МНМА и запасы: порядок выбытия

Для государственного сектора установлены единые требования к отражению в бухучете операций по приобретению, использованию и списанию активов и запасов. Поэтому независимо от профиля бюджетное учреждение должно осуществлять свою деятельность только согласно действующему законодательству. Рассмотрим порядок списания малоценных необоротных материальных активов (далее – МНМА) и запасов бюджетных учреждений.
Нормативная база
Основным документом, определяющим правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине, является Закон от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996).
МНМА
Списание объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые согласно законодательству признаются основными фондами (средствами), прочими необоротными материальными активами, осуществляется на основании Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314 (далее – Порядок № 1314).
Методологические принципы формирования в бухучете и раскрытия в финотчетности информации об основных средствах (далее – ОС), прочие необоротные материальные активы и незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы определены в НП(С)БУГС 121 «Основные средства» и Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Приказ № 11, Методрекомендации ОС).
Запасы
Методологические принципы формирования в бухучете информации о запасах и раскрытии соответствующей информации в финотчетности определены в НП(С)БУГС 123 «Запасы», а более детально объясняют порядок применения этого стандарта Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные Приказом № 11 (далее – Методрекомендации запасов).
Принятие решения о списании и его согласование
МНМА
Для определения непригодности ОС комиссия, назначенная руководителем субъекта госсектора (Методрекомендации ОС):
- осуществляет непосредственный осмотр объекта, который подлежит списанию;
- устанавливает причины несоответствия критериям актива;
- определяет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие ОС с эксплуатации, вносит предложения относительно их ответственности;
- определяет возможность продажи (передачи) объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) ОС, устанавливает их количество и стоимость;
- составляет и подписывает акты о списании ОС.
В актах о списании приводятся данные, характеризующие объекты ОС: наименование объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, начало эксплуатации объекта, первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма начисленного износа, краткая характеристика объекта, причины выбытия и т. п. При списании ОС, которые выбывают в результате аварии, к акту прилагается копия акта об аварии, в случае стихийного бедствия – информация о его обстоятельствах (Методрекомендации ОС).
Составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухучете после их утверждения руководителем бюджетного учреждения, которому предоставлены полномочия относительно управления объектами коммунальной собственности соответствующего совета.
Если стоимость имущества, которое подлежит списанию, выше установленного предельного размера, утвержденного решением соответствующего совета, оно списывается только после принятия такого решения на пленарных заседаниях соответствующего совета. При этом имущество, являющееся:
- государственной собственностью, списывается с соблюдением требований Порядка № 1314;
- коммунальной собственностью – согласно Закону от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине».
Обратите внимание: все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные вследствие списания ОС, оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов. ОС, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухучета ОС.
Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.).
Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных при списании ОС, проводится согласно п. 15 разд. II Методрекомендаций запасов (Методрекомендации ОС).
При выбытии объекта ОС с баланса списываются его первоначальная (переоцененная) и балансовая стоимость, а также сумма накопленного износа (Методрекомендации ОС).
Запасы
Комиссия, на которую возложены обязанности относительно оприходования и списания запасов по заведению, на основании отчетов об использовании запасов, представленных материально ответственными лицами, составляет акт о списании запасов. Списанные запасы отражаются в бухучете после утверждения актов руководителем бюджетного учреждения.
Внимание! Выбытие запасов оценивается только тем методом, который определен в приказе об учетной политике учреждения и применяется для всех единиц учета запасов, которые имеют одинаковое назначение и одинаковые условия использования (п. 32, 33 Методрекомендаций запасов):
- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
- средневзвешенной себестоимости;
- себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФА).
Запасы, которые отпускаются, и услуги, которые выполняются для специальных заказов и проектов, а также запасы, которые не заменяют друг друга, оцениваются по идентифицированной себестоимости (п. 34 Методрекомендаций запасов).
Документальное оформление
МНМА
Согласно Порядку составления типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора, утвержденному приказом Минфина 13.09.16 г. № 818 (далее – Приказ № 818, Порядок № 818), субъекты госсектора исходя из отраслевых особенностей могут самостоятельно разрабатывать формы для отражения хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию ОС. Такие формы должны содержать обязательные реквизиты, определенные Законом № 996 и Порядком № 818. Такие формы должны быть утверждены распорядительным документом об учетной политике и организации бухучета.
Если же в приказе об учетной политике определено, что выбытие ОС оформляется типовыми формами, утвержденными Приказом № 818, то обычно применяются:
- Акт приемки-передачи основных средств;
- Акт внутреннего перемещения основных средств;
- Акт списания основных средств (частичной ликвидации);
- Акт списания группы основных средств.
Обратите внимание: в состав ОС зачисляются в том числе и МНМА стоимостью не более 6 000 грн. (без НДС) и со сроком использования более одного года (п. 3 разд. II НП(С)БУГС 121). Поэтому для отражения выбытия таких активов применяем формы, утвержденные Приказом № 818.
Запасы
Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкция относительно их составления утверждены приказом Казначейства от 18.12.2000 г. № 130 и остаются неизменными с момента их принятия.
