«Карантинные зоны» и распорядок работы в них
Постановлением КМУ от 22.07.20 г. № 641 «Об установлении карантина и внедрении усиленных противоэпидемических мероприятий на территории со значительным распространением острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (в редакции от 09.09.20 г.) в зависимости от эпидемической ситуации в регионе или отдельных административно-территориальных единицах региона устанавливается «зеленый», «желтый», «оранжевый» или «красный» уровень эпидемической опасности распространения COVID-19 (далее – уровень эпидемической опасности). Рассмотрим некоторые аспекты деятельности учреждений в условиях того или иного установленного уровня эпидемической опасности.
Заметим, что уровень эпидемической опасности может меняться как для всей территории региона, так и для территории отдельных административно-территориальных единиц региона. В регионе, относительно которого нет решения Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций об установлении уровня эпидемической опасности, применяются противоэпидемические меры, предусмотренные для «зеленого» уровня. Критерии установления статуса территории региона, в котором имеется значительное распространение COVID-19, представлены в таблице.
Уровень эпидеми- |
Условия установления статуса |
1 |
2 |
Зеленый |
Нет всплеска заболеваний, загруженность коек в больнице на уровне 5 % |
Желтый |
Если 5 дней подряд меняются показатели заболеваний, а загруженность больничных коек – на уровне от 5 % до 50 % от количества коек |
Оранжевый |
Загруженность от 50 % до 75 % количества имеющихся больничных коек |
Красный |
Всплеск заболеваний и загруженность больничных кроватей свыше 75 % на протяжении пяти дней подряд. В 5 раз превышает средний по стране уровень заболеваемости (на 100 тыс. населения за 14 дней) |
Правительство на период действия карантина также рекомендует субъектам хозяйствования определенным образом откорректировать рабочие графики – перенести начало рабочего дня на 10.00 или более позднее время субъектам хозяйствования, которые работают в сферах:
- оптовой и розничной торговли;
- ремонта автотранспортных средств и мотоциклов;
- почтовой и курьерской деятельности;
- временного размещения и организации питания;
- страховой деятельности;
- образования;
- предоставления социальной помощи;
- искусства, спорта, развлечений и отдыха.
Итак, на период действия карантина рабочий день начинается:
- в 08.00 – в органах исполнительной власти, других госорганах, органах местного самоуправления (далее – ОМС);
- 10.00 – в центрах оказания административных услуг, органах соцзащиты населения, территориальных органах Пенсионного фонда.
Кроме того, ОМС рекомендовано разработать или скорректировать маршруты движения общественного транспорта с учетом измененных графиков работы.
Аспекты деятельности учреждений согласно уровню эпидемической опасности
«Зеленый уровень»
Общие требования для регионов с зеленым уровнем эпидемической опасности:
- пребывание в общественных зданиях в масках или респираторах;
- проведение массовых мероприятий из расчета 1 человек на 5 м2;
- кинотеатры с заполненностью на 50 %;
- перевозка пассажиров общественным транспортом только в количестве сидячих мест;
- разрешены посещения заведений дошкольного, школьного, внешкольного и специализированного образования, если на самоизоляции свыше 50 % детей и персонала заведения.
Относительное послабление карантинных ограничений во время перехода на «зеленый уровень» ставит, среди прочего, перед администрацией учреждений вопрос о правильном оформлении возвращения работников к работе. Поэтому рассмотрим, как правильно оформить выход на работу работников, которые согласно приказу работодателя находились в отпуске в течение карантина.
Конечно, было бы идеально, если бы период окончания «карантинного» (хоть оплачиваемого, хоть неоплачиваемого) отпуска, который предоставили работникам, совпадал с желаемым сроком начала возобновления работы учреждения. Например, соответствующие заявления «отпускники» написали «до 18 сентября 2020 года включительно», а после уведомлений о намерении правительства продолжить карантин они не писали заявлений на продление. В таком случае никаких дополнительных кадровых документов относительно выхода работников на работу составлять не нужно.
Более сложная ситуация, если речь идет об оплачиваемом ежегодном отпуске, который на желаемую дату выхода на работу еще не закончился и причин для прерывания которого по инициативе работодателя нет. Или если работники писали заявление на неоплачиваемый отпуск «до объявления Кабинетом Министров Украины о завершении карантина». Ведь карантин продлен правительством до 31 октября. В этом случае для правильного оформления выхода на работу надо сделать следующее.
