Предприниматель и платежный терминал

Применение предпринимателем в своей деятельности платежных терминалов (далее – ПТ) имеет свои особенности. Из этой статьи вы узнаете, надо ли предпринимателю устанавливать ПТ в случае применения нефискального РРО, как определить налогооблагаемый доход при проведении расчетов через ПТ, в течение какого времени банк должен зачислить на текущий счет предпринимателя выручку от продажи.
Когда предприниматель должен устанавливать ПТ
Требование к продавцу о предоставлении возможности покупателю рассчитаться с помощью электронного платежного средства (далее – ЭПС) установлено Законами от 12.05.1991 № 1023-XII и от 05.04.2001 № 2346-III (далее - Закон № 1023 и № 2346).
В чем суть этого требования?
Во-первых, потребитель имеет право на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время и на свободное использование платежных карточек с учетом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчетов, установленных законодательством Украины (ч. 2 ст. 17 Закона № 1023). При этом продавцу прямо запрещено каким-либо способом ограничивать право покупателя использовать ЭПС при расчетах, если он обязан согласно законодательству принимать их к оплате.
Во-вторых, субъекты хозяйствования (далее – СХ) обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями ЭПС расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины. Требования к СХ относительно приема для расчетов ЭПС, к которым относятся и платежные карточки, при продаже товаров (услуг) определяет Кабмин (п. 14.19 Закона № 2346).
ПТ обязаны устанавливать СХ (в т. ч. субъекты малого предпринимательства), которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и в соответствии с законом используют РРО (п. 1 постановления КМУ от 29.09.2010 № 878, далее - Постановление № 878).
Исключений для предпринимателей, в том числе и для единщиков, нет. В то же время предприниматель, который производит расчеты через РРО, может воспользоваться общей льготой, предусмотренной п. 2 Постановления № 878. А именно: СХ, которые осуществляют хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек, освобождены от установки ПТ.
Предприниматель при проведении расчетов применяет программный РРО (далее – ПРРО). Обязан ли он иметь ПТ?
Считаем, что в этом случае должны работать те же правила, которые предусмотрены для РРО. Ведь у РРО и ПРРО одинаковая функция – регистрация расчетных операций. А значит, при использовании ПРРО должен быть и ПТ.
Хотя, если подойти к вопросу формально, в Постановлении № 878 сказано о применении терминала вместе с РРО, а не c ПРРО. Но, учитывая сумму штрафов (см. далее), рекомендуем устанавливать терминал и для проведения расчетов через ПРРО.
Кто из предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязан применять РРО или ПРРО?
Применять РРО или ПРРО обязаны предприниматели на общей системе налогообложения, которые производят расчетные операции (ст. 3 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР, далее - Закон № 265). Исключение составляют случаи, определенные в ст. 9 и 10 Закона № 265.
Что касается предпринимателей-единщиков, то:
1) единщики первой группы освобождены от применения РРО/ПРРО;
2) единщики второй – четвертой групп, которые производят расчетные операции, должны применять РРО в 2021 году в случаях, установленных п. 61 подразд. 10 разд. ХХ НК, то есть когда они:
- превысили льготный предел дохода (1 320 000 грн) за этот календарный год;
- торгуют технически сложными бытовыми товарами, лекарствами, изделиями медназначения, оказывают платные медицинские услуги;
- реализуют ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Обратите внимание! С 1 января 2022 года все единщики второй – четвертой групп обязаны применять РРО/ПРРО на общих основаниях. И те из них, кому придется применять РРО/ПРРО, должны будут установить ПТ для работы в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек. |
К сведению: предприниматель, освобожденный от обязанности устанавливать ПТ, может сделать это самостоятельно для удобства расчетов с клиентами.
Обязательно ли устанавливать терминал, если предприниматель осуществляет расчеты через расчетные книжки и КУРО?
Нет, не обязательно. Предприниматель в таком случае может обойтись без ПТ. Ведь согласно п. 1 Постановления № 878 терминал устанавливают СХ, которые используют при проведении расчетов именно РРО. А расчетные книжки и КУРО в этом пункте не упоминаются.
Единщик при расчетах с покупателями применяет нефискальный РРО. Должен ли он устанавливать ПТ?
Повторим: иметь ПТ должны те СХ, которые согласно Закону № 265 используют РРО. Налоговики считают, что ПТ надо устанавливать даже с нефискальным РРО (письмо Миндоходов и сборов от 26.02.2014 № 3737/6/99-99-18-03-01-15). С таким подходом трудно спорить. Действительно, при буквальном прочтении нормы п. 1 Постановления № 878 приходится признать, что обязанность установить терминал не зависит от того, в каком режиме используется РРО – фискальном или нефискальном. Чтобы вас не оштрафовали за отсутствие ПТ (см. ниже), рекомендуем его установить.
