От микро к крупному: выбираем категорию предприятия
60143b633ff54.jpg)
Категория предприятия и учетные последствия
Напомним, что с 1 января 2018 года все предприятия (кроме бюджетных учреждений) для целей бухучета (и не только) делятся на четыре категории: микропредприятия, малые, средние и крупные предприятия.
Размер предприятия определяется критериями, установленными ч. 2 ст. 2 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996).
Важно знать, к какой именно размерной категории принадлежит ваше предприятие. Это нужно для того, чтобы определить: в каком составе и по какой форме вы должны подавать финотчетность, обязано ли ваше предприятие создавать резервы в учете и проводить переоценку необоротных активов, обнародовать свою финотчетность и применять международные стандарты.
Например, согласно п. 7 НП(С)БУ 25, микропредприятия (в отличие от остальных предприятий) имеют право:
- отражать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки по справедливой стоимости;
- не создавать обеспечения под будущие расходы и платежи (на выплату отпускных, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;
- включать в итог баланса фактическую сумму текущей дебиторской задолженности (т. е. не создавать резерв сомнительных долгов).
Критерии для определения размерной категории предприятия и обязанности такого предприятия, вытекающие из принадлежности к определенной категории, приведем в таблице.
Критерии, категория предприятия и обязанности
№ |
Наименование |
Размерная категория предприятия (ч. 2 ст. 2 Закона № 996) |
|||
Микро |
Малое |
Среднее |
Крупное |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Балансовая стоимость активов*, евро/грн** |
До 350 000/ |
До 4 000 000/ |
До 20 000 000/ |
Более |
2 |
Чистый доход от реализации***, евро/грн** |
До 700 000/ |
До 8 000 000/ |
До 40 000 000/ |
Более |
* Показатель стр. 1300 формы № 1, № 1-м, № 1-м.** Показатель стр. 2000 формы № 2, № 2-м, № 2-мс.*** Для расчета критерия, установленного в евро, применяется официальный курс гривни (средний за период), рассчитанный на основании курсов НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года (п. 2 ст. 2 Закона № 996). Для справки. В таблице приведены числовые значения критериев в гривнях для 2020 года исходя из среднего курса евро в 2020 году – 30,79 грн за 1 евро (https://bank.gov.ua/markets/exchangerate-chart). Эти критерии применяются при определении категории предприятия в 2021 году. |
|||||
3 |
Среднее количество работников*, чел. |
До 10 |
До 50 |
До 250 |
Более 250 |
4 |
Формы финотчетности (пп. 1, 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25, НП(С)БУ 1, приказ Минфина |
№ 1-мс, |
№ 1-м, № 2-м, ежеквартально |
№ 1 и № 2 (промежуточная |
|
5 |
Подача налоговой отчетности только в электронной форме (п. 49.4 Налогового кодекса, далее – НК) |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
6 |
Обязанность составлять финотчетность по международным стандартам (ст. 1, ч. 2 ст. 121 Закона № 996) |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
7 |
Обязанность обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 14 Закона № 996) |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
* Этот показатель рассчитывается в порядке, который установлен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики (сноска «1» к соответствующей строке формы № 1). Здесь речь идет об Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286. Как определить среднее количество работников, разъясняется в разд. 3 данной Инструкции. |
Как определить категорию предприятия?
Когда будете «примерять» размерные критерии, чтобы определить категорию своего предприятия, ориентируйтесь на правила, установленные ч. 2 ст. 2 Закона № 996.
Правило 1. Для соответствия определенной категории показатели предприятия должны отвечать как минимум двум из трех установленных критериев (см. строки 1–3 таблицы выше). Подсказку, как определить категорию в сложных случаях, можно найти в Информационном сообщении Минфина от 12.11.18 г. .
Правило 2. Предприятие не считается:
- малым – если оно соответствует критериям микропредприятия;
- средним – если оно соответствует критериям малого предприятия;
- крупным – если оно соответствует критериям среднего предприятия.
Правило 3. Для определения категории предприятия в отчетном году берут показатели финотчетности предприятия за год, предшествующий отчетному году (но с оглядкой на правило 5 – см. ниже).
