Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Финансовый план КНП

November 23, 2018

Минздрав обновил Методические рекомендации по вопросам преобразования заведений первичной медпомощи (далее – заведения ПМП) из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП), но вопросов от этого не уменьшилось. Мы дадим ответы на актуальные вопросы о составлении финансового плана реорганизованного КНП.

Что такое финансовый план?

Финансовый план является основным плановым документом, согласно которому предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направления средств для выполнения своих функций в течение года согласно учредительным документам. Финансовые планы обязаны разрабатывать как государственные коммерческие предприятия (ст. 75 Хозяйственного кодекса, далее – ХК), так и государственные некоммерческие (казенные) предприятия (ч. 8 ст. 77 ХК).

Финансовый план также обеспечивает механизм согласования расходов с собственником. Реорганизованные КНП относятся к коммунальному сектору экономики, но, несмотря на полученный ими статус субъекта хозяйствования (далее – СХ), собственник должен контролировать направление расходов. Таким образом, с одной стороны, финансовый план является инструментом контроля, а с другой — обеспечивает легализацию запланированных расходов предприятия при условии, что расходы учтены в этом плане и согласованы с собственником. В вопросах налогообложения финансовый план обосновывает соответствие расходов уставной деятельности и является залогом сохранения статуса неприбыльности.

Какими нормативными документами руководствоваться при составлении финансового плана?

Деятельность заведений ПМП до реорганизации в КНП регламентировалась Бюджетным кодексом (далее – БК). После соответствующего преобразования эти заведения относятся к сфере регулирования хозяйственного законодательства и получили статус СХ. Однако КНП относятся к коммунальной собственности территориальной громады, поэтому в своей деятельности должны руководствоваться прежде всего такими нормативными документами, как БК, ХК и Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине».

В ч. 1. ст. 24 ХК указано, что управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно СХ, которые относятся к коммунальному сектору экономики. То есть собственник (орган местного самоуправления) непосредственно управляет теми коммунальными предприятиями, которые являются его собственностью. Составление финансового плана и определение порядка отчетности о его выполнении также относится к полномочиям собственника. Впрочем, согласно законодательству о местном самоуправлении собственник может делегировать исполнительному органу функции утверждения финансового плана и контроля за его выполнением. На это законодательных ограничений нет.

Согласно действующему законодательству в случае отсутствия отдельного положения о порядке составления и утверждения финансового плана и определения этого понятия в уставе предприятия необходимо руководствоваться Порядком составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана субъекта хозяйствования государственного сектора экономики, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли от 02.03.15 г. № 205 (далее – Порядок № 205, детальнее см. в следующих номерах).

Какие установлены сроки составления и внесения изменений в финансовый план?

Как предусмотрено ст. 75 ХК, годовой финансовый план предприятия утверждается до 1 сентября года, предшествующего плановому. Обычно до 1 июня необходимо представить проект финансового плана в уполномоченный орган/соответствующий совет (возможно, комиссии, если это указано в уставе или определено собственником). После рассмотрения и возможной доработки проект передается на утверждение собственнику, соответствующему совету или уполномоченному исполнительному органу.

После утверждения финансовый план считается согласованным и действующим. Законодательством запрещено вносить изменения в план за прошлые периоды. То есть если необходимо сделать определенные коррективы в январе, то спланировать и внести их надо до января. Как видим, индивидуальный порядок внесения изменений в финансовый план для медицинского заведения более удобен, ведь позволяет внести больше изменений в течение года. Так, в случае планирования по Порядку № 205 вносить изменения можно только трижды — один раз в финансовый план на следующий год и дважды в течение текущего.

Итак, нужно разработать и согласовать с собственником Порядок внесения изменений в финансовый план КНП. Вносить изменения можно по решению собственника или уполномоченного органа (как решит собственник).

Какие разделы должен содержать финансовый план?

Наиболее распространенная форма финансового плана состоит из нескольких разделов (приложение 2 Порядка № 205):

  • ожидаемые доходы с поквартальным указанием их объема и распределением по источникам поступления (например, доходы по договору с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ), доходы по местной программе, от аренды имущества, предоставления платных услуг и т. п.);
  • ожидаемые расходы, на которые будет израсходован доход, постатейно (заработная плата, расходные материалы, капитальные расходы, закупка оборудования и т. п.) с детализацией информации (например, зарплата медицинского персонала, административно-хозяйственного персонала, руководителей и т. п.) или без нее, что зависит от решения собственника;
  • финансовые результаты деятельности: валовой доход, результат от операционной деятельности, финансовый результат от деятельности (прибыль или убыток), который определяется соотношением дохода и расходов;
  • обязательные платежи КНП в бюджет (включается в финансовый план по требованию собственника для удобства формирования местного бюджета; показывает, какие дополнительные налоги из доходной части должны уплатить КНП);
  • индикаторы и коэффициенты для анализа финансового плана и отчета о его выполнении, с помощью которых собственник должен отслеживать деятельность КНП.

Кому отчитываться о выполнении финансового плана?

Сначала отчет о выполнении финансового плана подается собственнику или уполномоченному им органу. Формы отчета разных предприятий могут отличаться. Если порядок составления и утверждения финансового плана регулируется уставом, то в нем целесообразно отметить, что отчет о выполнении финансового плана должен отражать достижение определенных индикаторов, данные о доходной и расходной части общей суммы или другие показатели, необходимые собственнику.

Ежеквартальная отчетность подается уполномоченному органу, а годовая — уполномоченному органу и собственнику. Соответствующий совет может провести сессию относительно рассмотрения отчета о выполнении финансового плана. Кроме того, собственник может обязать КНП обнародовать отчеты в порядке и через определенные им источники.

Надо ли обнародовать отчетность, если собственник этого не требует?

Да, надо, ведь КНП относится к коммунальному сектору экономики, на который распространяется Закон от 11.02.15 г. № 183-VIII «Об открытости использования публичных средств». Согласно законодательству на сайте КНП должна содержаться следующая информация:

  • цели предприятия;
  • квартальная, годовая финансовая отчетность;
  • аудиторские выводы (если проводилась проверка);
  • Устав;
  • биографическая справка руководителя;
  • годовые отчеты руководителя;
  • информация об операциях и обязательствах КНП, возникающих в результате государственно-частного партнерства;
  • другое.

Кто несет ответственность за составление и выполнение финансового плана?

За составление и выполнение финансового плана отвечает руководитель предприятия. Несоблюдение размеров расходной части или нарушение сроков представления изменений влечет за собой дисциплинарную и даже уголовную ответственность за халатность (например, если расходная часть существенно изменилась, и это не было согласовано с собственником).

Заведения ПМП после реорганизации в КНП являются СХ. Однако даже после перехода на финансирование по договору с НСЗУ они остаются в коммунальной собственности и должны согласовывать с собственником свои расходы. Изменение доходной части в сторону увеличения является положительным показателем, но невыполнение финансового плана расценивается как служебная халатность.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 47, который вышел из печати 19.11.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!