Во-первых, советуем работодателю обеспечить надлежащим образом дополнительное информирование работников о возможности им приступить к работе в связи с ослаблением карантинных ограничений. Далее работник и работодатель должны прервать отпуск. Однако трудовым законодательством не регламентирована такая процедура прерывания ежегодного основного (дополнительного) отпуска или отпуска без сохранения заработной платы.
Если работник желает прервать свой отпуск и согласен приступить к работе во время карантина (если для соответствующей сферы деятельности внедрено послабление), то главное – позаботиться о надлежащем документальном оформлении его намерений и согласия на это работодателя. По нашему мнению, в таком случае работник должен написать и подать работодателю заявление с просьбой прервать его отпуск и позволить приступить к работе. Текст может быть следующим: «Прошу прервать с 21.09.20 г. предоставленный мне отпуск без сохранения заработной платы».
А работодатель на его основании издаст приказ о прерывании отпуска, который был предоставлен на время карантина (см. образец 1).
ОБРАЗЕЦ 1 УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ ЛІСОМАВСЬКА РДА 16.09.20 р. м. Лісомавськ № 152-0к Про переривання відпустки без збереження заробітної плати Бушай Г. І. 1. Бушай Ганні Івановні, менеджеру відділу збуту, з 21 вересня 2020 року перервати відпустку без збереження заробітної плати. До роботи стати 21 вересня 2020 року. 2. Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою. Підстава: заява Бушай Г. І. від 16.09.20 р. Начальник (підпис) З. Г. Ягун З наказом ознайомлена: 16.09.20 р. (підпис) Г. І. Бушай |
«Желтый уровень»
Общие требования для регионов с желтым уровнем эпидемической опасности:
- ограничения «зеленой зоны» сохраняются;
- запрещено посещение учреждений социальной защиты, в которых находятся люди преклонного возраста, кроме тех, кто предоставляет услуги в кризисном порядке;
- на входе в заведения или мероприятий нужно разместить информацию о возможном количестве посетителей. Контроль должен осуществлять собственник помещения или организатор события.
Рассмотрим ситуацию, когда работникам нужно выходить на работу, потому что, например, с работой дома не получается. В таком случае рекомендуем на основании заявлений работников сместить время начала работы так, чтобы они, по крайней мере, добирались на работу не в час пик. Другой вариант выхода – ввести гибкий режим рабочего времени.
В случае такого режима работник может выбирать ежедневное время начала и окончания рабочего дня или ежедневную продолжительность рабочего дня в пределах, установленных работодателем. Образец приказа об установлении неполного рабочего времени приведем ниже (см. образец 2).
ОБРАЗЕЦ 2 КОМУНАЛЬНА БЮДЖЕТНА УСТАНОВА «КОНТАКТНИЙ ЦЕНТР МІСТА МУРОМСЬКОГО» Наказ 16.09.20 р. м. Муромське № 133-0к Про встановлення неповного робочого тижня Дорошенку Йосипу Марковичу, програмісту відділу інформаційних технологій, установити режим неповного робочого тижня з робочими днями понеділок та четвер (по 8 годин на день) з оплатою праці пропорційно до відпрацьованого часу з 21 вересня 2020 року. Підстава: заява Дорошенка І. М. від 16.09.20 р. Директор: (підпис) А. Б. Змієнко З наказом ознайомлений: 16.09.20 р. (підпис) І. М. Дорошенко |
«Оранжевый уровень»
Общие требования для регионов с этим уровнем эпидемической опасности:
- сохраняются требования «желтой зоны»;
- запрещается деятельность заведений размещения (хостелы, турбазы и т. п.), кроме отелей;
- запрещается работа развлекательных заведений и ресторанов ночью;
- запрещаются плановые госпитализации в больницах;
- запрещается работа спортзалов, фитнес-центров, заведений культуры;
- запрещается принимать новые смены в детские лагеря;
- ограничение для массовых мероприятий: один человек на 20 м2 и не более чем 100 человек.
С учетом этих условий вполне возможно, что наемные работники могут работать на дому (дистанционно), вместе с тем они не становятся надомниками из-за одного лишь факта выполнения ими время от времени (т. е. не постоянно) работы на дому, а не на своем обычном рабочем месте (ст. 1 Конвенции МОП от 20.06.96 г. № 177 «О надомной работе»).