Как определить необходимое количество ПТ?
Согласно п. 1 Постановления № 878 количество ПТ должно составлять не менее 50 % количества РРО. Значит, при использовании одного или двух РРО/ПРРО надо установить один терминал, на три РРО/ПРРО приходится два терминала и т. д.
В одном магазине торгуют два предпринимателя. Могут ли они установить один ПТ на двоих?
Считаем, что могут. Однако условие о совместном пользовании должно быть закреплено в договоре с банком-эквайером. В таком случае будет считаться, что каждый предприниматель установил ПТ. Но каждый из них должен получать деньги от покупателей на свой текущий счет. Отметим, что налоговики в ИНК ГФС от 23.04.2021 № 1698/ІПК/99-00-07-05-01-06 рекомендовали предпринимателю обратиться за разъяснением по данному вопросу в НБУ.
Как установить ПТ
Чтобы предприниматель смог работать через ПТ, он должен заключить договор с банком, который будет обслуживать такие платежи и зачислять деньги на его текущий счет. В данном случае предприниматель выступает в роли торговца, а банк является эквайером.
Торговец – это субъект предпринимательской деятельности, который согласно договору с эквайером или платежной организацией принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью оплаты товаров или услуг, включая услуги по выдаче наличных средств (п. 1.42 Закона № 2346).
Эквайером называется юрлицо, которое осуществляет операции эквайринга (п. 1.8 Закона № 2346). Эквайринг – это услуга технологического, информационного обслуживания расчетов по операциям, которые осуществляются с использованием ЭПС (п. 1.9 Закона № 2346).
Договор эквайринга, который заключается между банком-эквайером и торговцем, должен содержать (п. 4 разд. V Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 05.11.2014 № 705, далее - Положение № 705):
- наименование платежных систем, ЭПС которых принимаются торговцем к оплате, и типы ЭПС с определением признаков их платежности;
- порядок оформления документов по операциям с использованием ЭПС;
- порядок и сроки расчетов эквайера с торговцем;
- размер комиссионного вознаграждения, которое торговец платит эквайеру за расчетное обслуживание;
- процедуры безопасности, которые должен соблюдать торговец при приеме платежей с использованием ЭПС и передаче данных эквайера о проведенных операциях;
- другие условия в соответствии с законодательством Украины или по усмотрению эквайера и торговца.
Работа с ПТ
Если покупатель хочет рассчитаться с помощью ЭПС, необходимо инициировать платеж. ПТ считывает информацию, которая идентифицирует держателя ЭПС. При этом осуществляется:
- авторизация держателя карточки (получение разрешения на проведение платежной операции от банка-эмитента);
- отправка соответствующего кода обратно на терминал через банк-эквайер.
Если разрешение получено, тогда:
- на терминал приходит код авторизации;
- распечатывается квитанция, содержащая необходимые реквизиты и сумму транзакции;
- покупателю выдается товар, чек и один экземпляр квитанции ПТ. Второй экземпляр квитанции остается у кассира;
- списываются средства со счета клиента и зачисляются средства на текущий счет торговца.
Если разрешение не получено, на терминал приходит цифровой код отказа с указанием стандартной причины отказа и транзакция не проводится.
Когда можно не выдавать квитанцию в бумажном виде?
Бумажные документы по операциям с использованием ЭПС могут не оформляться по месту проведения операции, если расчеты за товары (услуги) осуществляются держателем на сумму до 20 НМДГ (340 грн) или если такое правило предусмотрено правилами соответствующей платежной системы либо держатель отказался от получения таких документов (п. 4 разд. VII Положения № 705).
Документы по операциям с применением ЭПС могут составляться в электронной форме, если это операции в сфере электронной коммерции и системах дистанционного обслуживания. Но только при условии их доставки пользователю.
Какие реквизиты должна содержать квитанция терминала?
Квитанция терминала должна содержать следующие обязательные реквизиты (п. 8 разд. VII Положения № 705):
- наименование платежной системы;
- идентификатор эквайера и торговца или другие реквизиты, позволяющие их идентифицировать;
- идентификатор платежного устройства;
- дату и время совершения операции;
- сумму и валюту сделки;
- сумму комиссионного вознаграждения;
- реквизиты ЭПС, разрешенные правилами безопасности платежной системы;
- вид операции;
- код авторизации или другой код, идентифицирующий операцию в платежной системе.
