Электронные больничные листки: что изменилось и чего ожидать в ближайшее время

Что изменилось? Два года назад Пенсионный фонд Украины создал новый сервис – электронный реестр листков нетрудоспособности (далее – Реестр). Начиная с 1 июня 2021 года запускается пилотное тестирование Реестра, а в полном объеме переход на э-больничные должен произойти с 1 сентября 2021 года.
Внимание! Электронные больничные листки будут действовать некоторое время параллельно с бумажными, поскольку э-больничный смогут получить только пациенты, которые зарегистрированы в электронной системе здравоохранения.
! Электронная система здравоохранения (e-health) – украинская информационно-телекоммуникационная система, в которой ведется автоматизированный учет медицинских услуг и управление медицинской информацией в электронном виде.
Нормативная база
Сейчас действует Порядок организации ведения электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.19 г. № 328 (в редакции постановления КМУ от 31.03.21 г. № 323, далее – Порядок № 328). Новая редакция вступила в силу с 1 мая 2021 года.
Кроме того, Минздрав подготовил проект приказа «Некоторые вопросы формирования и выдачи медицинских заключений о временной нетрудоспособности», который размещен для обсуждения на сайте Федерации профсоюзов Украины.
Алгоритм создания э-больничных в Реестре
Врач после осмотра больного формирует в электронной системе здравоохранения медицинское заключение о временной нетрудоспособности в зависимости от категории (общее заболевание, беременность и роды, пр.) Через веб-интерфейс медицинской информационной системы эти данные вносятся в Реестр, где формируется электронный листок нетрудоспособности с единым регистрационным номером.
Такой документ является основанием для освобождения от работы, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, назначения материального обеспечения и оказания социальных услуг в соответствии с законодательством об ОГСС.
Какая информация отражается в Реестре?
По каждому случаю временной нетрудоспособности в Реестре должна отражаться следующая информация:
- О временно нетрудоспособном работнике: паспортные данные, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, уникальный идентификатор из реестра пациентов в электронной системе здравоохранения, наименование страхователя и его код из ЕГРПОУ, льготный статус (чернобыльцы, уход за ребенком до 14 лет и пр.).
- О пациенте (в случае необходимости ухода: за больным ребенком, за больным членом семьи, за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, ухаживающего за таким ребенком): дата рождения, уникальный идентификатор из реестра пациентов, статус пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, инвалидности (при наличии).
- О самом случае нетрудоспособности: его уникальный номер, номер и дата регистрации медицинского заключения в реестре медицинских заключений, регистрационный номер больничного листка, причина и период нетрудоспособности (определяются сроками, указанными в медицинском заключении), нарушение режима лечения с указанием даты и вида нарушения (при наличии), дата осмотра и заключение медико-социальной экспертной комиссии (при наличии) и пр.
- О лице, сформировавшем медицинское заключение в электронной системе здравоохранения: должность, Ф. И. О., регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов.
- Об учреждении здравоохранения, которое выдало больничный: наименование субъекта хозяйствования и его код ЕГРПОУ, идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий.
- О сумме помощи, начисленной на основании больничного листка, в том числе сумме оплаты первых пяти дней нетрудоспособности: данные о выплате, об отказе в оплате первых пяти дней временной нетрудоспособности (если имел место такой отказ).
Как видим, вся эта информация практически совпадает с той, которую указывали ранее на бумажных бланках больничных листков.
Кто будет вносить вышеуказанную информацию в Реестр?
Такую информацию будут вносить в Реестр врачи, страхователи (работодатели), ФСС и другие организации. Порядок внесения данных в Реестр будет утвержден законодательно.
Кто будет вести Реестр и распоряжаться информацией, которая в него поступает?
Формирует Реестр и ведет его Пенсионный фонд Украины, который является владельцем информации, внесенной в Реестр (п. 4 Порядка № 328).
Получение информации из Реестра
Для того чтобы работнику могли начислить пособие по болезни или по беременности и родам, предприятию нужно получить э-больничный, то есть информацию из Реестра о периоде и причине нетрудоспособности своего работника.
Как найти информацию о конкретном э-больничном в Реестре?
Поиск сведений в Реестре осуществляется по фамилии, имени, отчеству и дате рождения застрахованного лица, его регистрационному номеру учетной карточки плательщика налогов (п. 17 Порядка № 328).
