Как действовать в случае изменения цены на услуги по отоплению

Ситуация: в учреждении дважды сорвались открытые торги по закупке услуг по отоплению из-за недостаточного количества участников. Поэтому была проведена переговорная процедура закупки, по результатам которой заключен договор о закупке. В настоящий момент учреждение отапливает поставщик, который находится в одной административно-территориальной единице. При этом сначала районный совет своим решением снизил ему цены, в результате чего учреждение внесло изменения в договор, а теперь, напротив, – поднял цены. Может ли учреждение внести изменения в договор относительно увеличения цены отопления в связи с тем, что поставщик повысил цену на основании решения районного совета? Является ли это достаточным основанием? Какими нормами в данном случае руководствоваться?
Когда разрешается вносить изменения в существенные условия договора?
Как видим, в этой ситуации учреждение должно внести изменения в такое существенное условие договора о закупке, как цена. Сразу напомним заказчикам, что ч. 4 ст. 36 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII (далее – Закон № 922) установлен исключительный перечень случаев, когда можно вносить изменения в существенные условия договора, в том числе и в цену за единицу услуги, а именно:
1) уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;
2) изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что это изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;
3) улучшение качества предмета закупки при условии, что это не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;
4) продление срока действия договора и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших за собой такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика, при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;
5) согласованное изменение цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);
6) изменение цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;
7) изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре порядка изменения цены;
8) изменение условий из-за применения положений ч. 5 ст. 36 данного Закона.
Как вытекает из этого перечня, изменить цену в договоре о закупке услуг (а закупка теплоснабжения – это закупка именно услуг) заказчик может только в случаях, приведенных в п. 5–7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922.
При этом для нашей ситуации подойдет п. 7 в части изменения регулируемых цен (тарифов), которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре порядка изменения цены.
В то же время следует помнить, что внесение изменений в существенные условия договора в указанных выше случаях – это право сторон, а не их обязанность. А для решения данной ситуации стоит разобраться с тем, как формируются цены на услуги по отоплению в Украине и может ли заказчик изменять цену за отопление на основании решения райсовета.
Как формируются цены на услуги по отоплению?
Как определено в ст. 1 Закона от 02.06.05 г. № 2633-IV «О теплоснабжении» (далее – Закон № 2633), тариф (цена) на тепловую энергию – это денежное выражение расходов на производство, транспортировку, поставку единицы тепловой энергии (1 Гкал) с учетом рентабельности производства, инвестиционной и других составляющих, которые определяются по методикам, разработанным национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.
При этом тарифы на тепловую энергию должны (ст. 20 Закона № 2633):
- обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных расходов на ее производство, транспортировку и поставку;
- учитывать себестоимость тепловой энергии и обеспечивать рентабельность субъекта хозяйствования (далее – СХ), которая определяется органом, уполномоченным устанавливать тарифы.
Важный нюанс: установление тарифов на тепловую энергию ниже размера экономически обоснованных расходов на ее производство, транспортировку и поставку не допускается (ст. 20 Закона № 2633).
Еще одной нормой, а именно ст. 31 Закона от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах» (далее – Закон № 1875), определено, что устанавливать цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения запрещено, в противном случае это может быть обжаловано в суде.
Кто разрабатывает (рассчитывает) тарифы?
В соответствии с Законом № 1875 исполнитель/производитель имеет право разрабатывать расчеты относительно уровня цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и подавать их на утверждение органам, уполномоченным устанавливать тарифы. При этом исполнитель – это СХ, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю по условиям договора, а производитель – СХ, который производит или создает такие услуги.
Кто устанавливает (утверждает) тариф на теплоснабжение?
Как предусмотрено нормами Законов № 1875 и № 2633, Закона от 22.09.16 г. № 1540-VIII «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» и Закона от 09.07.10 г. № 2479-VI «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», к полномочиям Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее – НКРЭКУ), относится, в частности, установление тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги (централизованное отопление, поставка горячей воды) субъектам естественных монополий и СХ на смежных рынках в сфере теплоснабжения, лицензирование деятельности которых осуществляет НКРЭКУ.
В то же время в соответствии с Законами № 1875 и № 2633, Законом от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» и Законом от 10.01.02 г. № 2918-ІІІ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» полномочия относительно осуществления лицензирования хозяйственной деятельности по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, по централизованному водоснабжению и водоотведению, установлению тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги по централизованному отоплению и поставке горячей и холодной воды, водоотведению распределены между НКРЭКУ и органами местного самоуправления в зависимости от объемов отпуска тепловой энергии СХ в сфере теплоснабжения и численности населения и места расположения СХ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Напомним, Законом № 2633 к основным полномочиям органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения, в частности, отнесены (ст. 13):
- установление для всех категорий потребителей тарифов на тепловую энергию и ее производство (кроме тарифов на тепловую энергию, произведенную на ТЭЦ, ТЭС, АЭС и когенерационных установках) в порядке и пределах, определенных законодательством;
- ежеквартальное обнародование установленных для всех категорий потребителей тарифов на тепловую энергию, которая производится на установках с использованием альтернативных источников энергии (кроме ТЭЦ, ТЭС, АЭС и когенерационных установок).
С учетом указанного делаем вывод: орган местного самоуправления имеет право устанавливать (в т. ч. увеличивать) тарифы на услуги по теплоснабжению.
Может ли учреждение внести изменения в договор? Какими законодательными нормами при этом нужно руководствоваться?
Да, может. Руководствуясь положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов относительно внесения изменений в договоры, вышеуказанными законами, п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922, соответствующим решением органа местного самоуправления об установлении тарифа на услуги по теплоснабжению, стороны могут внести изменения в договор о закупке относительно изменения цены за единицу услуги.
В то же время не следует забывать, что положения п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 можно применять при наличии в договоре порядка изменения цены.
Обращаем внимание, что п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922, по сравнению с другими пунктами этой нормы, не содержит ограничений относительно невозможности увеличения общей суммы договора в случае изменения цены за единицу услуги. Поэтому если заказчик имеет достаточно выделенных ассигнований, то на основании п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 он может увеличить не только цену за единицу услуги теплоснабжения, но и общую сумму договора.
Заказчикам-бюджетникам не стоит также забывать об ограничениях, установленных ст. 48 Бюджетного кодекса, относительно невозможности взятия обязательств больше, чем утверждено ассигнований. Поэтому, если у такого заказчика нет утвержденных ассигнований для увеличения суммы договора, ему придется при увеличении цены за единицу уменьшить объем закупаемых услуг по договору, чтобы не нарушать бюджетное законодательство.
Имейте в виду: в любом случае нельзя увеличивать объем закупаемых услуг по теплоснабжению при внесении изменений в договор о закупке на основании п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 17, который вышел из печати 23.04.18 г.