Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Когда и кому нужно обновлять информацию о бенефициарах?

April 24, 2020

Акценты этой статьи:

  • обновилось определение понятия «конечный бенефициарный собственник (контролер) юрлица»;
  • информацию о таких лицах придется актуализировать, подав госрегистратору соответствующее заявление;
  • штрафы за неподачу госрегистратору сведений о конечных бенефициарных собственниках (контролерах) юрлица значительно выросли.

С 28.04.20 г. вступает в силу Закон от 06.12.19 г. № 361-IХ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361). Этим Законом усовершенствован механизм контроля над подозрительными финансовыми операциями. И в этой связи органам контроля важно иметь достоверную информацию о лицах, в интересах которых осуществляются те или иные финансовые операции.

В этой статье мы расскажем, каким образом и в какие сроки юрлицам потребуется актуализировать информацию о своих конечных бенефициарных собственниках (контролерах).

Кто такие конечные бенефициары?

Конечный бенефициарный собственник (контролер) юрлица (далее – конечный бенефициар) – понятие не новое. Определение этого термина, приведенное сейчас в Законе от 14.10.14 г. № 1702-VII, с введением в действие Закона № 361 не претерпит особые изменения.

Конечным бенефициаром считается любое физлицо, которое оказывает решающее влияние (контроль) на деятельность клиента и/или на физическое лицо, от имени которого проводится финансовая операция (п. 30 ст. 1 Закона № 361). При этом под клиентами понимаются лица, которые обращаются за получением услуг к субъектам первичного финмониторинга (далее – СПФМ), например клиенты банков, нотариусов, аудиторов и т. д.

Примите к сведению! Для юрлиц конечным бенефициаром является любое физ­лицо, оказывающее решающее влияние на деятельность юрлица (в т. ч. через цепь кон­тро­ля/владения).

Что следует понимать под решающим влиянием?

Решающее влияние на деятельность юрлица может быть прямым и непрямым (косвенным).

Признаком того, что физлицо оказывает прямое решающее влияние на деятельность юрлица, является непосредственное владение им долей в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юрлица.

Считается, что физлицо оказывает косвенное решающее влияние на деятельность юрлица, если это физлицо соответствует по крайней мере одному из следующих признаков:

  • владеет долей в размере не менее 25 % уставного (складочного) капитала или прав голоса юрлица через связанных физлиц или юрлиц, трасты или другие подобные правовые образования;
  • владеет, пользуется, распоряжается всеми активами юрлица или их долями, а также осуществляет контроль над такими активами (их долями), имеет право на получение доходов от деятельности юрлица, траста или другого подобного правового образования;
  • вправе оказывать решающее влияние на формирование состава, результаты голосования органов управления юрлица, а также совершение сделок, которые дают возможность определять основные условия хозяйственной деятельности юрлица;
  • вправе принимать обязательные к исполнению решения, имеющие решающее влияние на деятельность юрлица, траста или другого подобного правового образования, независимо от формального владения.

Например, если в ООО три участника-физлица: А (50 % доли участия), Б (30 % доли участия), В (20 % доли участия), то конечными бенефициарами однозначно будут два участника – А и Б. По участнику В такой определенности нет. Чтобы участник В, размер доли которого не дотягивает до 25 %, имел статус конечного бенефициара, надо установить, что он оказывает косвенное решающее влияние на деятельности юрлица (см. вышеприведенные признаки).

Конечными бенефициарами также могут считаться директора, члены правления (иных органов управления юрлица), другие лица, если они косвенно оказывают решающее влияние на юрлицо.

Кто не может считаться конечным бенефициаром юрлица?

Не могут считаться конечными бенефициарами даже при наличии прав на 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юрлице (п. 30, 40 ст. 1 Закона № 361):

  • коммерческие агенты;
  • номинальные собственники (лица, управляющие корпоративными правами конечного бенефициара в его интересах) или номинальные держатели;
  • посредники в отношении корпоративного права или права голоса в юрлице.

Кто обязан подавать информацию о конечных бенефициарах?

Предприятия (кроме государственных и коммунальных) обязаны устанавливать своего конечного бенефициара, регулярно обновлять и сохранять информацию о нем и представлять ее госрегистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом (ст. 641 Хозяйственного кодекса).

Информация, поданная госрегистратору, попадает в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

В частности, в ЕГР в составе сведений о юрлице должна быть информация о его конечном бенефициаре, а также о конечном бенефициаре его учредителя, если учредитель — юрлицо (п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755). То есть по цепочке следует установить всех реальных физлиц – выгодополучателей конкретного юрлица.

Если у юридического лица либо учредителя (участника) этого юрлица нет конечного бенефициара, тогда госрегистратору подаются сведения о его отсутствии.

Бенефициаров – нет! Такая ситуация может сложиться, если размер доли любого участника меньше 25 % и никто из участников или других физлиц не оказывает косвен­ного решающего влияния на юрлицо.

