Лимит кассы в 5-кратном размере и выплата арендной платы наличностью: изменения от НБУ, которые следует учесть в работе

В этом году НБУ отменил ряд своих разъяснений относительно отдельных вопросов налично-денежного обращения. В перечень писем, утративших актуальность, регулятор включил несколько тех, что непосредственно применялись и влияли на порядок ведения кассовых операций сельхозпредприятиями – относительно 5-кратного размера лимита кассы и документирования выплаты арендной платы за землю наличностью. И хотя штрафы за кассовые нарушения отменены, все же остается административная ответственность за нарушение порядка проведения наличных расчетов.
Итак, в этой статье:
- проанализируем позиции НБУ и ГНС относительно лимита кассы и выплаты арендной платы;
- расскажем, как действовать сельхозпредприятию, учитывая отмену некоторых разъяснений НБУ.
В вопросах осуществления и документирования налично-денежного обращения стоит прислушиваться к мнению:
- НБУ, ведь именно он определяет порядок ведения кассовых операций предприятий и организаций (п. 6 ст. 33 Закона от 20.05.1999 № 679-ХІV «О Национальном банке Украины»);
- ГНС, поскольку она проводит проверки относительно соблюдения порядка ведения операций с наличностью (п. 58 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148, далее – Положение № 148).
Нередко позиции регулятора и контролера по одному и тому же вопросу кардинально различаются. И здесь важно критически проанализировать и сформулировать для себя максимально безопасный подход, которого будет придерживаться хозяйство в своей деятельности. НБУ в письме от 12.03.2021 № 50-0006/20967 (далее – Письмо № 20967) с целью учета в работе информирует о признании утратившими актуальность некоторых своих разъяснений относительно отдельных вопросов налично-денежного обращения. Проанализируем, как это повлияло на работу сельхозпредприятия.
Какой лимит кассы установить, если рядом нет банков
Сельхозпредприятия из населенных пунктов, где нет никаких учреждений банков, рассчитывая свой лимит кассы, увеличивают среднедневной показатель поступления (или выдачи) наличности на кратный коэффициент (обычно 5, если сдают выручку в банк раз в 5 дней). Это устоявшаяся практика.
Прямое указание об установлении лимита в пятикратном размере содержало Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637 (действовало до 05.01.2018), в частности абзац третий п. 5.4: «…в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи наличной выручки (наличности) и ее суммы, но не более пятикратного размера среднедневных поступлений наличности (за три любых месяца подряд из последних двенадцати)».
Действующее Положение № 148 не дает четкого алгоритма расчета лимита в такой ситуации. Сказано только, что предприятия из населенных пунктов, где нет банков, имеют право сдавать наличность в банк не реже чем один раз в 5 рабочих дней (пп. 3 п. 48). А в п. 50 этого Положения указывается: «В расчете учитывается срок сдачи учреждением, предприятием, небанковским учреждением наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный договором банковского счета, и не учитывается наличность, внесенная через платежные устройства, которые принадлежат небанковским учреждениям». Как именно должен проводиться такой учет, регулятор не сказал. В этом и есть методический пробел Положения № 148.
Если следовать логике, напрашивается вывод, что предприятие, расположенное в населенном пункте, где нет банков, рассчитывая лимит кассы, имеет право увеличить среднедневной показатель на множитель согласно количеству дней хранения наличности до момента сдачи в банк (максимум в 5 раз).
Не возражал против такого понимания и сам регулятор – до недавнего времени уверенность в этом нам давало письмо НБУ от 14.08.2019 № 50-0006/42074 (далее – Письмо № 42074, предоставленное в ответ на официальный запрос ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб»): «...предприятия, имеющие срок сдачи наличной выручки в банк, предусмотренный подпунктом 3 пункта 48 раздела V Положения, могут определять лимит кассы в пятикратном размере среднедневных поступлений наличности или ее среднедневной выдачи из кассы». Однако 12.03.2021 НБУ признает это письмо неактуальным (п. 40 Письма № 20967). На сегодня никаких новых разъяснений нет.
