Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Организация стационарной торговли

October 7, 2019

В консультации расскажем, какие разрешительные и организационные документы понадобятся субъектам хозяйствования (далее – СХ) для осуществления стационарной оптовой и розничной торговли на складе или в магазине независимо от вида товаров (об особенностях организации выездной торговли читайте в материале «Как оформить торговую точку»).

Общие правила

Общие требования к ведению торговой деятельности СХ установлены Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833 (далее - Порядок № 833). Согласно п. 5 Правил № 833 СХ осуществляет торговую деятельность после его госрегистрации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии соответствующих документов разрешительного характера и лицензии.

СХ может осуществлять торговую деятельность (п. 6 Порядка № 833):

  • через торговые объекты оптовой торговли, складское помещение или сеть складов – для оптовой торговли;
  • розничную, мелкорозничную торговую сеть – для розничной торговли;
  • сеть заведений ресторанного хозяйства (рестораны, кафе, кафетерии и т. п.) – для осуществления ресторанного обслуживания.

Порядок организации стационарной торговли

Процедура организации стационарной торговли включает несколько этапов. Остановимся на них подробнее.

Этап 1. Государственная регистрация СХ

Чтобы осуществлять торговую деятельность, необходимо зарегистрироваться как юрлицо (ЧП, ООО, АО и т. д.) или как физлицо-пред­приниматель (далее – предприниматель). Порядок проведения такой госрегистрации регламентируется Законом от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований».

Этап 2. Подача декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства и получение заключения СЭС

Помещение, в котором будет осуществляться торговая деятельность, должно соответствовать установленным санитарным нормам, а техническое состояние помещения (места), здания и оборудования – требованиям нормативно-правовых актов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охраны труда (п. 10 Порядка № 833). Для обеспечения этих требований СХ должен подать декларацию пожарного надзора и получить заключение санитарно-эпидемиоло­гического надзора.

Как подать декларацию по вопросам пожарной безопасности?

СХ имеет право использовать объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения или их части) на основании декларации соответствия материально-технической базы СХ требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (ст. 57 КГЗ). Декларация подается и регистрируется согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440 (далее - Порядок № 440).

Декларация не подается (п. 1 Порядка № 440):

  • при использовании торговых мест, киосков и контейнеров, которые размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора;
  • арендатором объекта недвижимости (лицом, использующим объект недвижимости по гражданско-правовому договору, не предусматривающему перехода права собственности на такой объект) при условии, что декларация на объект недвижимости зарегистрирована его собственником (например, если СХ арендует магазин и собственник этого здания уже подавал декларацию);
  • при использовании объектов, которые в установленном законодательством порядке принимаются в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции, реставрации, капремонта.

СХ может подать декларацию (п. 2 Порядка № 440):

  • либо в бумажном виде, направив ее заказным письмом по месту нахождения объекта недвижимости администратору центра предоставления административных услуг (далее – администратор) или территориальному органу Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС). Если декларация подана непосредственно администратору, в течение одного рабочего дня после поступления она передается им тероргану ГСЧС,
  • либо в электронном виде через Единый государственный портал административных услуг, в частности через интегрированную с ним информационную систему ГСЧС.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 922, электронная декларация подается в орган ГСЧС через личный кабинет путем заполнения шаблона, на который наложена электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) руководителя предприятия. Подача такой декларации через портал http://my.gov.ua осуществляется с помощью сервиса «Заказать услугу» в пять этапов: выбор соответствующего центра предоставления административных услуг или разрешительного органа, выбор услуги, заполнение шаблона, наложение ЭЦП и заказ услуги.

Форма декларации приведена в приложении к Порядку № 440. Декларацию подают в двух экземплярах, один из которых не позднее следующего рабочего дня после регистрации передают СХ или госадминистратору с отметкой даты и номера регистрации (п. 10 Порядка № 440).

Декларация регистрируется бесплатно в течение 5 рабочих дней (далее – р. д.) со дня поступления (п. 6 Порядка № 440). СХ приобретает право вести торговую деятельность со дня регистрации декларации.

Как получить заключение СЭС?

Помещение, в котором будет вестись торговая деятельность, должно отвечать не только требованиям законодательства о пожарной безопасности, но и санитарным нормам.

Согласно ст. 1 Закона от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» объектом государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы является любая деятельность, технология, продукция и сырье, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может нанести вред здоровью человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное воздействие установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае истечения установленного срока действия заключения СЭС.

Такая экспертиза проводится Госпродпотребслужбой на основании Порядка, утвержденного приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247 (далее - Порядок № 247). По ее результатам выдается соответствующее заключение.

Для получения заключения СХ должен подать:

  • заявление по форме приложения 1 к Порядку № 247;
  • документы согласно перечню из приложения 4 к Порядку № 247.

Заключение СЭС выдают в течение 30 суток с даты поступления указанных документов в Госпродпотребслужбу (п. 7.10 Порядка № 247).

Этап 3. Получение лицензии (при необходимости)

Конечно же, не все виды торговой деятельности подлежат лицензированию. Виды торговли, на которые нужна лицензия, указаны в ст. 7 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее - Закон № 222) (см. таблицу).

