Новая форма заявления-расчета для получения больничных

Акценты статьи:
- порядок заполнения и подачи заявления-расчета для получения больничных от Фонда социального страхования Украины (далее – ФСС);
- порядок информирования ФСС об осуществленных выплатах застрахованным лицам.
С 1 октября 2018 года действует новая форма заявления-расчета для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам и отдельных выплат пострадавшим на производстве. Ее оформляет и подает в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС или его отделения страхователь (работодатель).
Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины и форма заявления-расчета утверждены постановлением правления ФСС от 19.07.18 г. № 12 (далее – Порядок № 12).
Порядок финансирования страхователей
Порядок № 12 определяет механизм и условия финансирования страхователей для предоставления за счет средств ФСС:
1) материального обеспечения в связи с временной потерей трудоспособности застрахованным лицам, предусмотренного ст. 20 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) по следующим видам:
- пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
- пособие по беременности и родам;
- помощь на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве).
2) выплат потерпевшим на производстве, предусмотренных абзацем третьим ч. 3 ст. 42 Закона № 1105, по следующим видам:
- пособие по временной нетрудоспособности, которая наступила вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- выплата в случае временного перевода пострадавшего на более легкую, нижеоплачиваемую работу;
- возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг.
Как и прежде, при наступлении у застрахованного лица страхового случая, связанного с временной потерей трудоспособности, комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия принимает решение о назначении материального обеспечения застрахованному лицу. На основании этого решения страхователь (работодатель) начисляет суммы материального обеспечения и оформляет заявление-расчет, которое должно быть передано в рабочий орган исполнительной дирекции (далее – ИД) ФСС не позже 5 рабочих дней с даты принятия комиссией такого решения.
Подача заявления-расчета
Новая форма заявления-расчета (приложение 1 к Порядку № 12) объединяет документы, на основании которых осуществлялось финансирование страхователей до реорганизации ФСС по ВПТ и ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Она содержит информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения и отдельных выплат пострадавшим на производстве по их видам.
Согласно п. 6 Порядка № 12 оформленное заявление-расчет подается страхователем в бумажном виде лично в рабочий орган ИД Фонда или его отделение.
Обратите внимание: с 1 октября заявление-расчет может быть передано работодателем и принято Фондом в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).
С целью создания надлежащих условий эксплуатации автоматизированной информационной системы приема электронных документов от страхователей приказом ИД ФСС от 25.09.18 г. № 442-от утвержден Примерный договор о представлении электронных документов в Фонд социального страхования Украины.
Чтобы подавать заявления-расчеты, уведомления о выплате средств застрахованным лицам и отчетность относительно использования средств ФСС в электронном виде, страхователи должны обратиться в рабочие органы ИД ФСС или их отделения для заключения соответствующих договоров.
Создание страхователем электронных документов осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения. Рабочий орган ИД ФСС обеспечивает отправку страхователю квитанций трех видов:
- о получении электронного документа, удостоверяющего факт и время его получения;
- поступлении электронного документа, который по результатам проверки удостоверяет факт и время его отправки;
- приеме электронного документа, который удостоверяет факт и время приема (неприема) электронного документа и внесения его данных в базу.
Способ представления документов определяется работодателями на добровольных началах.
Заявление-расчет готовится в двух экземплярах: один вместе с предоставленными застрахованным лицом документами, на основании которых назначается материальное обеспечение и отдельные выплаты пострадавшим на производстве (членам их семей), хранится у страхователя, а второй подается в рабочий орган ИД ФСС или его отделение.
В случае представления документа в электронном виде с применением электронной цифровой подписи распечатанное заявление-расчет вместе с предоставленными застрахованными лицами документами, на основании которых назначались отдельные выплаты и материальное обеспечение, хранится у страхователя.
Информация, внесенная страхователем в заявление-расчет, должна полностью соответствовать указанным документам и быть отражена в регистрах бухгалтерского учета.
Обратите внимание: ответственность за достоверность данных, приведенных в заявлении-расчете, несет страхователь.
После поступления заявления-расчета ФСС проверяет:
- приведенную в ней информацию;
- правильность заполнения реквизитов;
- наличие данных о страхователе в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;
- данные об уплате работодателем ЕСВ;
- наличие в ФСС зарегистрированного несчастного случая или профзаболевания (в случае проведения выплат потерпевшим на производстве (членам их семей));
- правильность начисления выплат.