Каким образом проверяется информация о конечных бенефициарах, поданная юрлицом в ЕГР?

Программное обеспечение ЕГР осуществляет поиск взаимосвязей между юрлицами и их учредителями (участниками), конечными бенефициарами, в том числе конечными бенефициарами учредителя, руководителями юрлиц, и выдает визуализацию всех прямых и косвенных связей (п. 6 ч. 3 ст. 7 Закона № 755). Визуализированная схема связей наглядно отражает структуру собственности юрлица.

Надо понимать, что информационная система ЕГР взаимодействует с информационными системами других госорганов. Информация о конечных бенефициарах, не поданная заявителем согласно требованиям Закона № 755, передается в ЕГР Службой Госфинмониторинга (п. 9 ч. 3 ст. 7 Закона № 755).

Кроме того, СПФМ обязаны уведомлять Службу Госфинмониторинга о расхождениях в сведениях о конечных бенефициарах, содержащихся в ЕГР, которые выявлены по результатам надлежащей проверки клиента (пп. «г» п. 8 ч. 2 ст. 8 Закона № 361).

Как видим, системное выявление реальных выгодополучателей юрлиц входит в число первоочередных задач контролирующих органов.

Судите сами. Согласно пресс-релизу, размещенному на сайте НБУ, регулятор совместно с другими государственными органами и общественными организациями 24 февраля 2020 года подписал Меморандум о сотрудничестве в развитии механизма проверки информации о конечных бенефициарах и создании первой Транснациональной электронной лаборатории (ТэЛАБ). Меморандум заключен на три года. Цель – разработать механизм проверки достоверности информации о конечных бенефициарах для противодействия коррупции, отмыванию средств, мошенничеству, уклонению от уплаты налогов и другим преступлениям, связанным с фиктивной деятельностью компаний.

Кроме НБУ такие обязательства взяли на себя также Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации, Служба Госфинмониторинга, ГП «Национальные информационные системы». Среди партнеров от общественного сектора – общественная организация «Трансперенси Интернешнл Украина», общественная организация «Вместе против коррупции», Open Up Ukraine, YouControl, Международный фонд «Возрождение», OpenOwnership, Innovating Governance Association (Австрия).

Как видите, все серьезно.

Кто не обязан подавать информацию о конечных бенефициарах

Сведения о бенефициарах не подают:

  • общественные формирования;
  • адвокатские объединения;
  • торгово-промышленные палаты;
  • объединения сособственников многоквартирных домов;
  • религиозные организации;
  • государственные и коммунальные предприятия;
  • государственные органы, органы местного самоуправления и их ассоциации.

Когда нужно подавать информацию?

Сразу скажем, что с 28.04.20 г. нас ожидают изменения в этой сфере. Поэтому для наглядности рассмотрим, как это происходит сейчас и что нужно будет делать после вступления в силу Закона № 361.

Как информируют сейчас

Подавать информацию о конечных бенефициарах нужно сразу на этапе госрегистрации юрлица, а потом – только в случае, если что-то изменится.

1. В момент госрегистрации юрлица

Юрлица обязаны уведомлять госрегистратора о своих конечных бенефициарах в момент госрегистрации. Для этого подается заявление по форме 1, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5 (далее – Приказ № 3268/5).

В форме заявления предусмотрены поля, в которых отмечается факт наличия или отсутствия конечного бенефициара и указываются причины отсутствия. Затем приводится подробная информация о конечном бенефициаре юрлица, размер его доли в уставном капитале юрлица или процент права голоса. Если конечных бенефициаров больше одного, заполняется несколько предназначенных для этого страниц заявления.

В отдельном поле ставится отметка о типе бенефициарного владения: прямое, опосредованное, через представительство или иным способом.

И наконец, заполняются подробные сведения о юрлицах, осуществляющих косвенное влияние на регистрируемое юрлицо. Если это опосредованное воздействие на юрлицо, обязательно указываются полное наименование и идентификационный код (для резидента) всех юрлиц, через которых конечный бенефициар владеет долей в юрлице в размере 25 или более процентов УК или прав голоса в юрлице.

Такая информация должна быть достаточной для понимания всей структуры собственности – начиная от учредителей регистрируемого юрлица и заканчивая конечным бенефициаром такого юрлица.

Как видите, на этапе госрегистрации юрлица в ЕГР поступает исчерпывающая информация о конечных бенефициарах.

2. В случае изменения данных о конечных бенефициарах

Закон требует, чтобы информация о конечных бенефициарах была актуальной. Поэтому в случае изменений юрлицо обязано информировать госрегистратора. По общему правилу в этом случае подается заявление по форме 3, утвержденной Приказом № 3268/5. В этой форме приводятся актуальные сведения о конечном бенефициаре (набор данных такой же, как в заявлении по форме 1).

Так это работает сегодня.

Как будем информировать начиная с 28.04.20 г.

