Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Недостача запасов при транспортировке: алгоритм к действию

April 15, 2019

Акценты этой статьи:

  • как покупателю документально оформить недостачу;
  • кому и как предъявлять претензию;
  • как отразить недостачу в учете.

Ситуация

Покупатель приобрел у поставщика товар в количестве 200 единиц. Однако фактически ему было доставлено 180 единиц. Доставка товара покупателю осуществлялась перевозчиком.

Обратите внимание! В нашей ситуации мы не рассматриваем привязку недостачи товара к нормам естественной убыли, то есть считаем, что это сверхнормативные потери.

Документальное оформление недостачи

Покупатель обнаружил, что товар доставлен ему в меньшем количестве, чем полагается согласно договору с поставщиком. Как ему поступить? Для начала заглянуть в этот договор.

Допустим, в договоре поставки прописан порядок приемки груза и действия, которые должна предпринять сторона, которая обнаружила недостачу. Тогда следует действовать по правилам, предусмотренным договором.

А что делать, если в договоре не урегулирован порядок количественной приемки груза? Тогда можно воспользоваться Инструкцией, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. № П-6 (далее – Инструкция № П-6).

Так, если при получении груза выявлено несоответствие веса или количества мест данным, указанным в транспортном документе, получатель обязан:

  • потребовать от перевозчика составления коммерческого акта (отметки на товарно-транс­портной накладной) или составления акта – при доставке груза автомобильным транспортом (п. 6 Инструкции № П-6);
  • приостановить дальнейшую приемку и вызвать представителя поставщика, чтобы продолжить приемку с его участием (п. 16, 17 Инструкции № П-6);
  • обеспечить сохранность продукции, а также принять меры, чтобы она не смешалась с другой однородной продукцией (п. 16 Инструкции № П-6).

На заметку! Основные требования к оформлению акта изложены в п. 25 Инструкции № П-6.

Отметим, что типовая форма акта о недостаче ТМЦ не утверждена. Вместе с тем на практике по факту недостачи оформляют акт типовой формы № М-7 «Акт о приемке материалов», утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. Кстати, именно этот документ предлагается использовать для отражения результатов приемки товаров по количеству п. 3.7 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2.

Акт составляют в двух экземплярах, с обязательным учас­тием материально ответственного лица, принимающего ТМЦ, и представителя поставщика или незаинтересованной орга­ни­зации. Один экземпляр сдается в бухгалтерию, а другой передается в отдел снабжения или юристу для направления поставщику претензии.

Если товар поступил по железной дороге, дополнительно составляют коммерческий акт. Его форма приведена в приложении 1 к Правилам составления актов, утвержденным приказом Минтранса от 28.05.02 г. № 334.

Предъявление претензии

По факту недостачи товара покупатель может направить претензию как поставщику, так и перевозчику.

Претензия поставщику

Претензия к поставщику должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 3 ст. 222 Хозяйственного кодекса (далее – ХК):

  • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица, которому претензия предъявляется;
  • дата предъявления и номер претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявляется претензия;
  • доказательства, подтверждающие наличие этих обстоятельств;
  • требования заявителя со сылкой на нормативные акты;
  • сумма претензии и платежные реквизиты заявителя претензии;
  • перечень документов, которые подаются с претензией.

Также при составлении претензии необходимо учитывать правила, установленные п. 29 Инструкции № П-6.

Какие требования покупатель может предъявить поставщику?

Покупатель, который составляет претензию по факту недостачи товара, вправе (ст. 670 Гражданского кодекса):

  • требовать передачи ему недостающего количества товара;
  • отказаться от переданного товара и его оплаты;
  • если недопоставленный товар оплачен – потребовать возврата уплаченных за него денег.

Претензия к перевозчику

Отметим, что покупатель может предъявить претензию к перевозчику даже в том случае, если он не заключал с ним договор перевозки (ч. 2 ст. 222 ХК; пп. 16.2 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363 (далее – Правила № 363).

Имейте в виду! Претензию перевозчику нужно подать в течение 6 месяцев с того момента, когда покупатель узнал или должен был узнать о том, что его товар потерян при перевозке (ч. 2 ст. 315 ХК).