Кому, каким образом и в каком виде предоставляется информация из Реестра?
Информация из Реестра предоставляется:
- застрахованным лицам;
- страхователям (работодателям) – за период нахождения лица в трудовых отношениях с ним.
Информация предоставляется через электронные кабинеты застрахованного лица и страхователя на портале услуг ПФУ в виде извлечения из Реестра. Это и будет э-больничный, на основании которого начисляются суммы пособий. Распечатанное извлечение является копией э-больничного.
Как можно получить оригинал э-больничного?
Оригиналом э-больничного является информация в Реестре, а также распечатанное извлечение, заверенное органами ПФУ. Его может получить в территориальном органе ПФУ по устному обращению (п. 16 Порядка № 328):
- застрахованное лицо – лично (надо предъявить документ, удостоверяющий личность, и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика);
- родители, опекун – если застрахованное лицо является несовершеннолетним или недееспособным (в этом случае нужно предъявить документы, удостоверяющие личность, и документы, которые подтвердят родственные связи с застрахованным лицом);
- представитель застрахованного лица или страхователя (следует предъявить документ, удостоверяющий личность, и доверенность).
Где должны храниться извлечения из Реестра (распечатки или в электронной форме)?
По разъяснениям специалистов ФСС, э-извлечения должны храниться на предприятии (как раньше бланки больничных листков). Только пока не ясно, достаточно копий или понадобятся оригиналы, заверенные ПФУ.
Будет ли свободный доступ к информации из Реестра?
Часть информации из Реестра будет в свободном доступе (без электронной идентификации пользователя на портале услуг). Это будет обезличенная информация, в частности:
- о листке нетрудоспособности (по единому номеру): дата его открытия, продолжение, закрытие, сведения о проверке обоснованности его выдачи (в случае такой проверки),
- количестве и продолжительности зарегистрированных листков нетрудоспособности за месяц, квартал, год по учреждениям здравоохранения и лицам, установившим временную нетрудоспособность;
- количестве дней временной нетрудоспособности за месяц, квартал, год – по административно-территориальным единицам и страхователям;
- суммах пособия выплаченных на основании листков нетрудоспособности за месяц, квартал, год – по страхователям.
Дальнейшие действия предприятия
Получив информацию из Реестра о периоде и причине нетрудоспособности, предприятие действует по такому алгоритму:
- комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию рассматривает листок нетрудоспособности и выносит решение о его оплате (отказе от оплаты);
- бухгалтерия рассчитывает сумму пособия (больничные или декретные);
- для получения финансирования от ФСС – составляется заявление-расчет, в которой приводятся данные по э-больничному;
- полученные на спецсчет суммы пособия от ФСС выплачиваются работнику.
Как предприятие узнает, что у работника есть э-больничный?
Теперь многим предприятиям придется внести коррективы в привычный алгоритм действий по начислению больничных. Ведь раньше работник сам приносил в бухгалтерию бланк листка нетрудоспособности, и на предприятии знали, что работнику следует оплатить больничный. А как теперь предприятие узнает, что у работника есть э-больничный? Только если он оповестит об этом лично или принесет заверенное ПФУ извлечение.
Получить в органах ПФУ заверенный документ – не так просто, это процедура достаточно трудоемкая. Поэтому если на предприятии есть возможность получать информацию в электронном виде из Реестра, рекомендуем пользоваться именно этим способом.
Но для этого нужно организовать на предприятии процесс оповещения об оформленных больничных листках. То есть в локальном документе нужно зафиксировать правило, что работник обязан уведомить об оформленном ему э-больничном, например, отдел кадров или бухгалтерию, или комиссию по соцстрахованию. Тогда можно будет централизованно распечатывать э-извлечения по всем больничным, выданным работникам за определенный период.
Например, уведомления работник может делать в прикладном программном обеспечении («Документооборот», «Битрикс»), если такое установлено на предприятии, или в соцсети. Или можно разработать на предприятии бланк-бегунок с одной-единственной информацией – о наличии э-больничного.
В любом случае доведите до сведения работников, что они должны сообщать о наличии у них э-больничного, если хотят своевременно получать больничные (декретные).
Источник: "Баланс" № 21, который вышел из печати 31.05.21 г.