Отметим, что для определения категории предприятия в 2018 году нужно было ориентироваться только на показатели годовой финотчетности за 2017 год (см. письмо Минфина от 04.07.19 г. № 35210-01-2/17297). Например, согласно показателям финотчетности за 2017 год, предприятие относилось к категории микро. А по данным финотчетности за 2018 год оно уже отвечало критериям малого предприятия. Однако в соответствии с правилом 3 предприятие должно было отчитаться за этот год как микропредприятие по формам № 1-мс, № 2-мс. Показатели финотчетности 2018 года учитывались при определении категории предприятия в 2019 году. |
Правило 4. Вновь созданные предприятия для определения своего размера применяют показатели из первой годовой финансовой отчетности. То есть предприятие, созданное в 2020 году, определяет свою размерную категорию по данным финотчетности за 2020 год.
Например, предприятие создано в феврале 2020 года. Согласно показателям финотчетности за 2020 год оно является малым. Поэтому и в 2021 году оно будет считаться малым предприятием, даже если показатели его финотчетности за 2021 год будут подпадать, например, под категорию микропредприятия (см. правило 3).
Правило 5. Если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует приведенным критериям, оно относится к соответствующей категории предприятий.
Как вы наверняка отметили, формулировка данной нормы Закона довольно расплывчатая. И, на наш взгляд, требует дополнительных разъяснений от специалистов Минфина.
Так как же применять на практике правило 5?
На сегодня из разъяснений Минфина по данному вопросу в общем доступе есть, например, письмо от 23.03.20 г. № 35210-06-5/8860 (далее – Письмо № 8860). В этом письме Минфин разъяснил следующее.
Если предприятие согласно показателям годовой финотчетности за 2017 год отвечало критериям, установленным для среднего предприятия, то для целей Закона № 996 такое предприятие считается средним на протяжении двух следующих лет – 2018 и 2019 годов. Но если такое предприятие по результатам показателей годовой финотчетности за 2018 и 2019 годы фактически отвечает критериям крупного предприятия, то оно переходит в категорию крупных с 01.01.20 г.
Далее Минфин напоминает, что крупные предприятия представляют общественный интерес, поэтому обязаны составлять финотчетность по международным стандартам. При этом датой перехода на МСФО будет 01.01.20 г. А начиная с 01.01.21 г. такое предприятие должно составлять промежуточную и годовую финотчетность за 2021 год согласно МСФО.
На основании разъяснений из Письма № 8860, а также устных консультаций специалистов законодательного органа сформулируем наше понимание сути правила 5.
Допустим, показатели финотчетности предприятия за отчетный год соответствуют определенной категории. При этом в течение двух последующих лет категория предприятия остается неизменной, как бы ни менялись показатели его финотчетности. Однако если в течение этих двух лет показатели годовой финотчетности предприятия будут отвечать:
- одной и той же категории (отличной от первоначальной) – то начиная с третьего отчетного года предприятию будет присвоена новая соответствующая категория;
- разным категориям – тогда предприятие останется в своей первоначальной категории.
Подытожим! Предприятию как бы дается два года на то, чтобы окончательно определиться со своей категорией. И для перехода в новую категорию предприятию надо в течение двух лет подряд соответствовать критериям именно этой новой категории. |
Покажем на примерах, как определить категорию предприятия согласно правилу 5, в нашем понимании.
Пример 1
Согласно показателям финотчетности за 2017 год предприятие относилось к категории микропредприятий. При этом по данным финотчетности по состоянию:
- на 31.12.18 г. – предприятие отвечало критериям малого предприятия. Но согласно правилу 3 оно отчиталось за 2018 год как микропредприятие, подав формы № 1-мс, № 2-мс;
- на 31.12.19 г. – предприятие соответствовало критериям среднего предприятия. Но согласно правилу 5 в 2019 году оно еще считалось микропредприятием. Поэтому предприятие должно было составить финотчетность за 2019 год по формам № 1-мс, № 2-мс;
- на 31.12.20 г. – предприятие соответствует критериям среднего предприятия. При этом в течение двух последовательных лет (2018-й и 2019-й) показатели финотчетности предприятия не соответствовали какой-либо одной категории (либо малое, либо среднее предприятие). Поэтому, согласно правилу 5, в 2020 году предприятие продолжает считаться микропредприятием и составляет финотчетность по формам № 1-мс, № 2-мс.