В претензии должны быть указаны сведения, необходимые для ее рассмотрения, а именно (п. 16.7, 16.9 Правил № 363):

  • полное наименование и почтовые реквизиты стороны, которая предъявляет претензию (у нас это покупатель);
  • полное наименование и почтовые реквизиты перевозчика, которому предъявляется претензия;
  • дата предъявления и номер претензии;
  • обстоятельства, из-за которых предъявлена претензия, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • ссылки на правовые нормы;
  • требования заявителя претензии (в нашем случае – покупателя);
  • сумма претензии и ее расчет (в нашем случае это будет фактическая стоимость потерянного перевозчиком товара и убытки, понесенные покупателем в связи с непоставкой товара);
  • платежные реквизиты покупателя, предъявившего претензию;
  • перечень прилагаемых к претензии документов.

Претензию перевозчику о возмещении стоимости утраченного груза нужно составить в письменной форме. Претензия должна быть подписана руководителем либо заместителем руководителя предприятия, направлена перевозчику заказным или ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении либо вручена ему под расписку (ч. 2, 5 ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса; п. 16.7, 16.9 Правил № 363).

Подробнее о составлении претензии как в случае недостачи товара, так и в случае его порчи см. «Особенности предъявления претензий по количеству и качеству поставленного товара».

Бухгалтерский учет

Сумма недостачи по претензии, предъявленной виновному лицу (поставщику или перевозчику), отражается в бухгалтерском учете покупателя проводкой Дт 374 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» – Кт 631 «Расчет с отечественными поставщиками».

Дальнейший учет будет зависеть от поведения поставщика (перевозчика).

Так, получение суммы компенсации отражается проводкой Дт 311 «Текущие счета банков в национальной валюте» – Кт 374.

Если претензия виновным лицом не будет признана, сумма недостачи отражается записью Дт 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – Кт 374, с одновременным отражением на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

Если поставщик допоставит недостающее количество товара, тогда делается проводка Дт 20, 22, 28 Кт 374.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Корректировка финрезультата по операциям, которые мы рассматриваем, Налоговым кодексом (далее – НК) не предусмотрена. То есть учет по налогу на прибыль ведется по правилам бухгалтерского учета.

НДС. У покупателя налоговый кредит возникает по правилу первого события (п. 198.2 НК), то есть:

  • или на дату оплаты товаров,
  • или на дату их получения.

Налоговый кредит отражается покупателем при наличии налоговой накладной (далее – НН), зарегистрированной в ЕРНН (п. 198.6, 201.10 НК). Однако в этой НН было указано одно количество товара (в нашей ситуации – 200 единиц), а фактически получено меньшее количество (в нашей ситуации – 180 единиц). То есть какое-то количество товара было утрачено (в нашей ситуации – 20 единиц), а значит, не будет использовано покупателем в его хозяйственной деятельности.

Поэтому покупатель в отчетном периоде, в котором была выявлена недостача товара, должен оформить сводную НН согласно п. 198.5 НК и на ее основании начислить налоговые обязательства по НДС (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 15.03.19 г. № 1070/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, см. «Кража ТМЦ в ходе транспортировки: порядок учета НДС», далее – ИНК № 1070).

Как поступить с НДС, если виновным лицом будет компенсирована стоимость утерянного товара?

В этом случае налоговые обязательства, которые были начислены покупателем согласно п. 198.5 НК, следует откорректировать. Для этого к сводной НН следует оформить расчет корректировки (далее – РК).

Напомним, что РК в данном случае оформляется к сводной НН с кодом признака «1», поэтому в графе 2.1 такого РК следует указать код причины корректировки «201», а в графах 13 и 14 со знаком «–» надо отразить объемы поставки и сумму НДС соответственно.

Сумма компенсации за утрату товаров (без учета сумм штрафных санкций, если они предусматриваются) рассматривается как компенсация стоимости таких товаров, а значит, включается в базу обложения НДС (п. 188.1 НК, ИНК № 1070). То есть на дату получения такой компенсации от виновного лица покупатель должен составить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Выводы

Недостача, обнаруженная при приемке товара, оформляется, как правило, актом типовой формы № М-7. Претензию за утрату товара покупатель может предъявить как поставщику, так и перевозчику.

На сумму недостающего товара покупатель должен откорректировать налоговый кредит по НДС путем начисления компенсирующих налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК. А в случае получения компенсации следует откорректировать налоговые обязательства, начисленные ранее согласно п. 198.5 НК, и начислить их на основании п. 188.1 НК.

Источник: "Баланс" № 30-31, который вышел из печати 15.04.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!