Лицензируемые виды торговой деятельности

№ п/п

Вид деятельности, подлежащий лицензированию

Орган, уполномоченный выдавать лицензию

Нормативная регламентация

1

2

3

4

1

Торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями

ГФС

П. 7 ст. 7 Закона № 222; Закон от 19.12.95 г. № 481/95-ВР

2

Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами, импорт лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов)

Государственная служба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба)

Закон от 04.04.96 г. № 123/96-ВР; п. 10 ст. 7 Закона № 222; Лицензионные условия № 929

3

Приобретение, реализация (отпуск), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в Перечень № 770

П. 22 ст. 7 Закона № 222; Лицензионные условия № 282

4

Торговля огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м в секунду; производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа

МВД

П. 11 ст. 7 Закона № 222; Лицензионные условия, утвержденные постановлением КМУ от 02.12.15 г. № 1000

Какие документы нужно подать для получения лицензии?

Чтобы получить лицензию, СХ должен подать в соответствующий орган лицензирования заявление по форме, установленной Лицензионными условиями.

В заявлении приводится следующая информация (ст. 11 Закона № 222):

  • для предприятия – полное наименование, местонахождение и идентификационный код;
  • для предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при наличии); данные о месте жительства; регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика либо данные о наличии в паспорте отметки об отказе принять такой номер по религиозным убеждениям и о соответствующем уведомлении об этом налоговой инспекции по основному месту учета предпринимателя;
  • вид хозяйственной деятельности (полностью или частично), для проведения которой СХ хочет получить лицензию.

К заявлению следует приложить:

  • документы, перечень которых установлен соответствующими Лицензионными условиями;
  • опись подаваемых документов в двух экземплярах.

Эти документы можно подать на бумажном носителе либо в электронном виде (ст. 10 Закона № 222).

Документы на бумажном носителе:

  • составляются в печатном либо рукописном виде на украинском языке и подписываются должностными лицами предприятия либо предпринимателем или уполномоченными лицами СХ;
  • подаются непосредственно органу лицензирования либо через центр административных услуг нарочным либо ценным письмом с описью вложения (ст. 9, 12 Закона от 06.09.12 г. № 5203-VI «Об административных услугах»).

Документы в электронном виде можно подать с помощью Единого государственного портала административных услуг, в том числе через интегрированные с ним информационные системы органов лицензирования, порядок функционирования которых определяется соответствующими органами лицензирования. Подача документов в электронном виде осуществляется согласно Порядку, утвержденного постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 363.

В течение какого срока орган лицензирования должен принять решение о выдаче лицензии?

По итогам рассмотрения заявления орган лицензирования обязан принять решение:

  • о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче (при наличии оснований) – в течение 10 р. д. со дня получения заявления (ч. 8 ст. 13 Закона № 222);
  • об оставлении заявления без рассмотрения (при наличии оснований) – в течение 3 р. д. со дня получения заявления (ч. 1 ст. 12 Закона № 222).

Оставить заявление без рассмотрения орган лицензирования может, если, например, заявление или хотя бы один из прилагаемых к нему документов подписано неуполномоченным лицом либо составлены с нарушением требований Закона № 222 либо не по установленной форме или не содержат данных, которые обязательно вносятся в них согласно Закону № 222. Перечень оснований для оставления документов без рассмотрения приведен в ст. 12 Закона № 222.

Решения, принятые органом лицензирования, должны быть внесены в ЕГР и официально обнародованы на портале электронных сервисов на официальном сайте Минюста (ч. 7 ст. 13 Закона № 222).

Важно: лицензии на все виды деятельности, в том числе и на торговлю, выдаются на неограниченный срок, то есть являются бессрочными (ч. 12 ст. 13 Закона № 222).

В каких случаях орган лицензирования может отказать в выдаче лицензии?

Отказать в выдаче лицензии могут, если (ч. 3 ст. 13 Закона № 222):

  • установлено несоответствие СХ Лицензионным условиям;
  • выявлена недостоверность данных в поданных документах (расхождения между данными, приведенными в документах, и фактическим состоянием СХ). Не считаются недостоверными данные в случае, если СХ не мог знать, что основания для их указания являются ненадлежащими.

В решении об оставлении заявления без рассмотрения либо об отказе в выдаче лицензии орган лицензирования обязан указать основания, по которым оно принято, и привести предложения по устранению недостатков в четкой и однозначной форме (ч. 4 ст. 12, пп. 4, 5 ч. 6 ст. 13 Закона № 222).

Можно ли повторно обращаться за получением лицензии, если заявление СХ было оставлено без рассмотрения либо ему было отказано в выдаче лицензии?

Да, можно после устранения недостатков, если ранее (ч. 5 ст. 12, ч. 4 ст. 13 Закона № 222):

  • заявление СХ было оставлено без рассмотрения;
  • СХ было отказано в выдаче лицензии из-за несоответствия лицензионным условиям.

Если же отказ в выдаче лицензии был мотивирован тем, что поданные документы содержали недостоверные данные, тогда повторно обратиться за получением лицензии СХ сможет не ранее чем через 3 месяца с даты принятия органом лицензирования решения об отказе в выдаче лицензии (ч. 5 ст. 13 Закона № 222).

Этап 4. Размещение вывески и уголка потребителя

На фасаде торгового объекта размещается вывеска с указанием наименования СХ, а у входа в торговый объект – информация о режиме работы (п. 12 Правил № 833).

СХ должен оформить на видном месте уголок потребителя (п. 10 Порядка № 833). Подробнее об этом читайте в материале «Как магазину выполнить требования по защите прав потребителя».

Выводы

Чтобы начать вести стационарную торговлю, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие или зарегистрироваться в качестве предпринимателя;
  • получить документы, касающиеся пожарной и санитарной безопасности объекта торговли;
  • получить лицензию (при необходимости);
  • установить вывеску и оформить уголок потребителя.

Воспользовавшись нашими рекомендациями, вы сможете быстро пройти все эти этапы и открыть стационарную торговую точку.

Источник: Практическое руководство № 17, 2019.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!