Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Как органы ГФС отрабатывают налоговые риски по НДС

February 21, 2018

Приказом № 543 утвержден Рекомендованный порядок взаимодействия подразделений ГФС при комплексной отработке налоговых рисков по налогу на добавленную стоимость (далее – Порядок № 543). Документом установлены правила взаимоотношений органов ГФС и плательщиков НДС. В консультации мы расскажем об этапах комплексной отработки налоговых рисков по НДС и особенностях проведения этой процедуры.

С какой целью разработан документ

Цель Порядка № 543 – исключить возможность фискального давления, нивелирование налоговых рисков в деятельности добросовестных налогоплательщиков, а также принятие профилактических мер по предотвращению правонарушений.

Кому важно знать нормы документа

С Порядком № 543 полезно ознакомиться плательщикам НДС, у которых возникли проблемы с регистрацией налоговых накладных (далее – НН), подачей налоговой отчетности, неправомерной отменой регистрации. Из этого документа вы узнаете, как органы ГФС проверяют налоговые риски по НДС.

Самые важные моменты документа

Комплексная отработка налоговых рисков по НДС состоит из трех этапов:

  • ранняя налоговая диагностика (до истечения предельного срока подачи НДС-отчетности);
  • электронный контроль рисков (после истечения предельного срока подачи НДС-отчетности);
  • налоговый контроль рисков (после истечения предельного срока уплаты денежных средств по НДС).

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Первый этап

Ранняя налоговая диагностика заключается в выявлении, обобщении и отработке налоговой информации по возможным налоговым рискам плательщика НДС с помощью Единого реестра налоговых накладных (далее – ЕРНН) и других ресурсов информационно-аналитического обеспечения.

Цель ранней диагностики – выявление фактов регистрации НН в ЕРНН налогоплательщиками, которые формируют налоговый кредит с признаками риска для других плательщиков, а также манипулирования показателями деклараций, уточняющих расчетов и расчетов корректировки (далее – РК), представленных за прошлые периоды.

Электронный перечень налогоплательщиков, осуществляющих рисковые операции, формируется еженедельно по результатам автоматического отбора субъектов хозяйствования (далее – СХ) с налоговыми рисками и анализа реестров первичных документов.

На основании поданных деклараций за прошлые периоды и уточняющих расчетов органы ГФС анализируют следующие показатели:

  • манипулирование показателями отчетности;
  • включение в налоговую отчетность отчетного периода НН с периодом выписки, отличным от отчетного периода;
  • факт регистрации плательщиков НДС в периодах, за которые проведена корректировка.

После выявления налоговых рисков устанавливается местонахождение налогоплательщиков, проводится опрос их учредителей и должностных лиц на предмет причастности к осуществлению конкретной рисковой операции.

Второй этап

На данном этапе осуществляется электронный контроль рисков, который заключается в автоматизированном выявлении налоговых рисков на основании данных налоговой отчетности. Ежедневно, начиная с рабочего дня, следующего за последним днем подачи налоговой отчетности, в ГФС формируются перечни плательщиков НДС, резко повышающих экономическую активность, и плательщиков, у которых выявлены признаки манипулирования отчетностью.

Третий этап

После уплаты налоговых обязательств осуществляется налоговый контроль рисков. В течение 5 рабочих дней после истечения предельного срока уплаты налоговых обязательств Координационно-мониторинговый департамент и Департамент развития ИТ ГФС определяют вероятные схемы уклонения СХ от налогообложения. Эти данные передаются в территориальные органы ГФС.

При определении таких схем учитываются показатели уточняющих расчетов и отчетности, представленной с нарушением установленных сроков. Собранная доказательная база, подтверждающая фиктивность СХ и невозможность осуществления им хозяйственных операций, передается в соответствующие органы налогового и таможенного аудита для оформления материалов проверок и обобщенной налоговой информации (в случае невозможности проведения проверок).

Материалы, свидетельствующие о совершении уголовных преступлений, передаются в следственные подразделения для принятия решения согласно УПК. Территориальный орган ГФС, в котором состоит на учете выгодоприобретатель:

  • детально изучает выявленную схему (цепь) уклонения от налогообложения;
  • в случае недостатка информации для формирования доказательной базы по выгодоприобретателю направляет запрос в территориальные органы ГФС, где состоят на учете СХ с налоговыми рисками – участники цепи;
  • вручает выгодоприобретателю запрос о предоставлении объяснений и их документальном подтверждении.

С учетом собранной доказательной базы органы ГФС проводят внеплановую проверку выгодоприобретателя. Выводы о нарушении налогового законодательства могут быть основаны на выясненных фактах:

  • нереальности хозяйственной операции (например, в связи с отсутствием факта реального происхождения товара и невозможностью его движения по цепи; невозможностью предоставить услугу; отсутствием связи операции с хозяйственной деятельностью);
  • нарушений законодательства при составлении первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других проверенных документов.

Внеплановой проверке подлежит и СХ с налоговыми рисками (выгодоформирующий/выгодотранспортирующий субъект). Перед ее проведением орган ГФС направляет СХ запрос о предоставлении объяснений и их документальном подтверждении по осуществленным нереальным (с нарушением законодательства) хозяйственным операциям. СХ должен дать ответ на такой запрос не позднее 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (пп. 78.1.4 НК).

Не позднее следующего рабочего дня после окончания срока предоставления ответа на запрос орган ГФС принимает решение о проведении внеплановой проверки, а если в проверке нет необходимости (например, уже проводилась), обобщает налоговую информацию и оформляет ее в виде отдельного документа. В нем должно быть указано, какие нарушения выявлены и на основании каких источников информации.

Если же факты нарушения налогового законодательства не выявлены, составляется служебная записка, которую утверждает руководитель территориального органа ГФС.

Материалы проверок, в том числе обобщенная налоговая информация, вносятся в информационные базы данных ГФС не позднее следующего рабочего дня после их составления. При установлении по результатам отработки признаков уголовного правонарушения материалы дела передаются в следственные подразделения с соблюдением требований УПК.

Выводы

Комплексная отработка налоговых рисков по НДС состоит из трех этапов. На первом этапе до истечения предельного срока подачи отчетности по НДС проводится ранняя налоговая диагностика с целью выявления налогоплательщиков, выполняющих рисковые операции. На втором этапе осуществляется электронный контроль рисков, который заключается в автоматизированном выявлении налоговых рисков на основании данных налоговой отчетности. На третьем этапе после истечения предельного срока уплаты налоговых обязательств осуществляется налоговый контроль рисков, цель которого – определить схемы уклонения СХ от налогообложения. По результатам этого этапа принимается решение о проведении внеплановой проверки СХ либо составляется служебная записка об отсутствии нарушений.

Источник: Практическое руководство № 1, 2018.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!