраивается, тогда ему можно установить испытательный срок. |
Шаг 3. Ознакомление работника с внутренними документами и проведение инструктажей в соответствии со ст. 29 КЗоТ.
Шаг 4. Оформление кадровых документов. На основании приказа о приеме на работу:
- вносится запись в трудовую книжку работника. Не забывайте, что наименование должностей (профессий) должно соответствовать Классификатору ДК 003:2010;
- заполняется личная карточка работника по типовой форме № П-2, утвержденной совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.09 г. № 495/656.
Выводы
Если у работодателя по основному месту работы оформлено 8 и более наемных работников, то он обязан создавать рабочие места для лиц с инвалидностью. Для того чтобы норматив по трудоустройству инвалидов считался выполненным, работодателю необходимо принимать лиц с инвалидностью по основному месту работы, а не по совместительству.
При оформлении трудовых отношений следует запросить у лица с инвалидностью справку МСЭК и убедиться, что она не содержит ограничений на работу, которую придется выполнять этому лицу.
Прием на работу лица с инвалидностью оформляется в общем порядке, путем издания приказа о приеме на работу и уведомления органа ГФС о приеме нового работника.
Источник: "Баланс" № 74-75, которыйф вышел из печати 17.09.18 г.