Если замечаний нет, то в течение 10 рабочих дней ФСС осуществляет финансирование сумм, указанных в заявлении-расчете.
В случае необходимости ФСС имеет право направить работодателю запрос относительно уточнения информации, приведенной в заявлении-расчете.
Обратите внимание: если ФСС выявит ошибки и/или недостоверные сведения, то заявление-расчет будет возвращено с соответствующими рекомендациями относительно их устранения.
Проверка, предоставление рекомендаций, финансирование или предоставление обоснованного отказа в приеме заявления-расчета должны быть осуществлены в течение 10 рабочих дней после поступления заявления-расчета.
Заполнение заявления-расчета
25.09.18 г. на сайте ФСС предоставлено разъяснение относительно заполнения заявления-расчета для предоставления материального обеспечения. Основные требования по заполнению заявления-расчета и приложения к нему в случае получения средств на выплату больничных и декретных приведем в таблицах 1 и 2.
Обратите внимание: в табличной части заявления-расчета появилась новая колонка с примечаниями, в которой указывается номер приложения, обязательного для заполнения.
Таблица 1
Наименование реквизита |
Содержание |
---|---|
Лицевая сторона заявления-расчета |
|
Наименование страхователя |
Должно соответствовать данным, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР). Сокращенное наименование может использоваться юрлицом на уровне с полным в случае его утверждения учредительными документами и внесением соответствующей записи в ЕГР |
Местонахождение |
Местонахождение страхователя указано в выписке из ЕГР |
Код по ЕГРПОУ |
Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – для физлиц или серия и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогов и официально уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте |
Отдельный текущий счет в банке или отдельный счет в соответствующем органе Государственного казначейства Украины |
Счет, открытый согласно ст. 34 Закона № 1105. |
Оборотная сторона заявления-расчета |
|
Строка 1 «Пособие по временной нетрудоспособности» колонки 3 «Количество дней для п. 1, 2, 2.1, 4, 5» и 4 «Сумма (в гривнях с копейками)» |
Общее количество календарных дней временной нетрудоспособности, в т. ч. ухода за больным ребенком или больным членом семьи (за исключением дней, оплаченных за счет средств страхователя), и общая сумма начисленной помощи за счет средств ФСС (то есть начиная с шестого дня нетрудоспособности лица или с первого дня временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком или больным членом семьи) |
Строка 1.1 «В том числе выплата по льготам пострадавшим вследствие ЧАЭС» колонки 3 и 4 |
Количество дней временной нетрудоспособности тех застрахованных лиц, которые воспользовались льготами пострадавшим вследствие ЧАЭС и соответственно сумма, на которую увеличен размер пособия по временной нетрудоспособности |
Строка 2 «Пособие о беременности и родам» колонки 3 и 4 |
Количество календарных дней отпуска по беременности и родам и сумма начисленного пособия по беременности и родам, которая предоставляется за счет средств ФСС (сумма такого пособия по основному месту работы не может быть меньше, чем размер пособия, исчисленный из минимальной зарплаты, установленной на время наступления страхового случая) |
Строка 2.1. «В том числе выплата по льготам пострадавшим вследствие ЧАЭС» колонки 3 и 4 |
Количество дней, на которую увеличена общая продолжительность отпуска по беременности и родам, и соответственно сумма, на которую увеличен размер пособия по беременности и родам женщинам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и отнесенным к 1–3-й категории |
Строка 7 «Всего» |
Суммирует только колонку 4 «Сумма (в гривнях с копейками)» и только по строкам 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
В случае получения средств на выплату больничных и декретных работодатель заполняет также приложение 1.1 (см. табл. 2).