Возникает вопрос:
А в какой же категории предприятие будет в 2021 году?
Показатели финотчетности предприятия два года подряд (2019-й и 2020-й) отвечают критериям, установленным для среднего предприятия. Таким образом, согласно правилу 5, в 2021 году предприятие будет находиться в средней категории.
Пример 2
Согласно показателям финотчетности за 2017 год предприятие относилось к категории микро. При этом по данным финотчетности по состоянию на 31.12.18 г. и на 31.12.19 г. отвечало критериям малого предприятия. Но в соответствии с правилами 3 и 5 оно отчитывалось за эти годы как микропредприятие по формам № 1-мс, № 2-мс.
Здесь ситуация иная, нежели в примере 1. В течение двух последовательных лет (2018-й и 2019-й) показатели финотчетности нашего предприятия соответствовали критериям малого предприятия. Значит, начиная с 2020 года предприятие считается малым, поэтому должно составлять финотчетность по формам № 1-м, № 2-м.
Допустим, что по данным финотчетности за 2020 год предприятие соответствует критериям среднего предприятия. Однако, согласно правилу 5, предприятие по-прежнему будет считаться малым. Ведь не выполняется условие о соответствии показателей финотчетности одному и тому же критерию два года подряд.
Пример 3
Согласно показателям финотчетности за 2017 год предприятие относилось к категории средних. При этом по данным финотчетности по состоянию:
- на 31.12.18 г. – предприятие отвечало критериям малого предприятия. Но в соответствии с правилом 3 оно отчиталось за 2018 год как среднее, подав формы № 1–5;
- на 31.12.19 г. – отвечало критериям микропредприятия. Но «благодаря» правилу 5 в 2019 году предприятие продолжает считаться средним. Поэтому предприятие должно было составить финотчетность за 2019 год по формам № 1–5. И более того, свою финотчетность за 2019 год предприятие должно было обнародовать вместе с аудиторским заключением.
В этом примере в течение 2018 и 2019 годов показатели финотчетности предприятия не соответствовали какой-либо одной категории (либо малое, либо микропредприятие). Поэтому, согласно правилу 5, в 2020 году предприятие продолжает считаться средним и составляет финотчетность по формам № 1–5.
Допустим, что по данным финотчетности за 2020 год предприятие соответствует критериям, установленным для микропредприятия. В таком случае предприятие с 2021 года перейдет в категорию микро. Ведь в течение двух последовательных лет (2019-й и 2020-й) показатели финотчетности нашего предприятия соответствовали критериям микропредприятия.
Внимание! Норму абзаца девятнадцатого ч. 2 ст. 2 Закона № 996 вполне можно толковать и несколько иным образом. |
Так, если в течение двух лет подряд показатели годовой финотчетности предприятия будут отвечать:
- одной и той же категории (отличной от первоначальной) – то начиная с третьего отчетного года предприятию будет присвоена новая соответствующая категория;
- разным категориям – тогда начиная с третьего отчетного года предприятие будет относиться к той категории, которой оно соответствовало во втором (последнем) году.
Именно так эту норму разъясняют отдельные специалисты по бухучету. Однако повторим, что мы руководствовались устными разъяснениями специалистов законодательного органа.
Конечно, последнее слово в этом вопросе остается за Минфином. Поэтому рекомендуем предприятиям, для которых данный вопрос является принципиальным, обратиться за разъяснениями в это министерство. По общим правилам ответ на запрос должен быть получен в течение одного месяца с момента обращения.
Выводы
- Для целей бухучета все предприятия (кроме бюджетных учреждений) могут относиться к микропредприятиям, малым, средним или крупным предприятиям (ч. 2 ст. 2 Закона № 996).
- Чтобы определить свою размерную категорию в отчетном году, предприятие должно руководствоваться показателями финотчетности и пятью правилами, приведенными в ч. 2 ст. 2 Закона № 996.
Источник: "Баланс" № 5-6, который выходит из печати 01.02.21 г.