Вместе с тем сейчас имеем действующее и четко противоположное мнение фискального органа по этому вопросу. Так, в ИНК ГФС от 02.07.2019 № 3032/ІПК/14-29-14-06-15 указано, что учитывать такой график сдачи выручки в банк, пропорционально увеличивая ежедневный лимит кассы, предприятие не имеет права.
По мнению контролеров, в такой ситуации предприятие должно установить лимит остатка наличности в кассе, исходя из среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы. А применение кратных коэффициентов налоговики считают недопустимым. Вместо этого предприятие имеет право держать в кассе наличную выручку, которая превышает самостоятельно установленный лимит, на протяжении 5 рабочих дней, включая день, в который впервые возникло превышение, и 5-й рабочий день.
Итак, обязательно ли предприятиям, которые определяли лимит на основании Письма № 42074, теперь его пересмотреть?
По нашему мнению, не обязательно. Согласно п. 55 Положения № 148 установленный лимит кассы может быть пересмотрен в связи с изменениями в законодательстве или при наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях/расходах наличности, во внутреннем трудовом распорядке/графиках сменности и т. п.). Эту норму понимаем как такую, которая дает предприятию право выбора и не устанавливает ограничений. Кроме того, в данной ситуации никаких изменений в законодательном регулировании не произошло: п. 50 Положения № 148 остается без поправок.
Что касается самого письма НБУ, то по своей сути оно не является нормативно-правовым актом, поскольку не подлежит государственной регистрации.
Предусмотрена ли ответственность в случае превышения лимита кассы?
После отмены Указа Президента от 12.06.1995 № 436/95 санкций за превышение лимита кассы не существует вообще.
Конечно, контролеров никак не устраивает отсутствие хоть какого-нибудь наказания за сверхлимитное хранение наличности в кассе. Подтверждение этому – консультация в ОИР (категория 109.16). В ней специалисты дают ответ на вопрос: предусмотрена ли ответственность за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах предприятия?
Однако здесь налоговики речь ведут об админсанкции, предусмотренной ст. 164-4 КУоАП, – за нарушение сроков сдачи наличной выручки, что приводит к превышению установленных лимитов в кассах. Но эта санкция по факту не касается предмета вопроса. Учитывая это и то, что составлять протоколы и принимать решение о наложении штрафа согласно ст. 164-4 КУоАП имеют право только работники органов и подразделений Нацполиции, которые имеют специальные звания (ст. 222, 255 КУоАП; письмо Нацполиции от 24.05.2016 № 4924/39/03-2016), можно отметить полнейшую практическую недееспособность этой санкции относительно сверхлимита.
Произвольная форма ведомости для выдачи арендной платы
Согласно п. 26 Положения № 148 выдача наличности из касс проводится по расходным кассовым ордерам (типовая форма № КО-2, приложение 3 к Положению № 148) или расходным ведомостям. Для выплаты арендной платы второй вариант удобнее.
Вместе с тем Положение № 148 среди кассовых документов предоставляет форму только одного регистра – Ведомости на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 148). По мнению НБУ, высказанному в письме от 11.05.2018 № 50-0007/26419, эта форма содержит достаточное количество реквизитов для выплаты арендной платы арендодателям, поэтому не нуждается в разработке отдельного бланка такого документа. Однако от 12.03.2021 НБУ признает это письмо не актуальным (п. 7 Письма № 20967).
Итак, каких-либо оговорок относительно применения ведомости произвольной формы теперь нет. Кроме того, в п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88 (далее – Положение № 88), закреплено право субъектов хозяйствования использовать изготовленные самостоятельно бланки, которые должны содержать обязательные реквизиты (приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», далее – Закон № 996, и п. 2.4 Положения № 88) или реквизиты типовых или специализированных форм. Это означает, что сельхозпредприятие может разработать собственную расчетно-платежную ведомость в случае выплаты арендной платы наличностью. К тому же ее можно сделать более удобной для пользования, добавив некоторые реквизиты, не предусмотренные действующей Ведомостью на выплату наличности, а именно о порядке начисления арендных платежей и удержаний из них (суммы НДФЛ и военного сбора).
