Кассовые операции в вопросах и ответах

С января этого года постепенно меняется порядок проведения кассовых операций, поэтому для многих эти изменения не стали неожиданностью. Но некоторые пояснения от НБУ все-таки были нужны. Именно их мы предлагаем вашему вниманию.
Согласно п. 11 постановления Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148, которым утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее – Постановление № 148, Положение № 148), до 30 июня этого года (включительно) все субъекты хозяйствования (далее – СХ):
- имели право использовать в своей деятельности формы, приведенные в приложениях к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637);
- должны были разработать и утвердить порядок оприходования наличности в кассе и порядок расчета лимита кассы с учетом норм Положения № 148, а также пользоваться лимитами кассы, установленными и утвержденными до вступления в силу Постановления № 148.
Итак, начиная с 1 июля 2018 года все СХ при проведении кассовых операций в национальной валюте должны соблюдать разработанные на основании Положения № 148 собственные документы – Порядок оприходования наличности в кассе и Порядок расчета лимита кассы. Все будто бы понятно, но осталось много вопросов, на которые НБУ предоставил ответы на своем официальном веб-сайте. Рассмотрим их подробнее.
Как оприходуется наличность в кассах учреждений, предприятий и их обособленных подразделений?
Согласно пп. 18 п. 3 Положения № 148 оприходование наличности – это проведение СХ учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге/книге учета доходов и расходов/книге учета доходов/фискальном отчетном чеке/расчетной квитанции (далее – РК).
Как установлено п. 11 Положения № 148, наличность, которая поступает в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме.
Оприходованием наличности является:
- в кассах учреждений, предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, – осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров (далее – ПКО);
- кассах обособленных подразделений учреждений, предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или книг учета расчетных операций (далее – КУРО) без ведения кассовой книги, – осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО/занесения данных РК в КУРО.
СХ, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО, используют КУРО:
- для подклеивания и хранения фискальных отчетных чеков на соответствующих ее страницах;
- осуществления операций из РК в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии;
- учета ремонтов, работ по техническому обслуживанию, проверок конструкций и программного обеспечения РРО.
При этом согласно п. 29 Положения № 148 документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк и подтверждающим оприходование наличности в кассе СХ, являются:
- квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и удостоверенная оттиском печати банка;
- квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;
- экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличностью), удостоверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика;
- чек платежного терминала в случае проведения инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.
Каковы особенности разработки порядка оприходования наличности в кассе предприятия и его обособленных подразделений?
В соответствии с п. 12 Положения № 148 учреждение, предприятие на основании этого Положения обязаны разработать и утвердить внутренним документом порядок оприходования наличности в кассе учреждения, предприятия, максимально учтя в нем особенности работы как учреждения, предприятия, так и их обособленных подразделений (внутренний трудовой распорядок, режим работы, графики сменности, порядок и особенности сдачи наличной выручки (наличности) в банк).
Для обособленных подразделений учреждения, предприятия порядок оприходования наличности в кассе устанавливается и доводится внутренними документами учреждения, предприятия.
Помните: разработанный порядок должен соответствовать требованиям Положения № 148 и не противоречить законодательству Украины.
Предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия-юрлица (в т. ч. в выходные и праздничные дни), внутренним документом определяют порядок взаимодействия таких подразделений с бухгалтерией предприятия-юрлица согласно требованиям законодательства Украины (п. 40 Положения № 148).
Что такое обособленное подразделение предприятия в понимании Положения № 148?
Как определено пп. 2 п. 3 Положения № 148, обособленные подразделения – это филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины.
Как нумеруются приходные и расходные кассовые ордера? Как заполняется реквизит «№ п/п» кассовых документов (приложения к Положению № 148) и отдельные их реквизиты?
Бланки ПКО (типовая форма № КО-1) и расходного кассового ордера (типовая форма № КО-2) (далее – РКО) приведены в приложениях 2 и 3 к Положению № 148.
Нумерация ПКО (в реквизите «Приходный кассовый ордер от «___» _______ 20__ года № ___») может осуществляться в хронологическом порядке с начала каждого следующего месяца в порядке роста с номера «1» в течение календарного месяца и заканчиваться в конце месяца соответствующим номером.
Например:
- 01.03.18 г. – № 1, № 2, № 3;
- 02.03.18 г. – № 4, № 5, № 6;
- 03.03.18 г. – № 7;
<...>
- 30.03.18 г. – № 49, № 50, № 51.
- 02.04.18 г. – № 1, № 2, № 3 и т. п.
Аналогично могут нумероваться и РКО (в реквизите «Номер документа»).
В реквизите «№ п/п» ПКО и РКО проставляется номер по порядку таких ордеров. При этом учитывая, что эти ордера оформляются на каждую операцию по приему/выдаче наличности, в реквизите «№ п/п» проставляется цифра «1».
В реквизите «№ п/п» форм кассовых документов проставляется номер по порядку, а именно применяется единая сквозная нумерация:
- в Ведомости на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 148, п. 18);
- Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов по типовым формам № КО-3, № КО-3а (приложение 4 к Положению № 148, п. 33). Образцы заполненных журналов см. ниже;
- Книге учета выданной и принятой старшим кассиром наличности (приложение 6 к Положению № 148, п. 43).
В реквизите «№ п/п» Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3а) используется единая сквозная нумерация, которая не предусматривает отдельной нумерации для ПКО и РКО. В колонке 3 приводятся порядковые номера приходных документов, а в колонке 7 – расходных. Причем номера в колонках 3 и 7 могут не совпадать с нумерацией, указанной в реквизите «№ п/п» Журнала.
В реквизите РКО «Приложение» отражаются документы, которые прилагаются к нему и являются основанием для выдачи наличности, например расходная ведомость с указанием номера и даты, приказ на командировку с указанием номера и даты и т. п.
В реквизите ПКО «Приложение» указываются документы, которые прилагаются к нему и являются основанием для внесения наличности, например отчет об использовании средств, выданных на командировку, с указанием номера и даты и т. п.
Полный текст консультации см. в "Баланс-Бюджет" № 38, который вышел из печати 17.09.18 г.