Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как планируют штрафовать за нарушения в сфере наличного обращения

7 августа 2019 г.

Контроль есть, а финансовых санкций нет?

На сегодня в сфере наличного обращения сложилась практически уникальная ситуация. Отменены штрафные санкции за нарушения порядка осуществления операций с наличными, установленные Указом Президента от 12.06.95 г. № 436/95 (далее – Указ № 436). Осталась только административная ответственность по КУоАП, о чем мы писали в «Ответственность за нарушения в сфере наличного обращения». Вместе с тем объект контроля остался. Как остались и функции контроля, возложенные на ГФС (п. 57 разд. IV Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148, далее – Положение № 148).

Напомню, что при проверках по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования (далее – СХ) кассовой дисциплины налоговики проверяют (п. 58 Положения № 148):

  • ведение кассовой книги и оформление поступления и выдачи наличных;
  • полноту и своевременность оприходования наличных в кассах;
  • наличие самостоятельно установленного лимита кассы и его соответствие самостоятельно осуществленным расчетам;
  • наличие в кассах предприятий торговли, общественного питания и услуг разменной монеты для выдачи сдачи;
  • соответствие данных кассовых и банковских документов при получении СХ значительных сумм наличными;
  • соблюдение порядка использования наличной выручки, установленного Налоговым кодексом, при наличии у предприятия налогового долга;
  • соблюдение порядка выдачи наличных под отчет, в том числе на командировки;
  • соблюдение ограничений при наличных расчетах между СХ и с физлицами.

Как видите, список подконтрольных вопросов – внушительный. Очевидно, что в перспективе одними административными санкциями за «наличные» нарушения дело не ограничится. Поэтому давайте заранее заглянем в законопроекты.

Что предлагается в законопроектах: всеобщая фискализация и премия покупателю

На сайте Минфина размещен законопроект от 03.09.18 г., которым устанавливаются следующие штрафные (финансовые) санкции:

  • за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе – в размере 100 % суммы выявленной сверхлимитной наличности (по Указу № 436 было 200 %);
  • за неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование наличных в кассе – в двухкратном размере неоприходованной, не полностью и/или несвоевременно оприходованной суммы наличных (по Указу № 436 был пятикратный размер);
  • за превышение установленных сроков использования наличных, выданных под отчет, или за выдачу под отчет наличных без получения авансового отчета за ранее выданную сумму – в размере 25 % выданных под отчет сумм (и Указом № 436 была установлена такая же штрафная санкция);
  • за невыдачу расчетного документа, подтверждающего уплату лицом наличных (кроме расчетов с применением РРО) – в размере 200 % уплаченной суммы (в Указе № 436 подобной нормы не было).

Отсюда видно, что акценты контроля сместились в сторону защиты прав потребителя. Напомним, что Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023) обязывает продавца, а не дает ему права, выдавать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи (абзац второй ч. 11 ст. 8 Закона № 1023).

Невыдача (несвоевременная выдача) покупателю чека в качестве документа, подтверждающего исполнение договора, квалифицируется как нарушение прав потребителя (п. 8 ч. 1 ст. 21 Закона № 1023). Вместе с тем в ст. 23 Закона № 1023, устанавливающей наказание за нарушение прав потребителей, не просматривается прямой ответственности за данное нарушение. Это явный законодательный пробел. Видимо, поэтому помимо штрафов, предусмотренных Законом от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее – Закон № 265), и планируют ввести отдельный штраф за невыдачу расчетного документа для тех СХ, которые торгуют без РРО.

Вполне логично стремление законодателей стимулировать массовую установку РРО, так как проверять такого торговца легче. Поэтому и возникла законодательная инициатива, направленная в сторону всеобщей фискализации наличных расчетов в сфере торговли (в том числе через Интернет), общественного питания, торговли через автоматы по продаже товаров, предоставления услуг по приему наличных для дальнейшего перевода, пассажирских перевозок и пр. К решению проблемы подошли с двух сторон: технической и контрольно-проверочной.

Техническая сторона вопроса

На основании постановления КМУ от 13.06.18 г. № 472 до конца 2019 года проходит апробацию экспериментальный проект регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, выполняющих функции РРО. Цель эксперимента – расширить перечень устройств, которые могут создавать электронные фискальные чеки и передавать фискальные данные в ГФС. Это могут быть компьютеры, планшеты, смартфоны со специальным программным обеспечением, зарегистрированные в Госреестре РРО. Заодно это позволит уменьшить затраты бизнеса на приобретение и обслуживание РРО.

