Финансовый план КНП

Минздрав обновил Методические рекомендации по вопросам преобразования заведений первичной медпомощи (далее – заведения ПМП) из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП), но вопросов от этого не уменьшилось. Мы дадим ответы на актуальные вопросы о составлении финансового плана реорганизованного КНП.
Что такое финансовый план?
Финансовый план является основным плановым документом, согласно которому предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направления средств для выполнения своих функций в течение года согласно учредительным документам. Финансовые планы обязаны разрабатывать как государственные коммерческие предприятия (ст. 75 Хозяйственного кодекса, далее – ХК), так и государственные некоммерческие (казенные) предприятия (ч. 8 ст. 77 ХК).
Финансовый план также обеспечивает механизм согласования расходов с собственником. Реорганизованные КНП относятся к коммунальному сектору экономики, но, несмотря на полученный ими статус субъекта хозяйствования (далее – СХ), собственник должен контролировать направление расходов. Таким образом, с одной стороны, финансовый план является инструментом контроля, а с другой — обеспечивает легализацию запланированных расходов предприятия при условии, что расходы учтены в этом плане и согласованы с собственником. В вопросах налогообложения финансовый план обосновывает соответствие расходов уставной деятельности и является залогом сохранения статуса неприбыльности.
Какими нормативными документами руководствоваться при составлении финансового плана?
Деятельность заведений ПМП до реорганизации в КНП регламентировалась Бюджетным кодексом (далее – БК). После соответствующего преобразования эти заведения относятся к сфере регулирования хозяйственного законодательства и получили статус СХ. Однако КНП относятся к коммунальной собственности территориальной громады, поэтому в своей деятельности должны руководствоваться прежде всего такими нормативными документами, как БК, ХК и Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине».
В ч. 1. ст. 24 ХК указано, что управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно СХ, которые относятся к коммунальному сектору экономики. То есть собственник (орган местного самоуправления) непосредственно управляет теми коммунальными предприятиями, которые являются его собственностью. Составление финансового плана и определение порядка отчетности о его выполнении также относится к полномочиям собственника. Впрочем, согласно законодательству о местном самоуправлении собственник может делегировать исполнительному органу функции утверждения финансового плана и контроля за его выполнением. На это законодательных ограничений нет.
Согласно действующему законодательству в случае отсутствия отдельного положения о порядке составления и утверждения финансового плана и определения этого понятия в уставе предприятия необходимо руководствоваться Порядком составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана субъекта хозяйствования государственного сектора экономики, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли от 02.03.15 г. № 205 (далее – Порядок № 205, детальнее см. в следующих номерах).
Какие установлены сроки составления и внесения изменений в финансовый план?
Как предусмотрено ст. 75 ХК, годовой финансовый план предприятия утверждается до 1 сентября года, предшествующего плановому. Обычно до 1 июня необходимо представить проект финансового плана в уполномоченный орган/соответствующий совет (возможно, комиссии, если это указано в уставе или определено собственником). После рассмотрения и возможной доработки проект передается на утверждение собственнику, соответствующему совету или уполномоченному исполнительному органу.
После утверждения финансовый план считается согласованным и действующим. Законодательством запрещено вносить изменения в план за прошлые периоды. То есть если необходимо сделать определенные коррективы в январе, то спланировать и внести их надо до января. Как видим, индивидуальный порядок внесения изменений в финансовый план для медицинского заведения более удобен, ведь позволяет внести больше изменений в течение года. Так, в случае планирования по Порядку № 205 вносить изменения можно только трижды — один раз в финансовый план на следующий год и дважды в течение текущего.
Итак, нужно разработать и согласовать с собственником Порядок внесения изменений в финансовый план КНП. Вносить изменения можно по решению собственника или уполномоченного органа (как решит собственник). |
Какие разделы должен содержать финансовый план?
Наиболее распространенная форма финансового плана состоит из нескольких разделов (приложение 2 Порядка № 205):
- ожидаемые доходы с поквартальным указанием их объема и распределением по источникам поступления (например, доходы по договору с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ), доходы по местной программе, от аренды имущества, предоставления платных услуг и т. п.);
- ожидаемые расходы, на которые будет израсходован доход, постатейно (заработная плата, расходные материалы, капитальные расходы, закупка оборудования и т. п.) с детализацией информации (например, зарплата медицинского персонала, административно-хозяйственного персонала, руководителей и т. п.) или без нее, что зависит от решения собственника;
- финансовые результаты деятельности: валовой доход, результат от операционной деятельности, финансовый результат от деятельности (прибыль или убыток), который определяется соотношением дохода и расходов;
- обязательные платежи КНП в бюджет (включается в финансовый план по требованию собственника для удобства формирования местного бюджета; показывает, какие дополнительные налоги из доходной части должны уплатить КНП);
- индикаторы и коэффициенты для анализа финансового плана и отчета о его выполнении, с помощью которых собственник должен отслеживать деятельность КНП.
Кому отчитываться о выполнении финансового плана?
Сначала отчет о выполнении финансового плана подается собственнику или уполномоченному им органу. Формы отчета разных предприятий могут отличаться. Если порядок составления и утверждения финансового плана регулируется уставом, то в нем целесообразно отметить, что отчет о выполнении финансового плана должен отражать достижение определенных индикаторов, данные о доходной и расходной части общей суммы или другие показатели, необходимые собственнику.
Ежеквартальная отчетность подается уполномоченному органу, а годовая — уполномоченному органу и собственнику. Соответствующий совет может провести сессию относительно рассмотрения отчета о выполнении финансового плана. Кроме того, собственник может обязать КНП обнародовать отчеты в порядке и через определенные им источники.
Надо ли обнародовать отчетность, если собственник этого не требует?
Да, надо, ведь КНП относится к коммунальному сектору экономики, на который распространяется Закон от 11.02.15 г. № 183-VIII «Об открытости использования публичных средств». Согласно законодательству на сайте КНП должна содержаться следующая информация:
- цели предприятия;
- квартальная, годовая финансовая отчетность;
- аудиторские выводы (если проводилась проверка);
- Устав;
- биографическая справка руководителя;
- годовые отчеты руководителя;
- информация об операциях и обязательствах КНП, возникающих в результате государственно-частного партнерства;
- другое.
Кто несет ответственность за составление и выполнение финансового плана?
За составление и выполнение финансового плана отвечает руководитель предприятия. Несоблюдение размеров расходной части или нарушение сроков представления изменений влечет за собой дисциплинарную и даже уголовную ответственность за халатность (например, если расходная часть существенно изменилась, и это не было согласовано с собственником).
Заведения ПМП после реорганизации в КНП являются СХ. Однако даже после перехода на финансирование по договору с НСЗУ они остаются в коммунальной собственности и должны согласовывать с собственником свои расходы. Изменение доходной части в сторону увеличения является положительным показателем, но невыполнение финансового плана расценивается как служебная халатность.
Источник: "Баланс-Бюджет" № 47, который вышел из печати 19.11.18 г.