Ваше предоплаченное издание Читайте on-line

Баланс группа компаній

Бухгалтерия – это любовь!

(056) 370-44-25
Заказать звонок

Электронная отчетность – обязанность и необходимость

October 9, 2018

Из этой статьи вы узнаете: какие изменения внесены в АС «Э-Отчетность», на какие нюансы следует обратить внимание во время создания сети главного распорядителя средств.

Что нового в составлении отчетности

Прошло немного более года с того момента, как бухгалтеров бюджетных учреждений штормило по поводу применения НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» и введения новых Порядков формирования финансовой и бюджетной отчетности. Что же мы теперь имеем? С определенными усилиями новые формы были проработаны, но, как известно, совершенству нет пределов.

С 7 апреля 2018 года вступил в силу приказ Минфина от 02.03.18 г. № 340, которым вносятся изменения в Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами обязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44).

Поэтому отныне распорядители и получатели бюджетных средств составляют и представляют отчетность главным распорядителям бюджетных средств и органам Казначейства в электронном виде с применением автоматизированной системы представления электронной отчетности клиентами Госказначейства (далее – АС «Э-Отчетность») с соблюдением требований Закона от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Закона от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи».

Подробное описание настройки и пользования АС «Э-Отчетность» изложено в инструкции пользователя «Система представления электронной отчетности клиентами ГКСУ», размещенной на официальном сайте Госказначейства.

Сама идея формирования электронной отчетности является, безусловно, новационным шагом в такой важной обязанности бухгалтера, как формирование и представление отчетности в органы Казначейства.

В соответствии с Порядком заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 28.02.17 г. № 307 (далее – Порядок № 307), финотчетность состоит из 5 форм, а бюджетная отчетность согласно Порядку № 44 – из 8 форм и 20 приложений. Даже учитывая то, что рядовой распорядитель средств не составляет все формы и приложения, представление месячной, квартальной и годовой отчетности с разным количеством форм и приложений – это очень значительный объем работы. А у главного распорядителя средств хлопот еще больше, ведь кроме собственной отчетности он должен составить сводную отчетность распорядителей и получателей бюджетных средств, а также общий сводный отчет.

Специалистам органов Казначейства это все нужно проверить на бумажных носителях по данным учета АС «Э-Казна» и завизировать не менее двух экземпляров отчетности. Согласитесь, это титанический труд.

Состав АС «Э-Отчетность»

Новая электронная программа по формированию отчетности АС «Э-Отчетность» предлагает бухгалтеру бюджетного учреждения соответствующие формы отчетности: АРМ по формированию всей отчетности, предусмотренной Порядками № 44 и № 307. В состав АС «Э-Отчетность» входят:

  • АРМ «Финансовая отчетность»;
  • АРМ «Бюджетная отчетность»;
  • АРМ «Ликвидационная отчетность»;
  • АРМ «Финансовая отчетность (консолидированная)»;
  • АРМ «Бюджетная отчетность (консолидированная)»;
  • АРМ «Ликвидационная отчетность (консолидированная)»;
  • АРМ «Уведомления»;
  • справочники.

Первый шаг в отчетности

Финансовая отчетность формируется на основании бухгалтерского учета бюджетного учреждения. Если у вас в Главной книге на отчетное число разнесены все суммы, проблем при составлении отчетности не будет. А огромная бюджетная отчетность формируется на основании данных АС «Э-Казна» на отчетную дату.

Основные команды при формировании отчетности в АС «Э-Отчетность» для выбора соответствующей формы следующие:

  • создать отчет;
  • проверить – сформировать протокол ошибок, в котором будет указано наличие или отсутствие ошибок;
  • печать.

Этапы проставления подписей главного бухгалтера и руководителя, формирования ссылок на органы Казначейства – это технические моменты, которые отрабатываются во время первого представления электронной отчетности.

Как видим, громоздкое формирование отчетности при наличии порядка в бухгалтерском учете бюджетного учреждения превращается в последовательное нажатие команд в соответствующих АРМ электронной отчетности.