Таблица 2
Наименование реквизита |
Содержание |
---|---|
Колонки: |
Заполняются данные относительно застрахованного лица, которому предоставляется материальное обеспечение за счет средств Фонда. |
Колонка 6 |
Выбирается только один из кодов видов занятости: основное место работы – 1; совместительство – 2; ФЛП – 3; ГПХ – 4 |
Колонки: |
Заполняются данные, указанные на лицевой стороне листка нетрудоспособности. |
Колонки: |
Заполняется общее количество дней, которые подлежат оплате (колонка 13), и сумма такой оплаты (колонка 15) |
Колонки: |
Заполняется количество дней, которые подлежат оплате за счет средств Фонда (колонка 14), и сумма такой оплаты (колонка 16) |
Колонки: |
Заполняются в случае заказа средств на материальное обеспечение лиц, пострадавших вследствие ЧАЭС в зависимости от вида материального обеспечения (временная нетрудоспособность, беременность и роды).В случае заполнения колонок 17–18 обязательно заполняется колонка 19, где указывается серия и номер (или номер) удостоверения |
Колонка 20 «Дата направления на МСЭК (при наличии)» |
Заполняется при наличии соответствующей записи в листке нетрудоспособности с целью предупреждения необоснованных расходов фсс в случае несвоевременного направления застрахованных лиц на МСЭК |
Колонка 21 «Страховой стаж (в полных месяцах)/Общий» |
Заполняется с целью контроля соответствия начисленного материального обеспечения по временной нетрудоспособности размера пособия, которое определяется в процентах в зависимости от страхового стажа согласно ст. 24 Закона № 1105. |
Колонка 22 «Страховой стаж (в полных месяцах)/За последние 12 месяцев» |
Заполняется с целью контроля за выполнением норм ст. 19 Закона № 1105. ТП = Св : В. После расчета коэффициент составляет значение от 0,01 до 0,99 и засчитывается как неполный месяц страхового стажа. Если несколько таких месяцев в 12 месяцах, то необходимо просуммировать определенные коэффициенты страхового стажа |
Образец заполнения заявления-расчета с применением приведенных разъяснений доступен для загрузки в конце публикации.
С целью внедрения новых подходов к обслуживанию страхователей, которые усовершенствуют систему финансирования и предупредят возможные ошибки при определении размера пособия и страховых выплат, рабочие органы ИД Фонда будут осуществлять предварительный контроль правильности начисления выплат и в случае выявления ошибок будут предоставлять рекомендации страхователю относительно их устранения еще до финансирования выплат. Это позволит избежать штрафов, которые сегодня могут налагаться на работодателя в случае выявления неправомерного использования средств Фонда во время проверок по факту уже профинансированных заявлений-расчетов.
После поступления средств, указанных в заявлении-расчете, на счет страхователя последний обязан осуществить выплату соответствующего материального обеспечения не позже чем в сроки, определенные в ч. 2 ст. 32 Закона № 1105. А именно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается:
- застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), других основаниях, предусмотренных законом, – в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты зарплаты;
- добровольно застрахованным лицам, застрахованным лицам, работающим на условиях гражданско-правового договора, осуществляющим предпринимательскую или другую деятельность, – в течение 10 дней после назначения пособия.
В такие же сроки осуществляются выплаты потерпевшим на производстве.
Информирование об осуществленных выплатах
С 1 октября также вступает в силу система информирования работодателем об осуществленных выплатах застрахованных лиц, цель которой уменьшить риск возможных задержек компенсации застрахованным лицам утраченного заработка за период болезни (оплата по листкам нетрудоспособности), выплаты пособия по беременности и родам, осуществления страховых выплат потерпевшим на производстве.
После проведения выплат за счет Фонда страхователь направляет Уведомление о выплате средств застрахованным лицам по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 12 (далее – Уведомление). Уведомление может быть направлено в электронном виде с использованием ЭЦП или письмом с уведомлением, или представлено непосредственно в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС или его отделение. Уведомление направляется страхователем в течение месяца со дня проведения выплат.
Требования к заполнению обязательных реквизитов Уведомления такие же, как и к заполнению лицевой стороны самого заявления-расчета.
Сумма, указанная в Уведомлении, должна быть указана с учетом обязательных платежей, уплаченных из полученной суммы финансирования материального обеспечения (сумма застрахованному лицу + налоги).
В случае если часть суммы по заявлению-расчету не была выплачена страхователем застрахованному лицу (продолжительная болезнь, командировка или по другим причинам), вследствие чего сумма профинансированных расходов не совпадает с суммой, выплаченной застрахованным лицам, эти суммы могут быть отнесены на счет депонентов, о чем страхователь должен сделать примечание в Уведомлении. После выплаты соответствующей суммы страхователь направляет дополнительное Уведомление.
Обратите внимание: в случае отсутствия информации от страхователя о выплатах застрахованным лицам на протяжении трех месяцев со дня осуществления финансирования рабочие органы исполнительной дирекции ФСС будут осуществлять проверку использования страхователем средств ФСС.
Источник: "Баланс-Агро" № 38, который вышел из печати 08.10.18 г.