Выбытие запасов оформляется Актом списания (типовая форма № З-2), который составляется комиссией, назначенной приказом руководителя, в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица, если иное не установлено приказом об учетной политике.
Бухгалтерский учет
Согласно Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219 (далее – Типовая корреспонденция № 1219), учет операций по выбытию активов и запасов, приобретенных до и после 01.01.17 г., несколько отличается.
Поэтому приведем в таблицах блоки бухгалтерских проводок для детального описания этих нюансов (суммы взяты условные).
Списание МНМА и запасов, приобретенных до 1 января 2017 года
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
МНМА |
||||
1 |
Начислена амортизация на МНМА (50 %) |
8014, 8114 «Амортизация» |
1412 «Износ прочих необоротных материальных активов» |
330 |
2 |
Списаны МНМА |
1412 |
1113 «Малоценные необоротные материальные активы» |
660 |
3 |
Уменьшен внесенный капитал на 50 % общей стоимости списанных МНМА |
5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств» |
5512 «Накопленные финансовые результаты исполнения сметы» |
330 |
4 |
Закрыт счет расходов в конце отчетного периода |
5511 «Финансовые результаты исполнения сметы отчетного периода» |
8014, 8114 |
330 |
Запасы |
||||
1 |
Списаны запасы |
5512 |
15 «Производственные запасы», 18 «Прочие нефинансовые активы» |
1 480 |
Списание МНМА и запасов, приобретенных после 1 января 2017 года
(грн.)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
МНМА |
||||
1 |
Начислена амортизация на МНМА (50 %) |
8014, 8114 |
1412 |
330 |
2 |
Списаны МНМА |
1412 |
1113 |
660 |
3 |
Уменьшен внесенный капитал на стоимость списанных МНМА |
5111 |
5512 |
660 |
4 |
Закрыт счет расходов в конце отчетного периода |
5511 |
8014, 8114 |
330 |
Запасы |
||||
1 |
Списаны запасы |
8013, 8113 «Материальные расходы» |
15, 18 |
1 480 |
2 |
Закрыт счет расходов в конце отчетного периода |
5511 |
8013, 8113 |
1 480 |
Следует знать: выбытие МНМА, приобретенных до и после 01.01.17 г., отражается по-разному, только если не была осуществлена техническая проводка. О чем идет речь?
При переходе на План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов), с бывшего субсчета 401 «Фонд в необоротных активах» на субсчет 5111 была перенесена только остаточная стоимость необоротных активов. А согласно Порядку применения Плана счетов, утвержденному Приказом № 1219, на субсчете 5111 ведется учет формирования капитала распорядителей бюджетных средств. При этом:
- увеличение капитала отражается вследствие оприходования активов, закрепленных на праве оперативного управления за распорядителем бюджетных средств по решениям органа управления, на сумму целевого финансирования на создание (приобретение) необоротных активов, выделенного из соответствующего бюджета;
- уменьшение капитала – вследствие операций по изъятию активов по решению органа управления, а также отнесение к накопленным финрезультатам стоимости списанных необоротных активов, на сумму которых в предыдущих отчетных периодах был увеличен капитал (первоначальную стоимость необоротных активов).
Итак, для соблюдения единого подхода к отражению в бухучете информации о необоротных активах руководитель бюджетного учреждения имеет право принять решение об осуществлении одноразовой технической проводки Дт 5512 – Кт 5111 на сумму износа, начисленного по состоянию на 01.01.17 г. Только после этого на субсчете 5111 появится вся информация о первоначальной стоимости необоротных активов, приобретенных и введенных в эксплуатацию до или после внедрения Плана счетов.
Отражение информации о выбытии в учетных регистрах
Согласно приказу Минфина от 08.09.17 г. № 755 «Об утверждении типовых форм мемориальных ордеров, других учетных регистров субъектов государственного сектора и порядка их составления» учет выбытия и перемещения в другие учреждения, организации и материально ответственным лицам необоротных активов, к которым относятся ОС, прочие необоротные материальные активы, нематериальные активы и инвестиционная недвижимость, ведется в мемориальном ордере № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов».
Для отражения в учете выбытия и перемещения запасов предназначены:
- Мемориальный ордер № 10 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;
- Мемориальный ордер № 12 «Возведение накопительных ведомостей о расходовании продуктов питания»;
- Мемориальный ордер № 13 «Накопительная ведомость расходования производственных запасов»;
- Мемориальный ордер № 16 «Накопительная ведомость забалансового учета» (здесь ведется учет поступления и выбытия в разрезе объектов забалансового учета как для МНМА, так и для запасов).
В некоторых случаях (по результатам проверок и т. п.) для учета выбытия МНМА и запасов применяется Мемориальный ордер № 17.
Выбытие (списание) МНМА и запасов отражается в учете с соблюдением подходов, закрепленных в приказе об учетной политике. Результаты выбытия оформляются документами, предусмотренными в приказе об организации бухучета в учреждении, и самостоятельно разработанными формами, утвержденными приказом об учетной политике.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 21, который вышел из печати 21.05.18 г.