Мы знаем, что теория и практика могут значительно отличаться. Поэтому остановимся на некоторых нюансах формирования отчетности за первое полугодие 2018 года.

Построение сети после создания своего электронного кабинета АС «Э-Отчетность»

Важнейшим шагом во время формирования электронной отчетности является построение сети после создания своего электронного кабинета АС «Э-Отчетность», в котором из справочника распорядителей вышестоящего уровня этой системы выбирается правильный код ЕГРПОУ того распорядителя, от которого поступает финансирование. А если вы получаете средства местного бюджета и субвенцию из государственного бюджета, то у вас будет сеть как с главным распорядителем местного уровня, так и с распорядителем уровня министерства. При этом отчетность будет формироваться в соответствии с сетью.

Рассмотрим пример построения сети и представления отчетности для педагогов (письмо МОН от 11.07.18 г. № 1/11-7245):

  • профессионально-технические учебные заведения и высшие учебные заведения І–ІІ уровней аккредитации, которые финансируются из местных бюджетов, подают финансовую отчетность отдельно по средствам государственного и местного бюджетов (две формы № 1-дс «Баланс»). Для представления отчетности по средствам госбюджета необходимо выбрать распорядителем вышестоящего уровня МОН;
  • высшие учебные заведения I–IV уровней аккредитации, учреждения и организации, которые непосредственно отчитываются в МОН, должны выбрать распорядителем вышестоящего уровня МОН;
  • вузам I–II уровней аккредитации, учреждениям, организациям, которые включены в сети вузов III–IV уровней аккредитации, следует выбрать распорядителем вышестоящего уровня учебное заведение;
  • получателям бюджетных средств, учебным заведениям негосударственной формы собственности, которые отчитываются по средствам целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования (форма № 7д.1), нужно создать электронный кабинет с избранием распорядителем вышестоящего уровня МОН;
  • департаментам (управлениям) областных, Киевской городской госадминистраций необходимо выбрать распорядителем вышестоящего уровня областную госадминистрацию и подать ей финансовую и бюджетную отчетность в полном объеме, в частности относительно использования средств образовательной субвенции;
  • отделы образования РГА выбирают распорядителем вышестоящего уровня райгосадминистрацию и подают ей финансовую и бюджетную отчетность в полном объеме, в частности относительно использования средств образовательной субвенции.

После представления отчетности в АС «Э-Отчетность» департаменты (управления) областных, Киевской городской госадминистраций, отделы образования райгосадминистраций должны распечатать из этой системы формы по использованию средств образовательной субвенции и отправить их в МОН для составления приложения 22 к Порядку № 44.

Городским, сельским, поселковым советам, ОТГ, отчетность которых по средствам образовательной субвенции не консолидируется областными или районными госадминистрациями, следует выбрать код ЕГРПОУ того распорядителя вышестоящего уровня, от которого поступили ассигнования. Органы местного самоуправления, которые получают средства непосредственно от МОН, создают электронный кабинет с избранием распорядителем вышестоящего уровня МОН.

Аналогично строится сеть по другим видам субвенций и поступлениям.

Новшества в АС «Э-Отчетность»

Использование АС «Э-Отчетность» для формирования отчетности за первое полугодие 2018 года происходило в тестовом режиме. При этом были выявлены расхождения между требованиями Порядков формирования отчетности и их реализацией в программном обеспечении.

В течение августа 2018 года были внесены изменения в АС «Э-Отчетность» в части предоставления возможностей по использованию АРМ «Финансовая отчетность» (письмо Госказначейства от 07.08.18 г. № 14-10/150-12866). В частности, предоставлена возможность:

  • распорядителям бюджетных средств местных бюджетов (бюджетные учреждения ОТГ, городов областного значения и г. Киева) – сформировать и подать с применением АС «Э-Отчетность» финотчетность главному распорядителю средств госбюджета или распорядителю средств госбюджета нижестоящего уровня, в сеть которого включены распорядители средств, по межбюджетным трансфертам и другим расходам госбюджета (социальные выплаты, расходы за счет средств фонда регионального развития);
  • распорядителям бюджетных средств – заполнить и подать финотчетность по прежней ведомственной подчиненности, как это определено абзацем третьим п. 8 ч. 1 Порядка № 307, а именно: субъекты госсектора составляют финотчетность как ликвидированные или прекратившие свою деятельность и подают ее в объеме годовой субъекту госсектора, под контролем которого они находились. Контролирующему субъекту госсектора подается финотчетность, составленная как для вновь созданного субъекта госсектора, в установленном законодательством порядке.

