Обособленные подразделения: правовой статус

Продолжая начатый в «Как создать структурное подразделение в учреждении» разговор об обособленных подразделениях, рассмотрим юридические аспекты их создания и деятельности. Бюджетные учреждения, как и другие юридические лица, наделены правом создавать собственные обособленные подразделения. Невзирая на специфику бюджетного финансирования их деятельности, за некоторым исключением на них распространяется общий порядок создания и регистрации таких подразделений.
Общие положения
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК), к бюджетным учреждениям относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС), а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного или местного бюджета.
Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, подлежат государственной регистрации, действуют на основании устава, положения или соответствующего законодательного либо нормативного документа, имеют надлежащие права и обязанности в соответствии с предоставленными полномочиями и выполняемыми функциями. С учетом этого бюджетные учреждения являются юридическими лицами публичного права, которые создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти или ОМС. Порядок их создания и правовой статус определяются Конституцией Украины и действующим законодательством.
Одной из форм расширения или совершенствования функций бюджетного учреждения является открытие обособленных подразделений. Общий правовой статус обособленных подразделений юридических лиц определяется рядом нормативно-правовых актов, в частности: БК, Гражданским кодексом (далее – ГК), Хозяйственным кодексом, Налоговым кодексом. Они применяются в зависимости от порядка создания (юридические лица частного или публичного права), организационно-правовой формы (общество, учреждение и т. п.) и других факторов. Кроме того, в уставах, положениях или других нормативных документах, которые определяют основания деятельности того или иного юридического лица, обычно имеется отдельный раздел, посвященный порядку создания, определения прав и обязанностей, другим вопросам деятельности его обособленных подразделений.
С учетом того что на юрлиц публичного права в гражданских отношениях распространяются положения ГК, если иное не установлено законом, рассмотрим, как в нем урегулирован вопрос относительно обособленных подразделений.
В частности, ст. 95 ГК определяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство. Филиалом является обособленное подразделение юрлица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций. Представительством является обособленное подразделение юрлица, которое находится вне места его расположения и осуществляет представительство и защиту интересов юрлица.
В п. 3 ст. 95 ГК также определено, что филиалы и представительства не являются юрлицами, однако они наделяются имуществом юрлица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения. Кроме того, они могут наделяться и другими правами, в частности открывать счета в учреждениях банков, заключать сделки, представлять интересы юрлица перед третьими лицами и т. п. Законодательство не ограничивает право любого юрлица самостоятельно определять, какие именно обособленные подразделения будут созданы за пределами его расположения. Однако права и обязанности подразделения будут зависеть от выбранной формы и полномочий, прописанных в положении о таком подразделении.
Руководители филиалов и представительств назначаются юрлицом и могут называться по-разному – директор, управляющий, заведующий, ректор, главный инженер и т. п. Однако действуют они от имени юридического лица на основании доверенности.
Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).
Таким образом, из сказанного вытекает, что решения о создании (основании) обособленного подразделения и предоставлении ему определенного статуса принимаются юрлицом или его учредителем. Порядок принятия такого решения зависит от конкретного типа юрлица (его организационно-правовой формы). |
Следует заметить, что филиал и представительство – это лишь определенный законодательством юридический статус обособленного подразделения, которое создает своим решением то или иное юрлицо. По факту и в зависимости от конкретного типа юрлица – бюджетного учреждения, это может быть, например, факультет или центр последипломной подготовки вуза, лаборатория для проведения анализов от медицинского учреждения, Центры предоставления административных услуг при местных государственных администрациях и ОМС и т. п.
Особенности госрегистрации
Отдельно стоит рассмотреть, как осуществляется госрегистрация обособленных подразделений, в частности, созданных бюджетными учреждениями.
Напомним, что госрегистрация бюджетных учреждений – это в установленном законодательством порядке удостоверение факта создания юрлица или прекращения его деятельности, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в ЕГР, в котором содержится подробная информация относительно бюджетных учреждений как юрлиц. В то же время порядок создания бюджетных учреждений может регулироваться отдельными нормативными документами.
Например, правовые принципы деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти определяет Закон от 17.03.11 г. № 3166-VI «О центральных органах исполнительной власти», ОМС – Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», вузов – Закон от 01.07.14 г. № 1556-VII «О высшем образовании» и т. п.
В пп. 11 п. 3 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) предусмотрено, что в ЕГР должны быть внесены следующие данные об обособленном подразделении юрлица:
- его идентификационный код;
- его наименование;
- место его расположения;
- виды его деятельности;
- сведения о его руководителе: Ф. И. О., должность, дата назначения и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), наличие ограничений относительно представительства юридического лица;
- информация для связи с обособленным подразделением: телефон и адрес электронной почты.
В соответствии с п. 17–19 ст. 17 Закона № 755 для госрегистрации создания обособленного подразделения юрлица подаются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации создания обособленного подразделения юрлица;
- экземпляр оригинала (нотариально удостоверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения.
В случае последующего изменения сведений об обособленном подразделении в ЕГР должно быть подано соответствующее заявление о госрегистрации изменений в сведения об обособленном подразделении юрлица. Если юридическим лицом принято решение о прекращении деятельности обособленного подразделения, то также подается соответствующее заявление для внесения информации об этом в ЕГР.
Напомним, что сведения из ЕГР используются для идентификации юрлица или его обособленного подразделения также во время осуществления ими уставной деятельности, открытия банковских счетов, совершения сделок и т. п.
То есть обособленные подразделения юрлица не подлежат самостоятельной госрегистрации. Однако вышеуказанные сведения о них вносятся в их регистрационное дело и включаются в ЕГР. |
Таким образом, только при условии наличия данных об обособленном подразделении бюджетного учреждения в ЕГР он будет иметь право осуществлять все те функции, действия (или их часть), которые осуществляет в соответствии с уставными документами создавшее его юрлицо. Обычно перечень таких функций (действий) определяется в положении об обособленном подразделении, но в любом случае их круг не может быть шире, чем у самого юрлица.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 16, который вышел из печати 22.04.19 г.