Подарок или взятка: тонкая грань. Как не ошибиться?
Из этой консультации вы узнаете, как отличить подарок от взятки, как действовать, если вам предлагают взятку, какую ответственность несет лицо в случае получения взятки вопреки действующему законодательству?
Вопросы - ответы
Что такое подарок в понимании Закона?
Поступая на государственную службу, лицо, кроме прав и обязанностей государственного служащего, сознательно и добровольно принимает установленные законодательством антикоррупционные ограничения и запреты и обязуется неуклонно их соблюдать, избегая действий, которые могут рассматриваться как основание подозревать его в коррупции. Однако так часто бывает, что на праздник или даже просто от чистого, как говорят, сердца должностному лицу приносят подарок. Как же отличить подарок от взятки? Между этими понятиями очень тонкая грань. И законодательством установлены четкие критерии. Объясним это подробнее.
Получение подарков может быть предпосылкой совершения коррупционных действий и связанных с коррупцией правонарушений. Ведь должностное лицо использует свои властные полномочия в пользу третьих лиц или непосредственно так называемых дарителей.
Одним из законодательно установленных ограничений для лиц, уполномоченных на исполнение функций государства (госслужащих), является ограничение относительно получения подарков (пожертвований).
Толкование термина «подарок» содержится в ст. 1 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700):
- подарок – это денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые предоставляют/получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной;
- рыночная цена – доминирующая на рынке в соответствующем временном отрезке цена на товар (услуги, работы). Она устанавливается непосредственно на свободном конкурентном рынке под влиянием соотношения спроса и предложения.
Что может выступать в качестве подарка?
Согласно ст. 718 Гражданского кодекса подарком могут быть движимые вещи, в частности деньги и ценные бумаги, а также недвижимые вещи. Подарком могут быть также имущественные права, которыми уже владеет даритель или которые могут возникнуть в будущем.
Кроме того, подарком считаются и разные виды имущественных прав, а также ювелирные украшения, культурные ценности, транспортные средства, компьютерная и бытовая техника, мебель, оружие, талоны на топливо, туристические путевки, билеты на развлекательные мероприятия, на проезд в самолете и т. п.
Для большинства лиц принять подарок – вполне обычное и приятное дело. Однако получение подарка лицами, уполномоченными на исполнение функций государства или местного самоуправления, и лицами, которые для целей Закона № 1700 приравниваются к таким лицам, может повлиять на принятие ими определенных решений, которые противоречат интересам государства.
Что может получить госслужащий в качестве подарка, а что нет?
В ст. 23, 24 Закона № 1700 четко определены правила и ограничения относительно получения подарков госслужащими.
В частности, запрещается:
- непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких лиц от юридических или физических лиц в связи с осуществлением такими лицами деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;
- непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких лиц от юридических или физических лиц, если лицо, которое дарит, находится в подчинении такого лица;
- принимать подарки, стоимость которых превышает один прожиточный минимум (далее – ПМ), установленный для трудоспособных лиц на день приема подарка, единовременно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, превышает два размера ПМ, установленного для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором приняты подарки.
Согласно абзацу четвертому ст. 7 Закона от 14.11.19 г. № 294-IX «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» ПМ для трудоспособных лиц в этом году составляет:
- с 1 января – 2 102 грн;
- с 1 июля – 2 197 грн;
- с 1 декабря – 2 270 грн.
Обращаем внимание! Совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) на протяжении 2020 года, не должна превышать 4 204 грн. |
Предусмотренное ограничение относительно стоимости подарков не распространяется на подарки, которые:
- дарятся близкими лицами;
- получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, выигрыши, призы, премии, бонусы.
Близкие лица – это члены семьи субъекта, указанного в ч. 1 ст. 3 этого Закона № 1700, а также муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной и двоюродный брат, родная и двоюродная сестры, родной брат и сестра жены (мужа), племянник, племянница, родной дядя, родная тетка, дед, бабушка, прадед, прабабка, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тест, теща, свекор, свекровь, отец и мать жены (мужа) сына (дочери), усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, которое находится под опекой или попечительством указанного субъекта (ст. 1 Закона № 1700).
К личным могут быть отнесены подарки, полученные от близких лиц, давних друзей и хороших знакомых, которые дарят их по случаю, например, дня рождения, юбилея или общепризнанного праздника (Новый год, Международный женский день, День защитника Украины и т. п.) при условии, что их дары не будут влиять на принятие лицами, уполномоченными на исполнение функций государства или местного самоуправления, отдельными приравненными к ним лицами неправомерных решений или не будут создавать впечатления, что это может влиять на их решение.
Если стоимость подарка от близкого лица превышает:
- 5 ПМ (10 510 грн), то он должен быть отражен в ежегодной декларации;
- 50 ПМ (105 100 грн), о его получении надо указать в уведомлении о существенных изменениях в имущественном состоянии.
Как следует поступить, если подарок предлагают с корыстной целью?
Лица, уполномоченные на исполнение функций государства или местного самоуправления, приравненные к ним лица в случае поступления предложения относительно неправомерной выгоды или подарка, несмотря на частные интересы, обязаны безотлагательно принять следующие меры:
- отказаться от предложения;
- по возможности идентифицировать личность, сделавшую предложение;
- привлечь свидетелей, если это возможно, в частности среди сотрудников;
- письменно уведомить о предложении непосредственного руководителя (при наличии) или руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции.
Согласно ч. 2 ст. 52 Закона № 1700 получение дохода, приобретение имущества или осуществление расходов на сумму, превышающую 105 100 грн, является существенным изменением в имущественном состоянии субъекта декларирования. В десятидневный срок с момента получения дохода, приобретения имущества или осуществления расходов субъект декларирования обязан уведомить об этом НАПК путем подачи уведомления о существенных изменениях в имущественном состоянии в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления.
Эта норма применяется к субъектам декларирования, которые:
- являются служебными лицами, занимающими ответственное и особо ответственное положение (перечень таких лиц приведен в примечании к ст. 50 Закона № 1700);
- занимают должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков (перечень этих должностей утвержден решением НАПК от 17.06.16 г. № 2).
Какая ответственность предусмотрена за получение взятки?
Вопросы нарушения установленных законом ограничений и запретов относительно получения подарков должностными лицами в Украине регулируются нормами КУоАП (ст. 1725) и Закона № 1700.
За нарушение ограничений, предусмотренных ст. 23 Закона № 1700, ст. 1725 КУоАП, могут применяться следующие административные взыскания:
1. За первое нарушение установленных норм – штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). За повторное нарушение в течение года – штраф в размере от 100 до 400 НМДГ (от 1 700 до 6 800 грн) с конфискацией подарка и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год.
2. За совершение действий или принятие каких-либо решений в пользу лица, которое подарило подарок, ст. 1727 КУоАП предусмотрены:
- штраф в размере от 100 до 800 НМДГ (от 1 700 до 13 600 грн);
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год.
Получение неправомерной выгоды за совершение или несовершение действий с использованием служебного положения (полномочий) является преступлением, которое наказуется согласно ст. 368 Уголовного кодекса, а именно:
- штрафом в размере от 1 000 до 1 500 НМДГ (от 17 000 до 25 500 грн);
- арестом на срок от 3 до 6 месяцев;
- лишением свободы на срок от 2 до 12 лет;
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет;
- конфискацией имущества.
Выводы
Чтобы не иметь проблем в виде протокола об административном или/и уголовном правонарушении, госслужащие должны соблюдать требования действующего антикоррупционного законодательства и не пересекать тонкую границу между подарком и взяткой.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 28, который выходит из печати 06.07.20 г.