Для обеспечения представления в АС «Э-Отчетность» финотчетности главному распорядителю средств госбюджета или распорядителю средств госбюджета, в сеть которых включены распорядители средств нижестоящего уровня, распорядителям бюджетных средств ОТГ, городов областного значения, г. Киева и распорядителям бюджетных средств, которым следовало подать финотчетность по прежней ведомственной классификации, нужно:

  • открыть справочник «Сеть Д6/М6 собственная финансовая отчетность» и дополнительно его настроить: добавить КВК распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня, которому необходимо подать финотчетность;
  • в АРМ «Финансовая отчетность» сформировать, подписать необходимые формы финотчетности и подать их в орган Казначейства на проверку и подписание;
  • составлять и подавать промежуточную ликвидационную финотчетность в соответствии с требованиями ст. 111 Гражданского кодекса;
  • составлять финотчетность за распорядителей бюджетных средств, которые находятся на оккупированной территории Украины и на территории проведения Операции объединенных сил.

Для реализации указанных возможностей в справочник «Сеть Дб/Мб собственная финансовая отчетность» добавлены параметры «Код ведомственной классификации» и «Тип отчетности» («Отчетная форма», «Ликвидационная форма», «Отчетная форма оккупированных территорий»). Кроме того, в автоматическом режиме:

  • в справочнике «Сеть Дб/Мб собственная финансовая отчетность», который формировался бюджетными учреждениями самостоятельно, будет заполнен параметр «КВК», в котором отразится код ведомственной классификации учреждения вышестоящего уровня, которому уже подана финотчетность для дальнейшей консолидации;
  • в электронные параметры форм финотчетности, которые включены учреждениями вышестоящего уровня в сводные формы, будет добавлен дополнительный параметр «КВК», аналогично параметру, который имеется в формах бюджетной отчетности.

Промежуточная ликвидационная отчетность подается распорядителями бюджетных средств учреждениям вышестоящего уровня с использованием АРМ «Финансовая отчетность» тип отчетности «Отчетная форма».

Ликвидационную финотчетность с нулевыми показателями на дату ликвидации следует подавать с применением АРМ «Ликвидационная отчетность».

Сроки представления отчетности

Сроки (графики) представления месячной бюджетной отчетности в органы Казначейства устанавливаются ими в пределах сроков, определенных ст. 59 Бюджетного кодекса, но не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца.

Главные распорядители утверждают сроки представления бюджетной отчетности распорядителями и получателями, включенными в их сеть, с таким расчетом, чтобы они уложились в сроки представления бюджетной отчетности в органы Казначейства.

Финансовая отчетность подается распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов в следующие сроки (п. 6 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419):

  • квартальная – не позднее 15-го числа следующего за отчетным кварталом месяца;
  • годовая – не позднее 22 января следующего за отчетным года.

Распорядители и получатели средств государственного и местных бюджетов подают месячную, квартальную и годовую финотчетность органам Госказначейства по месту обслуживания по установленному графику. Такая отчетность подается распорядителям вышестоящего уровня с отметкой органов Госказначейства о ее соответствии данным учета об исполнении бюджетов.

С 1 октября 2018 года мы начинаем готовить отчетность за ІІІ квартал. Надеемся, что вы легко справитесь с составлением электронной отчетности и наши советы пригодятся вам.

Источник: "Баланс-Бюджет" № 40, который вышел из печати 01.10.18 г.

Присоединяйтесь к нашей странице и получайте новости первыми!

Спасибо, я уже с вами!