Форму разработанного документа нужно утвердить приказом руководителя предприятия и включить в приложения к распорядительному документу об учетной политике.
Важно: в случае выплаты арендной платы следует позаботиться о составлении двух отдельных ведомостей: на работников хозяйства и на физлиц, которых нет в штатном расписании предприятия. Это прямое требование п. 27 Положения № 148. |
Обязательно ли в ведомость вносить паспортные данные получателей? И должны ли физлица записывать словами, сколько наличности они получили?
Наша позиция такова – нет, не надо проставлять данные паспорта и записывать полученную сумму словами, если ведомость составлена на нескольких человек.
Основание – п. 27 Положения № 148, где сказано, что в случае выдачи отдельным физлицам наличности (в т. ч. работникам учреждения/предприятия) по расходному кассовому ордеру или расходной ведомости кассир требует предъявить паспорт или документ, его заменяющий, записывает его наименование и номер, кем и когда он выдан. Физлицо расписывается в этих документах о получении наличности с указанием полученной суммы (гривен – словами, копеек – цифрами).
Если расходная ведомость составлена на выдачу наличности нескольким лицам, то получатели предъявляют паспорта или документы, их заменяющие, и расписываются в соответствующей графе документа (это третье предложение п. 27). Итак, здесь не сказано, что кассир должен записать данные паспорта и что получатель должен прописать полученную сумму средств словами.
На этом основании делаем вывод, что записывать данные паспорта и сумму полученных средств словами не нужно. Это мнение подтверждается в том числе формой самой ведомости на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 148). В ведомости нет отдельных реквизитов для указания данных паспорта и суммы словами, как это предусмотрено для расходного кассового ордера. Сумма словами приводится только для указания общей суммы средств по ведомости – к выдаче, выданных и депонированных.
Что касается записи о получении наличности словами, то в третьем предложении п. 27 говорится о том, что получатели расписываются в соответствующей графе документа. Вместе с тем понятие «расписывание» определено во втором предложении п. 27 – это собственно подпись и указание полученной наличности словами.
Хотя сама форма ведомости не содержит отдельных реквизитов для суммы словами, как мы уже вспомнили, на наш взгляд, целесообразным будет прописывать их в поле «Примітки» или предусмотреть соответствующую графу в модернизированной ведомости.
Впрочем, никаких штрафов за отсутствие в расходной ведомости данных паспорта и суммы прописью на сегодня не предусмотрено.
Установлена ли ответственность для наличных расчетов по арендной плате?
Субъекты хозяйствования имеют право осуществлять наличные расчеты на протяжении одного дня по одному или нескольким платежным документам с физлицами в размере до 50 тыс. грн включительно (п. 6 Положения № 148). Это означает, что общая сумма дневных наличных расчетов с каждым конкретным арендодателем не может превышать 50-тысячное ограничение.
За превышение предельной суммы наличных расчетов к физлицу-предпринимателю и должностным лицам юрлица, которые принимают наличность, действующим законодательством предусмотрен административный штраф в размерах, определенных ст. 163-15 КУоАП – от 100 до 200 НМДГ (от 1 700 до 3 400 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составляет от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн).
Выводы
- Сельхозпредприятие, которое сдает наличную выручку в банк раз в 5 дней, может принять во внимание такой срок сдачи при расчете лимита. Ведь прямого запрета в Положении № 148 нет. А отзыв Письма № 42074 не считается изменением в законодательном регулировании.
- Сейчас нет никаких законодательных оговорок относительно применения ведомости на выплату арендной платы произвольной формы. Главное, чтобы такая ведомость содержала обязательные реквизиты согласно ст. 9 Закона № 996 и приложению 1 к Положению № 148.
Источник: "Баланс-Агро" № 45, который выходит из печати 15.11.2021.