ГФС уже обеспечила функционирование специально разработанной для этого информационной системы E-Receipt. Для регистрации касс и кассиров в приватной части Электронного кабинета создан электронный сервис «Экспериментальный проект РРО».

Контрольно-проверочная сторона вопроса

При ожидаемом энтузиастами проекта росте числа субъектов предпринимательства, применяющих РРО, возникает вопрос: как их всех проверить, какими силами?

На вооружение хотят взять прием, опробованный в других странах: привлечь население к контролю над торговцами. Иначе говоря, любая покупка может стать контрольной. Если покупатель не получил чек, то есть выявил нарушение у продавца, и сообщил об этом в ГФС по установленной форме, то он будет вознагражден. Чтобы заинтересовать людей, вводится так называемый кэшбек, некий денежный бонус, привязанный к сумме штрафа, возложенного на нерадивого продавца.

Данная идея реализована в законопроекте № 9451 от 27.12.18 г., который вносит изменения в Налоговый кодекс (далее – НК) и Закон № 265. В чем же суть законодательных инициатив?

На продавца налагается штраф в размере 200 % от стоимости проданных с нарушением товаров (работ, услуг) (далее – товаров), но не менее 50 НМДГ (850 грн) за первое (в течение календарного года) нарушение на отдельном хозяйственном объекте СХ, такое как: проведение расчетной операции через РРО на неполную сумму покупки; непроведение расчетной операции через РРО; несоответствие у юрлиц на месте проведения расчетов суммы наличных по Х-отчету фактической сумме наличных денег более чем на 10 % МЗП, установленной на 1 января налогового (отчетного) года, а при применении юрлицом расчетной книжки – общей сумме продажи по расчетным квитанциям; нераспечатку соответствующего расчетного документа или проведение расчетной операции без использования расчетной книжки.

За каждое следующее нарушение штраф составит 500 % стоимости проданных с нарушением товаров, но не менее 100 НМДГ (1 700 грн).

Сравните! Действующая редакция Закона № 265 предусматривает за первое нарушение символический штраф – 1 грн, а за каждое следующее нарушение – в размере 100 % стоимости проданных с нарушением товаров. Так что прогресс в этом вопросе, как говорится, налицо...

Вводится понятие «компенсация части сумм штрафа». Эта компенсация перечисляется потребителю (покупателю) за счет штрафных санкций, примененных ГФС по результатам проверки продавца по обращению или жалобе покупателя о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций. Сумма компенсации составляет 100 % стоимости проданных товаров.

Для того чтобы получить компенсацию, покупателю придется потрудиться: составить жалобу на торговца, в которой указать свои данные, включая адрес проживания и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, номер телефона, дату покупки, перечень товаров, адрес магазина или место покупки. В случае покупки товаров через Интернет – указать интернет-сайт, где был сделан заказ или приведена информация о торваре и продавце. Также надо привести перечень полученных от продавца документов, представить другие доказательства заказа, оплаты и получения товара, а также указать свой расчетный счет, на который может быть зачислена компенсация (если будет принято положительное решение). К жалобе обязательно прилагаются копии документов, полученных вместе с товаром.

Негативный момент: получить деньги потребитель сможет, только если выполнены следующие условия:

  • в обращении потребителя указан его расчетный счет и банк;
  • сумма штрафа зачислена в полном объеме в госбюджет;
  • к жалобе приложены копии всех перечисленных в ней документов;
  • стоимость товаров в рамках одной расчетной операции, по которой подано обращение, составляет более 50 НМДГ (более 850 грн). То есть о мелких нарушениях речь не идет.

Ясно, что если продавец оспорит наложенный на него штраф в суде (а в реальности эта процедура может растянуться на годы), потребитель в конечном счете может ничего не получить.

Позитивный момент: если потребителю повезло (например, продавец признал нарушение и быстро уплатил штраф в бюджет), полученная сумма компенсации не включается в общий налогооблагаемый доход потребителя (п. 165.1 НК планируют дополнить пп. 165.1.60).

Как видите, штрафы за невыдачу чеков планируют значительно увеличить, а вот сможет ли потребитель получить бонус от государства за документирование такой «контрольной закупки» и донесение информации до налоговиков – большой вопрос.

Источник: "Баланс" № 59, который вышел из печати 01.08.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!