1. В момент госрегистрации юрлица

Юрлица, которые будут созданы начиная с указанной даты, проинформируют госрегистратора о своих конечных бенефициарах на этапе своей госрегистрации.

2. В течение 3 месяцев после вступления в силу подзаконного акта

Юрлица, зарегистрированные до вступления в силу Закона № 361, будут обязаны повторно подать госрегистратору:

  • информацию о своих конечных бенефициарах в объеме, определенном этим Законом;
  • структуру собственности (п. 4 разд. Х Закона № 361).

Внимание! Отсчет 3-месячного срока начинается со дня вступления в силу норма­тивно-правового акта, которым будет утверждена форма и содержание структуры собст­венности (на сегодня такого документа нет).

Повторная подача данных нужна, по-видимому, для синхронизации актуальной информации о бенефициарах в информационных базах ЕГР и Службы Госфинмониторинга.

Что такое структура собственности?

Определение этого понятия приведено в п. 56 ст. 1 Закона № 361. Структура собственности представляет собой документально подтвержденную систему взаимоотношений физических и юридических лиц, трастов и других подобных правовых образований, которая позволяет установить всех конечных бенефициаров (в т. ч. отношения контроля между ними) либо их отсутствие (пп. 58 п. 1 ст. 1 Закона № 361).

3. В случае любых изменений в сведениях о юрлице

Далее актуализация информации будет происходить на регулярной основе. Нормы Закона № 361 обязывают юрлиц поддерживать информацию о конечном бенефициаре и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать госрегистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения. При этом надо подать документы, подтверждающие эти изменения.

Обратите внимание! Теперь в Законе четко обозначен срок, в течение которого нуж­но уведомлять об изменениях в составе конечных бенефициаров юрлица.

Допустим, изменений, касающихся именно конечных бенефициаров, у юрлица нет. Но произошли другие изменения, которые нужно внести в ЕГР. В таком случае в момент госрегистрации этих других изменений юрлицо обязано заодно подтвердить актуальность информации о конечных бенефициарах. Для этого надо проставить соответствующую отметку в заявлении по форме 3 (п. 22 разд. Х Закона № 361).

4. Ежегодно

Согласно новой ст. 17-1 Закона № 755 (начнет действовать с 28.04.20 г.), начиная со следующего года после своей госрегистрации юрлица должны ежегодно подтверждать сведения о конечном бенефициарном собственнике. Это надо делатьв течение 14 к. д. с даты госрегистрации.

Например, юрлицо зарегистрировано 01.04.20 г. Значит, начиная с 2021 года это предприятие должно ежегодно подтверждать сведения о своих бенефициарах в период с 1 по 14 апреля.

Для подтверждения надо будет представить госрегистратору:

  • заявление о подтверждении сведений о конечном бенефициарном собственнике;
  • структуру собственности по форме и содержанию, установленным законодательно;
  • извлечение, выписку или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра, подтверждающий регистрацию юрлица-нерезидента в стране его местонахождения (для случая, когда учредителем юрлица является юрлицо-нерезидент);
  • нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность конечного бенефициарного собственника юрлица (для физлица-нерезидента, а если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра – для физлица-резидента).

Как поступить, если юрлицо обнаружит неточности или ошибки в ранее поданной госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности?

В течение 3 рабочих дней со дня выявления таких ошибок и неточностей юрлицо должно уведомить госрегистратора, повторно направив ему откорректированные сведения (ч. 23 ст. 17 Закона № 755 в редакции, которая будет действовать с 28.04.20 г.).

Как будут наказывать за неподачу информации?

Нарушителей будут привлекать к административной ответственности. Часть 5 ст. 16611 КУоАП изложена в новой редакции (п. 6 разд. Х Закона № 361). И теперь за неподачу или несвоевременную подачу госрегистратору информации о конечном бенефициаре или о его отсутствии либо документов для подтверждения сведений о конечном бенефициаре юрлица штраф составит от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 тыс. грн до 51 тыс. грн). Штрафовать будут руководителя юрлица или лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (исполнительный орган).

Для сравнения. Сейчас за такое нарушение применяется штраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8 500 грн.).

Этот штраф применяется судом (ст. 221 КУоАП). Админпротоколы имеют право составлять субъекты Госфинмониторинга.

Помимо административной ответственности в определенных случаях предусмотрена и уголовная ответственность

Так, за подачу госрегистратору заведомо недостоверных сведений при регистрации юрлица (в т. ч. и относительно бенефициаров) применяется уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 000 НМДГ (от 8 500 до 17 000 грн), либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев, либо ограничения свободы на срок до двух лет (ст. 2051 Уголовного кодекса).

Рекомендации

Подойдите ответственно к определению бенефициарных собственников вашего предприятия.

Дождитесь принятия нормативного документа, определяющего форму и структуру собственности, и актуализируйте информацию о конечных бенефициарах в ЕГР в законодательно установленный срок.

Источник: "Баланс" № 12, который вышел из печати 23.03.20 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!