На заметку! Правила платежных систем и/или внутрибанковские правила могут предусматривать другие дополнительные реквизиты документов по операциям с использованием ЭПС. |
Когда банк должен зачислить выручку на счет предпринимателя?
Банк обязан зачислить деньги по транзакции, проведенной в течение операционного времени банка, в тот же день, а по транзакции, проведенной в послеоперационное время, – на следующий день (п. 8.1 Закона № 2346). Межбанковский перевод выполняется в срок до трех операционных дней (п. 8.3 Закона № 2346). Конкретные сроки зачисления денежных средств указываются в договоре эквайринга с банком (п. 8.4 Положения № 705).
Если деньги не поступили в указанные договором сроки, то причиной может быть проверка правомерности операции или опротестование перевода держателем карточки со стороны банка-эмитента или платежной организацией платежной системы.
Срок, на который банк вправе приостановить перевод средств, не может превышать 90 дней, если иное не установлено правилами платежной системы. Если выяснится, что перевод был правомерным, то эквайер обязан завершить его и уплатить получателю пеню в размере 0,1 % суммы платежа за каждый день приостановки (если договором не предусмотрен больший размер пени) (п. 37.1 Закона № 2346).
Как оформить возврат денег покупателю?
Если покупатель возвращает товар, за который он расплатился с помощью платежной карточки, рекомендуем продавцу вернуть ему деньги тоже на карточку, то есть на его текущий счет в банке, а не наличными. Такого же мнения придерживаются и налоговики: согласно ст. 2 Закона № 265 возврат должен производиться в той же форме (безналичной, наличной), что и продажа (ОИР, категория 109.02; ИНК ГФС от 14.04.2020 № 1513/6/99-00-05-04-01-06/ІПК).
Операция возврата денег проводится через ПТ. При этом распечатывается квитанция с видом операции «возврат» и деньги зачисляются на карточку покупателя за счет денежных средств торговца (сроки и условия возврата денег торговцу оговариваются с банком в договоре эквайринга).
На какую сумму можно провести расчеты через терминал?
Эта сумма не ограничена. То есть через ПТ можно оплатить товар на любую сумму (в т. ч. более 50 000 грн). Аргумент: ограничения, установленные п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148, распространяются только на наличные расчеты.
Как определить доход предпринимателя при проведении операций через ПТ
При осуществлении расчетов за товары (услуги) с использованием ПТ доходом единщика первой – третьей групп считается вся сумма, поступившая на его счет (ОИР, категория 107.04; ИНК ГФС от 01.03.2019 № 845/6/99-99-13-01-03-15/ІПК).
Если покупатель рассчитывается карточкой, предприниматель имеет дело с безналичными расчетами. Соответственно, датой возникновения дохода будет дата поступления денег на текущий счет (п. 292.6 НК).
Например, единщик второй группы провел оплату товара покупателем через терминал 30 декабря, а на счет деньги поступили только 3 января следующего года. В данном случае в доход такая сумма попадет уже в следующем году. В декларацию единщика за текущий год эту сумму не включают. В аналогичной ситуации единщик третьей группы включает такие суммы в доход за I квартал следующего года.
У предпринимателя на общей системе налогообложения НДФЛ облагается чистый доход (выручка минус документально подтвержденные расходы, связанные с хоздеятельностью) (п. 177.2 НК).
Учет доходов и расходов физлицами-предпринимателями осуществляется по типовой форме, утвержденной приказом Минфина от 13.05.2021 № 261. Исходя из этого налоговики разъясняют, что в графе 2 этой формы доход отражается по итогам дня на основании информации в фискальных чеках (ОИР, категория 104.08). То есть дата признания дохода определяется по дате успешной авторизации карточки покупателя, а не по факту поступления денег на текущий счет предпринимателя.
Размер комиссии банка-эквайера включается в расходы (пп. 177.4.4 НК) и отражается в графе 9 упомянутой формы. Документом, подтверждающим расходы, в данном случае будет банковская выписка.
Ответственность за неустановку терминала
За ограничение права потребителя рассчитаться в безналичной форме СХ грозит штраф в размере 8 500 грн (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023).
Но это еще не все. За несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности проводить расчеты за товары (услуги) с использованием ЭПС на предпринимателей и должностных лиц предприятия налагается административный штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (1 700 до 3 400 грн), а в случае повторного нарушения в течение года – в размере от 500 до 1 000 НМДГ (8 500 до 17 000 грн) (ч. 1 ст. 163-15 КУоАП).
Источник: Практическое руководство № 23 «Операции с пластиковыми карточками»