Рассмотрим временную работу на дому в контексте кадрового обеспечения. Лучше, чтобы инициатива по организации труда в дистанционном режиме поступила от работника. То есть работник подает работодателю заявление с просьбой позволить ему работать на дому. В этом заявлении, среди прочего, должны быть указаны: дата начала и период, в течение которого работник будет выполнять свои трудовые обязанности дома. Согласно резолюции на заявлении отдел кадров должен будет подготовить кадровый приказ о работе на дому (см. образец 3).
ОБРАЗЕЦ 3 ЕПЛІВСЬКА МІСЬКА ГАЛЕРЕЯ МИСТЕЦТВ Наказ 16.09.20 р. м. Еплівськ № 11/6/-0к Про роботу вдома Павленко Н. Р. Павленко Надії Романівні, головному бухгалтеру бухгалтерії, надати можливість виконувати посадові обов’язки вдома (за межами території галереї) за адресою: м. Еплівськ, вул. Леннона, 70, за допомогою інформаційно-комунікаційних технологій на період з 17.09.20 р. до 05.10.20 р. Підстава: заява Павленко Н. Р. від 16.09.20 р. Директор: (підпис) Р. Д. Старий З наказом ознайомлена: 16.09.20 р. (підпис) Н. Р. Павленко |
«Красный уровень»
Общие требования для регионов с этим уровнем эпидемической опасности:
- сохраняются требования «оранжевой зоны»;
- запрещается работа общественного транспорта;
- запрещается посещение учебных заведений.
Итак, в учреждениях «красной зоны» может возникнуть простой. Определение простоя содержится в ст. 34 КЗоТ, согласно которому простой – это остановка работы, вызванная:
- отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы;
- неотвратимой силой;
- другими обстоятельствами.
Если учреждение обязали остановить работу (с целью предупреждения распространения коронавируса COVID-19) по решению местного совета, тогда обычно составляют акт о простое, но в этой ситуации этого делать не обязательно, ведь причины простоя от работодателя не зависят. Приказ о простое в учреждении может иметь следующую формулировку (см. образец 4).
ОБРАЗЕЦ 4 КП «КОМУНАЛЬНЕ ТРАНСПОРТНЕ ПІДПРИЄМСТВО» 16.09.20 р. м. Хортів № 229 Про простій Через поширення на території регіону коронавірусу COVID-19, з метою запобігання його подальшому поширенню та на підставі рішення (зазначаються реквізити відповідного рішення, яке виконується) НАКАЗУЮ: 1. Зупинити на період з 16.09.20 р. до 31.10.20 р. виконання робіт у відділах маркетингу і постачання. 2. Визнати, що виконання робіт зупинено з незалежних від сторін причин. 3. На період тимчасового зупинення робіт визнати таким, що перебуває у простої, Сагайдачного Б. В., начальника відділу маркетингу. 4. Звільнити працівників, зазначених у п. 3, від необхідності бути присутніми під час простою на робочих місцях. 5. На період простою працівникам, зазначеним у п. 3, зберегти середній заробіток. 6. Хмельницькому С. С., начальнику відділу кадрів, ознайомити з цим наказом працівників, зазначених у п. 3, особисто під підпис. 6.1. За неможливості оперативного особистого ознайомлення надіслати копію наказу електронною поштою або іншим засобом комунікації (через Viber, Telegram тощо). 6.2. Збирати й підтримувати в актуальному стані інформацію про стан здоров’я працівників установи, які перебувають вдома під час простою. 7. Контроль за виконанням наказу залишаю за собою. Директор: (підпис) П. О. Котляревський З наказом ознайомлені: 16.09.20 р. начальник відділу кадрів (підпис) С. С. Хмельницький 16.09.20 р. начальник відділу маркетингу (підпис) Б. В. Сагайдачний |
Напоследок напомним, что за нарушения условий карантина предполагаются соответствующие санкции:
- штраф от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 000 до 54 000 грн) или арест на 6 месяцев;
- ограничение или лишение свободы на 3 года, если такие действия привели или могли привести к распространению болезни;
- лишение свободы на срок от 5 до 8 лет, если нарушение правил обсервации повлекло смерть или другие серьезные последствия для третьих лиц.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 41, который выходит из печати 05.10.20 г.